Внеклассное мероприятие по истории, посвященное Дню согласия и примирения.

Прядкина О.А.,
преподаватель общественных дисциплин
Костромского политехнического колледжа

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории, посвященная Дню согласия и примирения

Эхо гражданской войны 1918-1920 гг.
Цели мероприятия:
убедить студентов, что целостность и единство народа – главное условие стабильного развития общества;
показать, что гражданская война, произошедшая в России, - это трагедия, тяжелые последствия которой мы переживаем до сих пор;
воспитать чувства милосердия и уважения к памяти наших соотечественников – тех, кого коснулась эта война.
Оборудование: песни времен гражданской войны “Дан приказ ему на Запад”, “Мы смело в бой пойдем, за власть Советов”, “Тачанка”, музыка из к/ф “Дни Турбиных”, ноутбук, проектор, презентация, круглый столик, свечи или лампа-абажур; буденовки с красными звездами.
Ход мероприятия.

Звучит песня “Уходили добровольцы”

Вступительное слово преподавателя: В качестве эпиграфа к нашей встрече я хотел бы привести слова известного русского философа Николая Александровича Бердяева:
« Революции всегда бывают неудачны, удачных революций не бывает и быть не может. Они всегда порождают не то, к чему стремились, всегда переходят в свою противоположность».
Один из французских мыслителей говорил: «Революции придумывают идеалисты, совершают - фанатики, а пользуются их плодами – подлецы».
Значительный промежуток времени отделяет нас от революционных событий 1917 г. и гражданской войны. Многое из того, что раньше считалось великим, героическим, сегодня благодаря открытию новых источников представляется нам совершенно иным. Сначала считали бандитами, контрреволюционерами и предателями тех, кто сражался в лагере белых, и тех, кто вынужден был покинуть страну, отправляясь в эмиграцию. В начале 90-х годов стали свергать с пьедесталов и уничтожать память о тех, кто поддерживал и осуществлял революционные преобразования в России.
Пришло время собирать камни, пришло время опомниться и понять, что все мы разные, но Родина – у нас одна и другой никогда не будет.

2 студента читают по разбивке стихотворение М. Волошина “Гражданская война”.


1-й чтец: Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных,
Дворянских разоренных гнёзд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.

2-й чтец: В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.

В других – лишенных всех корней –
Тлетворный дух столицы невской:
Толстой и Чехов, Достоевский –
Надрыв и смута наших дней.

3-й чтец: Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле

В других весь цвет, вся гниль империй,
Все золото, весь тлен идей,
Блеск всех великих фетишей
И всех научных суеверий.

1-й чтец: Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.

В тех и других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам:

2-й чтец: Сгноить её пшеницы груды,
Её бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.

И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи,
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:

Все 3 чтеца вместе:
“Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами”.

3-й чтец: А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Студенты - ведущие сидят за круглым столом. (На столе лампа-абажур или свечи).

1-й ведущий: В истории человечества революции нередко сопровождались гражданскими войнами. Гражданская война в России охватила огромную территорию, в неё было втянуто практически все население, все социальные слои и политические силы. Люди часто оказывались не по своей воле по разные стороны баррикады. Брат шел на брата, дети убивали родителей, а родители проклинали своих детей. По размаху и по жестокости гражданская война превзошла, пожалуй, все, что когда-либо переживала наша страна.

2-й ведущий: Война не стала бы реальностью, если бы не было причин, в силу которых общество раскололось на враждебные лагеря.
причина - тяжелые условия Брестского мира. Для одних он был возможностью отстоять революционные завоевания, а другие считали его позором России.
причина - крайне жестокие методы новой власти, проводившей политику национализации, вылившуюся в принудительное изъятие всех средств производства и имущества не только у крупной буржуазии, но у средних и мелких собственников.
причина - красный террор. Хотя он и был порожден белым, тем не менее привел к всплеску насилия в стране.

3-й ведущий: Широко распространено представление о том, что в гражданскую войну воевали “белые”, “красные” и “зеленые”. Символическое значение этих цветов следующее:
Красный - “Даешь мировую революцию!” “Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови – Господи, благослови!..”
Белый – означал святость, воинскую доблесть и законный порядок.
Зеленый цвет стал знаменем значительной массы крестьян. Переход этой силы на сторону красных предопределил исход гражданской войны.
Главной ударной силой белых стала Добровольческая армия. Одним из её организаторов был Антон Иванович Деникин.
4-й чтец: Марина Цветаева. Стихотворение Дон из цикла “Лебединая стая”:

Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу – грудь и висок.

Божье да белое твое дело:
Белое тело твое – в песок.

Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает

Старого мира – последний сон:
Молодость – Доблесть – Вандея – Дон.

4-й ведущий: Василий Витальевич Шульгин в своих воспоминаниях писал:

«Красные – грабители, убийцы, насильники. Они бесчеловечны, они жестоки. Для них нет ничего священного Они отвергли мораль, традиции, заповеди господни. Они убивают, они пытают Разве это люди? Это звери
Значит, белые, которые ведут войну с красными, совсем иныесовсем “обратные” Грабежи у них - несмываемый позор.
Белые убивают только в бою. Кто приколол раненого, кто расстрелял пленного – тот лишен чести. Он не белый – он палач. Белые не убийцы: они воины.
Белые рыцарски вежливы с местным населением Белые имеют Бога в сердце Это почти что святые
“Почти что святые” начали это белое дело Но что из этого вышло? Боже мой!
В одной хате белые подвесили за руки “комиссара” Под ним разложили костер. И медленно жарили человека а кругом пьяная банда “монархистов” выла “Боже, царя храни”.
Пусть свершится над ними страшное проклятие, которое мы посылаем им предателям белого дела убийцам белой мечты»

Исполнение группой студентов песни “Белая гвардия”.
1-й ведущий: Отряды Красной гвардии создавались с февраля 1917 г. на промышленных предприятиях. Принцип комплектования был добровольным. Но с февраля 1918 г. большевики сделали ставку на Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Добровольное участие в ней было заменено принудительной мобилизацией.

Звучит песня “Мы смело в бой пойдем ” Под музыку выходят строем четверо красноармейцев в буденовках (с красными звездами) и читают в форме агитбригады отрывок из стихотворения В. Маяковского “Красный Ёж”.

5 чтец: Голою рукою нас не возьмешь.
Товарищи, - все под ружья!
Все вместе: Красная Армия – Красный Ёж -
Железная сила содружья.
6 чтец: Рабочий на фабрике, куй, как куёшь,
Деникина день сосчитан!
Все вместе: Красная Армия – Красный Ёж –
Верная наша защита.
7 чтец: Крестьяне, спокойно сейте рожь,
Час Колчака сосчитан!
Все вместе: Красная Армия – красный Ёж –
Лучшая наша защита.
8 чтец: Назад, генералы, нас не возьмешь!
Наземь кидайте оружье.
Все вместе: Красная Армия – Красный Ёж –
Железная сила содружья.

Звучит песня “Тачанка” красноармейцы делают несколько танцевальных движений под 1 куплет и припев.

Портретная галерея полководцев гражданской войны.
( На доске портреты А.В. Колчака, А.И. Деникина, барона П.Н. Врангеля, С.М. Буденного, М.Н. Тухачевского, М.В. Фрунзе, костромича А.Г. Симановского). Двое студентов коротко характеризуют этих героев.

Историческая справка:

Белые.
Александр Васильевич Колчак - адмирал, ученый, член Русского географического общества, автор научной работы “Лед Карского и Сибирского морей”. А.В. Колчак участвовал в проектировании специальных ледокольных судов. Во время русско-японской войны командовал эсминцем. В годы первой мировой войны руководил военными действиями на Балтике. С 1916 г. назначен командующим Черноморским флотом и произведен в вице-адмиралы. Находясь в 1918 г. в городе Омске, он совершил переворот, объявив себя “Верховным правителем России”. Адмирал поставил себе целью победить большевизм и восстановить законный порядок. Обладая половиной золотого запаса России, получив военную поддержку Англии, Франции, Японии и США, он повел успешную борьбу в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Его власть признали А.И. Деникин и Н.Н. Юденич. Восстанавливая частную собственность на предприятия и землю, А.В. Колчак предоставил право командующим военными округами закрывать органы печати, выносить смертные приговоры, что вызвало сопротивление в тылу его войск. К лету 1919 г. красные перешли в наступление, и главные силы Колчака были разбиты. Сам адмирал был арестован и расстрелян.

Антон Иванович Деникин – один из главных организаторов и создателей Добровольческой армии. С осени 1918 г. главнокомандующий всеми вооруженными силами Юга России. В 1919г. руководил походом на Москву. После разгрома белых армий юга России Деникин передал командование барону Врангелю и эмигрировал во Францию. В годы Великой Отечественной войны осуждал эмигрантов, сотрудничавших с фашистской Германией. Летом 2005 года дочери белого генерала - Марине Антоновне Деникиной вручили первый в её жизни русский паспорт, а в сентябре 2005 г. прах её отца - Антона Деникина был привезен в Россию и перезахоронен в Свято-Тихоновском Донском монастыре.

Петр Николаевич Врангель – потомственный дворянин, барон. Участник русско-японской и первой мировой войн. В 1918-1919 гг. в Добровольческой армии и Вооруженных силах Юга России. Пытался создать в Крыму государство, в котором были бы проведены реформы, позволявшие бороться с большевиками путем лучшего общественного устройства. Но реформы не получились. После прорыва красных через Перекоп Врангель вместе с остатками армии бежал в Турцию.

Красные.
Семен Михайлович Буденный - Маршал Советского Союза, участник русско-японской и первой мировой войн. В годы гражданской войны командовал Первой Конной армией. Конница Буденного сыграла важную роль в разгроме армий Деникина и Врангеля.


Михаил Николаевич Тухачевский – Маршал Советского Союза. Родился в дворянской семье. В Красной Армии с 1918 г. Командовал 5-й армией Восточного фронта, которая внесла значительный вклад в разгром армий Колчака и освобождение Урала и Сибири. Руководил подавлением восстаний в Кронштадте и в Тамбовской губернии. После гражданской войны занимал ряд высших постов в Красной армии. Принимал деятельное участие в проведении военной реформы и в техническом перевооружении армии. Г.К. Жуков оценивал его так: “Гигант военной мысли, звезда первой величины в плеяде военных нашей Родины”. В 1937 г. его ложно обвинили в антисоветском заговоре и расстреляли в тот же день.

Михаил Васильевич Фрунзе – имя этого государственного и военного деятеля тесно связано с историей нашего края. В годы первой русской революции Михаил Васильевич являлся одним из руководителей Иваново-Вознесенской стачки и первого Совета рабочих депутатов. В годы гражданской войны его войска сражались и с Колчаком, и с Врангелем. После окончания гражданской войны Фрунзе руководил ликвидацией повстанческой армии Н. Махно. Фрунзе написал ряд теоретических и военных работ, основные выводы которых получили полное подтверждение в годы Великой Отечественной войны. Умер полководец в расцвете сил и таланта в возрасте 40 лет в результате неудачно проведенной хирургической операции.

Нестор Иванович Махно – воевал против всех: и белых, и красных. Полагая своей задачей защитить деревню от голода, Махно боролся под лозунгами “Мир хижинам – война дворцам!”, “Земля тем, кто её обрабатывает!”, “Власть рождает паразитов – да здравствует анархия!” Вступая неоднократно в переговоры с красными, он активно выступал против продразверстки, за что был объявлен советской властью вне закона. В 1921г. бежал за границу.

Вопросы аудитории:
Кого ещё из героев гражданской войны вы знаете? (Чапаев, Вацетис, Котовский, Ворошилов, Юденич и др.)
Какие произведения художественной литературы и к/ф о гражданской войне вы помните? (Фурманов “Чапаев”, М. Шолохов “Тихий Дон”, Фадеев “Разгром”, Булгаков “Белая гвардия”, к/ф “Неуловимые мстители” и др.)
Какие последствия для людей, российского общества имела эта война? (ответ после фрагмента фильма). Ответы поощряются памятными призами.

Просмотр фрагмента художественного фильма «Белая гвардия».

2-й ведущий:
Гражданская война, ворвавшись снежным вихрем в дома и души людей, разъединила их, унесла жизни более 10 млн. человек. Ещё 3 млн. российских граждан оказались в эмиграции.

Сценка “Салон эмигрантов”.
Действующие лица: Кн. Трубецкой с супругой,
Кн. Долгорукий с супругой,
поручик Голицын,
философ Новгородцев,
поэт.
Звучит 1 куплет и припев песни из к/ф “Дни Турбиных”(“Целую ночь соловей нам насвистывал, город молчал и молчали дома, белой акации гроздья душистые ночь напролет нас сводили с ума”)
Участники салона стоят полукругом в центре зала.
Кн. Трубецкой: Господа, я рад, что мы снова увидели друг друга. Мой дом открыт для любого из вас.
Кн. Долгорукий: Да, не каждый из нас теперь может похвастаться таким домом. Большевики сыграли с нами злую шутку. Покинув Россию, мы с женой так и не смогли обрести для себя другую Родину.
Супруга Трубецкого: Каждую ночь мне снится отчий дом в нашем имении: как вся наша большая семья собиралась за вечерним чаем, обсуждая новости газет, новинки литературы, и как мы с сестрой пели романсы.
Супруга Долгорукого (подхватывает): А теперь точно оборвалась кинолента прошлой жизни, нас выплеснуло волной на чужой берег, который никогда не станет нам родным.
Поэт: Послушайте, кажется И. Бунин верно передал ваше настроение (читает):
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей, уж ветхою котомкой!
Поручик Голицын: Больно видеть, как бывший офицер царской армии, чтобы прокормить семью, работает таксистом, а преподаватель гимназии открывает торговую лавку.
Философ Новгородцев: Жить за пределами Родины нелегко. Меня спасает моя работа: читаю лекции в Пражском университете, сотрудничаю с рядом эмигрантских издательств, пишу статьи, работаю над мемуарами.
Поэт: А мне приходится заниматься переводами. И все-таки хочется хотя бы умереть на Родине.
Трубецкой: Дорогие, мы не должны расстраиваться. Россия в нашем сердце, а это самое главное. Не случайно мы собрались здесь. Поддерживая друг друга, мы переживем эти тяжелые времена. И дай Бог, чтобы наши дети и внуки смогли вернуться в Россию.

Все танцуют медленный танец (вальс) в парах под музыку из к/ ф “Дни Турбиных” . Звучат 2 и 3 куплеты.

Преподаватель истории: Завершая наш разговор о гражданской войне, хочется обратиться ко всем присутствующим с вопросом:

- Как вы считаете, на ваш взгляд, кто победил в гражданской войне?

- Есть ли другие способы разрешения социальных и политических конфликтов?
- Продолжите мысль: Трагедия гражданской войны 1918-1920 гг. учит нас (чему?)

Высказывания студентов и преподавателей.

Преподаватель истории: Вы правы любая война - это трагедия общества. И дай Бог, чтобы этого не повторилось вновь. В заключение нашей встречи, позвольте поблагодарить всех, кто нашел время придти сюда, всем, кто принял участие в подготовке мероприятия и в дискуссии.

Литература:
Шульгин В.В. Дни. 1920: Записки. – М.: Современник, 1989.
Русская поэзия ХХ века: Антология. – Ч.1. – М.: Сов. Россия, 1991.
Белые армии, черные генералы: Мемуары белогвардейцев. – Ярославль: Верх.- Волж. кн. изд.,1991.
Цветаева М.И. Сочинения. В 2-х т. – М.: Худож. лит., 1988.
Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России ХХ в.: 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
6. Езеев А. Два цвета ненависти: идеологическая символика красного и белого // Родина. – 2001. - Спец. Выпуск. – С.46-47.






















Белая гвардия.
Белая гвардия, белый снег,
Белая музыка революций.
Белая женщина, нервный смех,
Белого платья слегка коснуться.
Белой рукой распахнуть окно,
Белого света в нем не видеть,
Белое выпить до дна вино,
В красную улицу в белом выйти.

Припев:
Когда ты вернешься, все будет иначе,
И нам бы узнать друг друга.
Когда ты вернешься, а я не жена
И даже не подруга.
Когда ты вернешься ко мне,
Так безумно тебя любившей в прошлом,
Когда ты вернешься, увидишь,
Что жребий давно и не нами брошен.

2. Сизые сумерки прошлых лет
Тихо крадутся по переулку.
В том окне ещё брезжит свет,
Ноты истрепаны, звуки гулки,
Тонкие пальцы срывают аккорд,
Нам не простят безрассудного дара.
Бьются в решетку стальных ворот
Пять океанов земного шара.

Припев:
3. Красный трамвай прозвенел в ночи,
Красный закат догорел в стакане.
Красные, красные кумачи
С красных деревьев на землю пали.
Я не ждала тебя в октябре,
Виделись сны, я листала сонник.
Красные лошади на заре
Били копытами о подоконник.

Припев:
Когда ты вернешься, все будет иначе,
И нам бы узнать друг друга.
Когда ты вернешься, а я не жена
И даже не подруга
Когда ты вернешься, вернешься
В наш город обетованный,
Когда ты вернешься такой невозможный
И такой желанный.




Б. Окуджава
Старинная студенческая песня.

Поднявший меч на наш союз
Достоин будет худшей кары,
И я за жизнь его тогда не дам
И ломаной гитары.
Как вожделенно жаждет век
Нарушить брешь у нас в цепочке
Возьмемся за руки, друзья,
Возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть по одиночке.

2. Среди совсем чужих миров
И слишком ненадежных истин,
Не дожидаясь похвалы,
Мы перья белые почистим.
Покуда полоумный жлоб
Сулит дорогу нам к острогу
Возьмемся за руки, друзья,
Возьмемся за руки, друзья,
Возьмемся за руки, ей-Богу.

3. Когда ж придет дележке час –
И нас калач ржаной поманит.
И рай настанет не для нас,
Зато Офелия помянет.
Пока ж не грянула пора
Нам расставаться понемногу
Возьмемся за руки, друзья,
Возьмемся за руки, друзья,
Возьмемся за руки, ей-Богу.














13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515