Детско-родительский проект «Моя любимая азбука»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №55»













Детско-родительский проект
«Моя любимая азбука»











Составитель:
Воспитатель
1 категории
Ряпосова Л.Ю.




2014 Пермь
Название проекта: «Моя любимая азбука»


Автор – разработчик проекта:

Воспитатель 1 категории Ряпосова Л.Ю.,

Целевая группа: дети логопедической группы 15 человек и родители.

Вид проекта: творческий

Срок реализации: 2 года (сентябрь 2014; май 2016).

Проблема.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте.
Нам хорошо известно, что развитие ребёнка в большой степени зависит от участия родителей, но в последние годы мы вынуждены наблюдать, что для многих родителей понятие «школьная готовность» заменилось понятием «умение читать». Родители чуть не с рождения начинают учить детей узнавать буквы, приобретая для этой цели всевозможную литературу и пособия, не всегда отвечающие требованиям методики обучения грамоте (это всевозможные «говорящие азбуки», компьютерные игры и программы, обучающие компьютеры и т. п.) . Потом мы слышим от родителей: «Ребёнок знает все буквы, но не может прочитать слог». Не всегда получается убедить родителей полностью доверить обучение грамоте детей специалистам, поэтому мы решили привлечь родителей к совместной деятельности по обучению детей грамоте. В связи с этим возникла идея создания совместного творческого проекта, которому дали название «Моя любимая Азбука».

В проекте участвуют дети старшей логопедической группы с ТНР и их родители.
Детско-родительский проект “Моя любимая азбука” нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой.
Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, с речевыми нарушениями.
Данный проект долгосрочный и рассчитан на два года обучения.
Целью этого проекта стало: Обучение грамоте и подготовка детей к школе посредством совместного творческого взаимодействия с родителями.
Творческим результатом нашей совместной работы являются азбуки,  сделанные руками детей и родителей.
Вид проекта: творческий.
Цель. Развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.
Задачи.
- Развивать творческое воображение, память, мышление.
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Развивать звуко - буквенный анализ.
- Развивать интерес и способность к чтению.
- Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников.
- Развивать коммуникативные способности.
- Закреплять знания о буквах.
- Повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.
- Активизировать педагогический потенциал родителей.
Предполагаемый результат.
-проект разовьет познавательную активность детей, интерес к знаниям, любознательность;
- позволит закрепить представления детей о фонетической стороне слова;
- разовьет различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь;
- поможет раскрыть творческие способности детей;
- разовьет коммуникативные навыки, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи;
- повысит интерес родителей к образовательной работе в ДОУ.

Этапы проекта
1 этап. Подготовительный.

Выявление проблемы. Определение цели и задач.
Организация работы над проектом.

2 этап. Основной.
Совместная работа родителей и ребенка по изготовлению азбуки. По мере прохождения буквы на занятиях «Грамота»,

3 этап. Заключительный.

Презентация мини - музея «Наша Азбука».
Логопедический досуг для детей и родителей «По дороге к азбуке».

Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста;
- учитель-логопед;
- воспитатели групп;
- родители;
- музыкальный руководитель.

Формы работы:

- занятия:  грамота, развитие речи, лепка, рисование, ручной труд, музыкальное,
- экскурсии (библиотека, школа),
- игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические,
- конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы»,
- речевые праздники : « Праздник букваря», «Наш родной язык»
- презентация мини-музея «Наша Азбука»
- работа с родителями: семинар-практикум «Как научить детей читать», «Развиваем фонематический слух у детей», « «Развитие графо- моторных навыков» консультации, анкетирование.
Схема реализации проекта
«По дороге к азбуке»
через различные виды деятельности
Разделы программы
Виды детской деятельности

Игровая деятельность
1. Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы».
2. Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», “Звукоедик”, «Упрямые звуковички» «Живая модель», «Исправь букву», “Звуковая цепочка”, «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая азбука».

Речь и речевое развитие
1. Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», « Что орзначает моя буква»,, «Как мы делали букву».
2. Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
3. Сотворчество детей и родителей по теме проекта

Художественная литература
. Чтение: Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква».
2. Заучивание стихотворений: С. Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
3. Загадки на тему: «Чтение, письмо».

Изобразительная деятельность
1. Рисование на тему: “Путешествие в библиотеку”.
2. Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная «Азбука».
3. Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего имени».
4. Пластилиновая мозаика любимой буквы.
5. Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Изобразительная деятельность
1. Рисование на тему: “Путешествие в библиотеку”.
2. Оформление выставок: “Ну-ка буквы, встаньте в ряд!”, “Такая разная “Азбука”.
3. Лепка из соленого теста на тему: “Буквы твоего имени”.
4. Аппликация на тему: “Надела буква праздничный наряд”.
5. Сотворчество детей с родителями по теме проекта

Учебная деятельность
1. Познавательные занятия.
2. Подготовка к обучению грамоте.
3. Цикл занятий по компьютерным программам: “Уроки азбуки”, “Баба-Яга учится читать”.
4. Беседа: “Об истории азбук и букварей”.
5. Экскурсии: “Путешествие в книжное царство” “Скоро в школу мы пойдем!”.
6. Создание альбомов “От звука к слову”.
7. Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей “Уроки тетушки Совы”, “Азбука-малышка”.

Музыка
1. Разучивание песен: “Азбука”, “Урок” (игровая - шуточная).
2. Проведение праздника “По дороге к азбуке”.

Взаимодействие с родителями
1. Анкетирование “Готов ли ваш ребенок к школе”.
2. Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая Азбука».
3. Семинары практикумы по темам: «Как научить детей читать», «Развиваем фонематический слух у детей»,
«Развитие графо- моторных навыков у детей» “Все о городе звуков”, “
4. Консультации по темам: “Учимся, играя”, “Что и как читать ребенку”.
6. Презентация мини-музея “Моя любимая буква”.
7. Участие в логопедическом досуге « Наш родной язык», «Праздник букваря»


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

«Изучаем нашу азбуку с удовольствием»
Заголовок 115