Детско-родительский проект «Дежурная буква» в логопедической работе.


Детско-родительский проект «Дежурная буква» в логопедической работе. Учитель-логопед МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» Косенко Наталия Владимировна
Особый интерес и внимание к вопросам семейного воспитания в настоящее время  связано с признанием его приоритета в развитии личности ребенка. Семья представляет базовую модель для социализации ребенка, в семье формируются предпосылки и создаются условия для развития физических, эмоциональных, познавательных, речевых способностей индивида.
Особенностью периода младшего школьного возраста является обеспечение уровня общего психического развития ребенка, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях жизни. Постоянный же рост числа детей с речевыми нарушениями выдвигает профилактическое и диагностико- коррекционное направление деятельности школьных образовательных учреждений в ряду наиболее значимых и приоритетных.
С качественным изменением контингента детей школьных учреждений меняется и педагогическая ситуация, что в свою очередь стимулирует поиск новых педагогических идей, позволяет трансформировать и модифицировать привычные формы профилактической и коррекционно – развивающей работы, ее методы и содержание.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектов.
Он дает возможность педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать познавательное и творческое мышление, успешно формировать речевую компетентность ребенка.
В связи с этим был разработан совместный творческий детско-родительские проект «Дежурная буква». Почему именно детско-родительский?
Современные исследования показывают, что в настоящее время дети испытывают острый дефицит внимания и уважения со стороны взрослых, которые не реализуют свои воспитательные возможности влияния на детей, полностью полагаясь на государственные учреждения[4, т.2, с.8].
И на практике доказано, что достижение коррекционного эффекта само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимое условие закрепления достигнутого- активное воздействие на родителей с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции.
Детско-родительский проект «Дежурная буква» разработан и успешно реализуется.
Цель: развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия детей с родителями.
Задачи:
-установление партнёрских отношений для создания оптимальных условий развития ребенка;
-формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, его возможностям и потребностям;
-повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка;
- изучение условий семейного воспитания, межличностных отношений;
-формирование у родителей активной позиции в вопросах развития и воспитания ребенка.
Проект долгосрочный. Он успешно стартовал в октябре, а завершится в апреле. После изучения новых звуков и букв родителям вместе с ребенком дома нужно придумать необычный листок,  заполнив его заданиями на данную букву. Это могут быть загадки, скороговорки, поговорки, чистоговорки, потешки, кроссворды и т.д. Работа может быть выполнена красками, карандашами, фломастерами или в виде аппликации. На следующем занятии ребенок презентует данный материал. В дальнейшем пособие можно использовать в электронном варианте и как раздаточный материал. Данный проект позволяет детям стать настоящими волшебниками  и хорошо усвоить пройденный материал.
Данный проект был разработан для решения проблемы профилактики нарушений письма и чтения первоклассников.
Таким образом, участвуя в образовательном процессе, родители постепенно становятся более активными, заинтересованными, проявляют психологическую готовность в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов и возможностей. Такая  совместная работа учителя-логопеда, родителей позволяет  в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности, создает благоприятные условия для успешного обучения детей в школе и их полноценного личностного развития. Т.е. решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний.
 
Литература
Бачина О.В.,Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.,2009.
Евдокимов Е.Е.  Технология проектирования, М., 2006.
Коломийченко Л.В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей. Пермь, 2005.
Фельдштейн  Д.И. Психология развития человека как личности.  В 2-х т. М., 2005.
Чехомова Ю.В. Формирование коррекционно-логопедической компетентности родителей. // Логопед.2011.№2.