Использование интерактивных карт на уроках географии


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ КАРТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных с формированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, ее получение и использование. Это обусловлено интенсивным внедрением компьютера во все сферы человеческой деятельности. Поэтому актуальность использования ИКТ при обучении географии бесспорна. Важным методическим принципом применения информационных и коммуникационных технологий является их совместимость с традиционными формами обучения.
На основе анализа научной и специальной литературы, собственной педагогической практики с использованием ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности я смогла выделить особенности школьного географического образования путем его информатизации, такие как:
универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями;
возможность моделирования объектов на основе динамики изображения и высокой степени наглядности;
организация индивидуальной и дифференцированной работы на качественно новом уровне;
доступ к большому объему информации;
отработка в интерактивном режиме базовых умений и навыков;
организация самоконтроля;
усиление значимости экспериментальной, творческой и проектно-исследовательской деятельности.
Современное оборудование кабинета географии в нашей школе, а так же подключение его к сети Интернет, помогает мне в подготовке и проведении уроков, способствует развитию познавательных и творческих интересов школьников, использованию ГИС, а в будущем и внедрению в учебный процесс дистанционного образования.
Для максимально эффективного использования возможностей ИКТ в учебном процессе я применяю современные интерактивные средства обучения, выпущенные ООО «Дрофа» для средней школы – это электронные мультимедиа-учебники и интерактивные наглядные пособия.
Интерактивные карты – новый тип средств обучения географии, демонстрационные возможности которых существенно выше обычных, т.к. позволяют:
приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной;
делать рисунки;
наносить надписи;
ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности;
на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.
Электронные карты являются своеобразным «слоеным пирогом», т. к. географическая информация представлена на них как совокупность геоинформационных слоев. Каждый слой содержит определенную группу объектов, посвященных конкретной теме. Мультимедийная карта дает возможность не только видеть, но и управлять с помощью панели инструментов. Активизируя кнопку «СЛОИ» можно изменить внешний вид карты, комбинировать слои с разной информацией, следуя логике изучения материала. Например: можно показать месторождения полезных ископаемых или их скрыть, можно скрыть градусную сетку, можно показать расположение городов, можно убрать названия рек и озер или наоборот их выделить. Часто использую самый последний СЛОЙ – контурную карту. Можно проверить знание номенклатуры, подписать объекты.
Интерактивная карта дает право изменять масштаб: увеличивать и уменьшать изображение, перемещать его по экрану. Карта открывает неограниченные возможности для учителя: можно заранее дополнить изображения своими условными знаками. Например: нанести теплые и холодные течения без подписи их названий.
Интерактивные карты помогают мне на уроках реализовать одно из самых главных методических принципов: принцип наглядности. И я, и ученики могут подписывать названия географических объектов, наносить рисунки, сохранять или удалять их. Например: подписать географические объекты, показать границы бассейна реки, нанести на карту маршруты путешествий.
Подобные приемы повышают динамику учебного процесса. И без сомнения вызывают у школьников активное отношение к изучаемым явлениям и событиям. Считаю, что внедрение информационных и коммуникационных технологий в школе – это современное направление в методической науке и практике. Использование интерактивных карт на уроках географии существенно расширяет сферу учебной деятельности обучающихся и учителя, стимулирует познавательный интерес, готовность к продуктивным самостоятельным и ответственным действиям, формирует картографическую компетентность.
Информатизация образовательного процесса – дело многотрудное, однако, это путь творчества и развития. Работать по-новому не просто, но только так можно повысить эффективность и качество образования.