Победа честных человеческих отношений над богатством Снежной Королевы


Разработка урока литературы в 5 классе по сказке «Снежная королева»
Автор: Нытник Ирина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Урожайновская школа», Симферопольский район, село Урожайное Республика Крым.
Тема: Победа человеческих отношений над богатством Снежной королевы
Цель: развивать умение характеризовать героев произведения, используя цитаты сказки; помочь понять величие красоты человеческого сердца; воспитывать желание к проявлению добра и милосердия.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет Г.Х.Андерсена; текст сказки «Снежная королева»; иллюстрации к сказке.
Сила- в её сердце.
Г.х.Андерсен
Ход урока
I. Организационный момент.1.1. Проверка готовности учеников к уроку.
1.2. Подготовка учащихся к работе.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Ребята! С какой сказкой мы познакомились?
Ответ. «Снежная королева»
Учитель. Это сказка литературная или народная?
Ответ. Литературная
Учитель. Чем отличается литературная сказка от народной?
Учитель. Какой вид литературной сказки?
Ответ. Фантастика.
Учитель. Кто автор этой сказки?
III. Постановка цели урока.
Сегодня мы продолжаем знакомство с приключениями Герды в поисках Кая, познаем величие красоты человеческого сердца, будем учиться отвечать за свои поступки, анализировать художественный текст, выясним, почему честные человеческие отношения побеждают всемогущую Снежную королеву, попробуем сыграть роль Герды и Кая.
Запишите в тетрадь тему урока.
Эпиграфом к нашему уроку могут быть слова Андерсена «Сила- в её сердце».
IV. Актуализация знаний.
На доске записан план. Распределите его пункты по порядку. К каждому пункту плана найдите соответствующую иллюстрацию.
План
(все учащиеся выполняют самостоятельно, в тетрадях, а один ученик записывает на доске, ищет иллюстрацию, комментирует).
1. Встреча Герды с вороной и королевичем и королевой.
2. Герда с оленем у мудрой финки.
3. Зеркало чёрта.
4. Радостная встреча Кая и Герды в замке Снежной королевы.
5. Встреча Кая со Снежной королевой.
6. Про мальчика Кая и девочку Герду.
7. В чудесном саду чародейки.
8. Герда и маленькая разбойница.
9. Герда идет искать Кая.
(Ответ: 3,6,5,9,7,1,8,2,4).
Игра «Поймай ошибку».
С содержанием сказки мы уже познакомились полностью, вы полностью сможете исправить ошибки, которые допущены в письме героини сказки, узнать, кто эта героиня, кто её друг, и как звать человека, который придумал эту историю. Игра происходит по цепочке.
«У меня был чудесный враг (друг). Мы жили в большом селе (городе) в двух смежных домах. Мы не любили(любили) цветы и выращивали крапиву(розы) в больших деревянных ящиках. Но однажды в теплый день(холодный) кто-то выкрал моего врага(друга). Я не долго(долго) искала его, иногда не рискуя(рискуя) жизнью, в саду мужчины(женщины), который знал чары, или в степных(лесных) разбойников. Но все равно я не победила(победила) благодаря своей ненависти(любви) и, конечно, преградам(помощи) добрых людей ».
Ответ. Это письмо Герды, её другу- Каю, автор этой истории Г.Х.Андерсен.
V. Беседа.Да, мы верно исправили ошибки в письме Герды. Она победила благодаря любви и помощи друзей. Давайте об этом поговорим подробнее.
- Как вы думаете, почему Герда решила искать Кая?
Ответ. Потому что они были как бра и сестра.
- Как вы думаете, решив искать Кая, Герда простила ему жестокость?
Ответ. Да, ведь она его сильно любила.
-Назовите преграды на её пути?
- Кто-то помогал Герде?
- Как люди и звери воспринимали Герду?
Ответ. Они сочувствовали ей, пытались помочь ей в горе.
Работа с учебником и иллюстрациями.
- Как выглядит Снежная королева?
(Учащиеся зачитывают описание Снежной королевы).
-Почему нас не привлекает её красота?
- Какой замок Снежной королевы?
-Похожи портреты Снежной королевы и её замка?
Инсценировка.
Снежная королева. (Под шум метели выходит Снежная королева и садится на трон, в руках указка).
Когда ты составишь слово «Вечность», то станешь сам себе хозяин, и я подарю тебе весь мир и новые сани.(Уходит и Кай остаётся один).
Автор. Кай остался один в большом зале, смотрел на льдинки и думал. От мыслей заболела у него голова. Он сидел на одном месте такой бледный, недвижимый, словно неживой. Можно было подумать, что он замерз. В это время в огромные ворота, где её встретил буйный ветер, входила Герда. Ветер вдруг затих и лёг, как будто захотел спать. Она вошла в большой зал- и…
Кай. У меня ничего не выходит. Льдинки не слушаются меня.
Герда. Кай! Мой милый Кай! Наконец-то я тебя нашла! Ты помнишь меня? А наши прекрасные розы?
Кай. (плачет, трёт глазки кулачками .На пол падает осколок зеркала ).Герда! где ты так долго была? Как тут холодно!
Герда. Ты узнал меня. Кай! О, какое это счастье! (Взявшись за руки пританцовывают). Возвращаемся домой! Быстрее! (Кай составляет быстро слово «Вечность»).
(Все герои кланяются и садятся на места).
Беседа.
-Сказка называется «Снежная королева», но как вы думаете, кого можно назвать главной героиней?
-Почему маленькая бедная девочка победила могучую Снежную королеву?
Назовите главные черты героини, которые помогли ей в этой борьбе.
Слово учителя.
Снежная королева- могучая и сильная, но у неё никогда не будет того, что есть у Герды- доброго сердца, согретого любовью к Каю. Сила Герды- в её сердце, в её добре, мужестве, веры в себя, умения преодолевать любые преграды. А ещё в её верности, это главное для человека, как говорит пословица, выбранная для эпиграфа к нашему уроку.
Сам Андерсен писал, что в сказке «чувства побеждают холод».
Ролевая игра.(Пересказ от имени героя).
-Рассказ ученика от имени Кая:
Что я почувствовал, когда осколок зеркала попал мне в глаз?
В санях Снежной королевы.
Что я почувствовал в тот момент, когда оттаяло сердйе?
-Рассказ ученицы от имени Герды:
Беззаботная жизнь.
Как я искала Кая?
Что я пережила во время поиска Кая?
VI. Этап подведения итогов.
Как автор оценивает героев сказки?
Слово учителя.
В сказке победило добро. Андерсен, как человек, который пережил бедность, разные испытания судьбы, хотел утвердить добро на земле, пробуждая его в человеческих сердцах с помощью своих прекрасных произведений. Этой сказкой он подтверждает, что человеческие чувства сильнее любых холодов. Красота делает людей добрее, и ничего нет важнее, чем настоящая дружба.
VII. Домашнее задание.
Составить карту «Препятствия на пути Герды».
VIII. Рефлексия.
Проанализируйте и оцените сегодняшний урок.
-Чему вы научились на уроке?
- Что понравилось на уроке?
-Что надо учесть на будущее?
Оцените своё участие в работе во время урока.