«Мир человеческих отношений»


\s

В классе происшествие. Валя пришла в школу в очках! Первым это увидел Коля Фролов и побежал к другу Вите Чужакову. Через несколько минут весь класс был в курсе дела, и, когда вошла Валя, второгодник Малышев подошёл к ней с проволочными очками на кончике носа:
- Ну что? Может, поменяемся? Мои заграничные!
По классу пронеслась волна смеха. Валя покраснела и тихо села на своё место.
На уроке пения Вале передали записку: «Убедительно прошу отдать мне очки. Не отдашь- будет хуже! Малышев». Внизу был нарисован кулак. Валя разорвала записку и посмотрела на ребят. Многие прятали ехидные улыбки. Тихонько хихикнула и подруга Вали Катя Петренко. Прозвенел звонок. В коридоре Валя услышала:
-Смотри! Вот та, очкастая!
-Эй, ты! Четырёхглазая!
Валя зашла в тёмный угол и всю перемену простояла там. А когда вошла в класс, вздрогнула. На доске была нарисована физиономия с огромными, как велосипедные колёса, очками на носу. Очки были нарисованы и на обложках Валиных учебников, и в каждой тетради. Валя растерянно посмотрела на ребят. Мальчики строили ей рожи, а девочки фыркали в кулаки. Валя выбежала из класса.
-Эй, смотри, не потеряй бинокли !- услышала она.
После уроков у ребят был диспут на тему «Кем я хочу быть?» Многие говорили, что станут космонавтами, лётчиками- испытателями, водолазами…. В классе было шумно.…Наконец я встал и спросил:
-За что вы сегодня обидели Валю?
В классе стало тихо.
-А что? Посмеяться нельзя?— донёсся до меня голос Малышева.
-Мы её не били.— добавил Фролов.
После прочтения вместе с учителем дети выбирают эмоциональный фон к данной ситуации и отдельным героям.
-какое чувство вы испытываете после прослушивания?
(на доске записаны слова подсказки, дети проводят стрелочки)
Страх Валя Малышев класс
Радость
Обида
Стыд
Жалость
Гнев
Злость
Грусть
Учитель берёт конверт и достаёт вопросы для каждой группы.
Вопрос № 1
-Как вы думаете, смогут ли ребята из Валиного класса стать космонавтами , водолазами….
-Почему?
Вопрос № 2
_какие ещё качества, кроме мужества . смелости , силы воли, необходимы человеку любой профессии ?
-выберите

Жадность Уважение
Эгоизм Взаимопомощь
ГлупостьДоброта
Вопрос № 3
-можно ли сказать, что ребята не били Валю ? Почему?
В каждой группе идёт обсуждение своего вопроса. После того , как дети группы выскажут своё мнение , капитан – эксперт отвечает на вопрос , дополняют члены команды, если он что- то упустил в ответе.
Спросить у второй группы: «А вы согласны с этим ответом?»
Затем на вопрос отвечает вторая группа.
( они не били её кулаками, но своими обидными словами и действиями, а так же бездействием причинили ей боль , сравнимую с физической болью. Девочке было очень обидно, что никто, даже подруга , не заступились ., не остановили этого безобразия.)
Вывод: обида ,нанесённая словом или делом , приносит душевную боль , которая так же страшна, как и физическая.
Берём третий конверт, открываем.
Записать пословицы из конверта на доске.
-рана, саблей нанесённая, заживёт. Рана, словом обидным причиненная , душу жжёт.
-Конь вырвется - догонишь, а слово, сказанное не воротишь.
-Друг познаётся в беде.
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
-Согласного стада и волк не берёт.
-Слово не воробей , вылетит- не поймаешь.
-Говоря в шутку , подумай минутку.
-(вставить на казахском языке)
Выберите пословицы , которые подходят к прочитанному тексту .
Дети объясняют смысл выбранных пословиц.
- какую пословицу надо адресовать Валиному классу , чтобы задумались ?( №5 )
-какую пословицу вы бы адресовали Валиной подруге Кате Петренко? (№3)
-хотели бы вы учиться с этими ребятами?
-а как бы поступили вы в этой ситуации?
А теперь давайте прочтём мнение совы
«Слово пуще стрелы ранит»
Хоровое чтение пословиц с целью заучивания.
Учитель: В пословицах мудрость народная собрана. Запомните их для того, чтобы в жизни они удержали вас от постыдных поступков и подсказали вам верное решение.
Тема, по которой мы беседуем сегодня, всегда была и остаётся актуальной и поэтому она нашла своё отражение не только в пословицах, но и в стихах многих поэтов и даже в песнях. Николай Рыленков написал такие строки:

На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово- что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
Дети рассказывают своё домашнее задание.
Мы - разные.
На огромном белом свете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные,
Глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.
Кто – то ростом невелик,
Кто-то слабый ученик.
У одних - большие ушки,
У других - кругом веснушки.
Кто – то рыж, а кто – то бел,
Кто – то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться
Никого нельзя дразнить,
Нужно очень постараться,
Словно братьев, всех любить.

И тогда на белом свете так прекрасно будет жить!
Берём следующий конверт: Музыкальная пауза.(разминка «весёлый хор» )
Дети исполняют песню кота Леопольда «Если добрый ты».
Дождик босиком по земле прошёл
Клёны по плечам шлёпал.
Если ясный день- это хорошо
А когда наоборот- плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты—то всегда легко,
А когда наоборот- грустно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
-какие слова этой песни можно назвать главными ?«если добрый ты - то всегда легко, А когда наоборот - грустно».
Возвращаемся к схеме, которую составили в начале урока.
Подберите слово- наоборот к слову «добрый», (злой).Подставляем это слово в песенную строку. Когда человек злой , он и сеет вокруг себя зло и всем от этого грустно.
-так почему нам стало грустно после прослушивания истории?
-шутка у ребят получилась злая, обидная.
-чего не хватает ребятам Валиного класса? (доброты и настоящей дружбы)

Для продолжения разговора мудрая сова предлагает вам следующий конверт с заданием «мозговой штурм»
Цель: определите, где нарушение дисциплины, преступление , проступок.
Дима и Саша на перемене подрались. Оба набили друг другу синяки.
Миша украл у одноклассника 300 тенге.
Индира поссорилась с родителями из-за того, что они не покупают ей новые джинсы и ушла к подруге, где и просидела до позднего вечера, никого не предупредив.
Мама и папа очень переживали, разыскивая девочку, даже обратились в милицию по поводу её пропажи.
А к какому разряду мы отнесём случай в Валином классе?(проступок)
-как можно и нужно исправить ситуацию?(извиниться, попросить прощения)
-кто это должен сделать? (Малышев и весь класс)
Мудрая сова предлагает вам пройти тест, «какой я».
Из конверта каждый ребёнок получает вопрос- ситуацию и варианты ответа, из которых он выбирает один и зачитывает классу.
Ты поймала золотую рыбку, но она выполнит только одно желание. Что ты выберешь?
а) сходить в цирк
б) помочь больному другу
в) купить красивую игрушку
2.Тебе нравится девочка, тебе хочется с ней ещё поиграть, но воспитатель зовёт на подготовку учить уроки. Как ты поступишь?
а) пойдёшь учить уроки
б) сделаешь вид, что не слышишь воспитателя
в)попросишь девочку прийти ещё.
3.Девочке в столовой не хватило стула.
а ) ты принесёшь ей стул
б ) отдашь ей свой стул
в ) оставишь без внимания
4.Ты торопишься на футбольное поле и пробегая, толкнул девочку. Она упала , больно ушиблась

а ) побежишь дальше
б ) извинишься и побежишь дальше
в ) извинишься и поможешь девочке встать.
5.Во дворе малыши по очереди катались на велосипеде. Тебе тоже очень хочется прокатиться. Как ты поступишь?
а ) заберёшь велосипед и будешь кататься.
б ) дождешься своей очереди
в ) спросишь согласие ребят и дождёшься своей очереди.
6.Дима и Саша дежурные. Во время уборки класса после уроков обнаружили забытый кем- то из ребят ручку. Как ты поступишь?
а ) заберёшь себе
б ) положишь на стол учителя
в ) на следующий день утром спросишь у ребят, кто потерял ручку и покажешь её.
7. Друга вызвали к доске решать задачу , а у него не получается.
а ) ты будешь ему подсказывать.
б ) поможешь разобраться после урока.
в ) ничего не предпримешь.
В жизни часто повторяются ситуации, которые мы сегодня обсуждали. Поэтому, если вы поняли, как вести себя в подобных случаях, то будете воспитанными, дружными и интересными людьми. Меня порадовала сегодня ваша активная гражданская позиция и я желаю вам, чтобы она оставалась такой на протяжении всей жизни. И тогда вы будете достойными гражданами своей Родины.