Конспект урока русского языка в 1 классе на тему Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука


04. 05. 16
Русский язык
Урок 34 - 35
Тема: мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; переносить слова с мягким знаком.
Ход урока
I. ОргмоментII. Актуализация знаний
Выборочный диктант
— Запишите только те слова, на конце которых пишется мягкий знак. (Учитель диктует слова парами: Вес - весь, стол — сталь, пень - пел, дым — день, лось - лес, рысь — сын.)— Посчитайте в каждом слове количество букв и звуков. Что вы заметили?
— Почему букв больше, чем звуков? (Мягкий знак звука не обозначает.)
III. Самоопределение к деятельности =
(На доске записаны слова: Лейка, чайник, репейник, сойка.)— Разделите слова для переноса.
— А как вы разделили для переноса слово пальто!
— Назовите тему урока.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 5 (с. 89).
— Прочитайте.
— Как вы думаете, в каких словах пишется мягкий знак? Обоснуйте свой ответ. Выполните задание.
2. Грамматическая сказка
Мягкий знак дружит с разными буквами.
В словах коньки, деньки, пеньки — с буквой Н, в словах капельки, петельки, угольки — с буквой Л. А вот с буквой К — почему-то нет.
Буква К встаёт только после мягкого знака. Он пробовал несколько раз вставать после неё, но К не разрешает. Ну, не разрешает, значит, так тому и быть. Мягкий знак примирился с этим и даже подружился с К. «Мне даже очень хорошо стоять между двумя буквами — Л и К.. Будем дружить вечно и никогда не расстанемся, мне будет веселей!»
Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошло дело до угольков. Слово не помещается. Что делать? Девочка разбила слово на слоги: у-голь-ки и решила перенести уголь-ки. Мягкий знак забеспокоился, заволновался, не хотел расставаться с буквой К. Стал просить: «Не разлучай нас с К, пожалуйста!»
— А как по-другому?
— У-гольки — попросил мягкий знак.
— Так нельзя. Не могу. Правила строгие не разрешают.
— Тогда угол-ьки, - снова просит мягкий знак.
— Так тоже нельзя, не по правилам.
— Тогда угольк-и.
— Что ты? Что ты? Что ты? Разве так можно? Ты совсем, оказывается, не знаешь правил переноса!
Так и пришлось мягкому знаку расстаться со своей подружкой.
— Какое новое правило переноса вы узнали из этой сказки? (Мягкий знак при переносе остаётся на строке.)
— Какая буква так же, как и мягкий знак, при переносе остаётся на строке? (И.)
3. Работа по учебнику Упр. 7 (с. 89).
— Прочитайте слова. Обратите внимание, как они разделены для переноса.
— Почему мягкий знак не отделяется от предыдущей буквы? Какой вывод можно сделать? Как переносятся слова с мягким знаком?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику .Упр. 6 (с. 89).
— Прочитайте.
— Назовите главную мысль стихотворения.
— Выполните задание.
— Назовите слово, в котором все согласные мягкие. (Не ленись.) Упр. 8 (с. 90).
— Прочитайте отрывок из сказки.
— О чём говорится в этом отрывке? Как вы понимаете выделенное выражение?
— Вспомните сказку. Расскажите, чем она закончилась. За что поплатились медвежата? (За свою жадность)
— Найдите слова с мягким знаком в середине. Как разделить их для переноса? Что нужно помнить при переносе слов с мягким знаком?
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
VII. Рефлексия
Игра «Занимательные квадраты»
— Заполните пустые клетки так, чтобы получились слова с мягким знаком в середине.
ьм
о
ьт
о
ьцо
ьм
А
ьк
и
ьк
и
ьк
и
ьк
и
Варианты:
1) письмо, пальто, кольцо, пальма;
2) коньки, пеньки, деньки, мальки.
— Разделите слова для переноса.
— Как переносятся слова с мягким знаком?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что понравилось на уроке?