Конспект урока русского языка по теме Мягкий знак – показатель мягкости предыдущего согласного звука

Сценарий урока.

Блок информационный:
Класс – 5
Образовательная область и предмет – филология, письмо и развитие речи
Место урока в системе – Раздел «Звуки и буквы», 4 урок
Тема урока: Мягкий знак – показатель мягкости предыдущего согласного звука.

Блок целеполагания:

Тема урока
Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь (мягкий знак).


Цель урока
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений находить и писать мягкий знак, определять его значение и место в слове.

Содержательная цель: расширение понятийной базы в разделе «Звуки и буквы» за счет включения в нее новых элементов (мягкий знак – показатель мягкости предыдущего согласного звука).


Задачи урока
Создать условия для деятельности учащихся, направленной



на образовательные задачи: распознавание в словах орфограммы «Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков»




на развивающие задачи: формирование орфографической зоркости.
на воспитательные задачи: осуществление способностей к самостоятельному самопознанию



УУД
Личностные УУД: умение соблюдать этические нормы общения.
Регулятивные УУД: умение ставить цели, формулировать проблему, определять и оценивать степень успешности своей и чужой деятельности.

Познавательные УУД: ориентироваться
в своих знаниях, «открывать» новые знания, делать выводы, преобразовывать информацию.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и слышать других, сотрудничать.


Планируемые результаты
Предметные:
уметь слышать мягкий согласный звук в слове;
применять способ обозначения мягкости согласного звука в слове буквой ь.
Личностные:
иметь устойчивую мотивацию к изучению орфограммы «Мягкий знак – показатель мягкости согласных»,
Метапредметные:
уметь планировать свою деятельность на уроке; определять уровень знаний по заданной теме;
строить осознанные речевые высказывания.










Блок инструментальный:
Задачи урока:
Создать условия для деятельности учащихся, направленной
на образовательные задачи: распознавание в словах орфограммы «Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков».
на развивающие задачи: формирование орфографической зоркости.
на воспитательные задачи: осуществление способностей к самостоятельному самопознанию.
Тип урока:
Урок «открытия новых знаний».

Учебно-методический комплекс:
Органи-
зация образовательного прост-
ранства
Традиционное оборудование
Учебно-методический комплекс:
Инновационное оборудование
Формы работы
Источники:


- рабочие ученические тетради;

- карточки для рефлексии;

- карточки -жетоны за выполненное задание.
Учебник:
Н.Г.Галунчикова,
Э.В.Якубовская «Русский язык»5 класс, М., Просвещение», 2011

Дидактический материал:
Э.В.Якубовская «Русский язык»5 класс, М., Просвещение», 2010

Методические рекомендации для учителя:
Э.В.Якубовская «Русский язык» (Дидактический материал для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с методическими рекомендациями для учителя), М., Просвещение», 2008 год

интерактивная доска);

мультимедийный проектор,

компьютер
фронтальная;

индивидуальная;

групповая.

1) О.В.Колесова, И.В.Русакова
«Поурочные разработки по русскому языку» издательство «Экзамен», М, 2012
2)Е.Н.Токарева «Мой словарик» (Рабочая тетрадь для словарной работы на уроках письма в 5 классе специальной(коррекционной) школы 8 вида), с.Пыскор 2010г.
3) Дидактические приёмы обучения (интернет)
4) М.Р.Перминова «Методические рекомендации
по проектированию урока в рамках системно-деятельностного подхода»
5) Положение о школьном конкурсе разработок уроков, реализующих системно-деятельностный подход и формирование УУД»




Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Планируемые результаты




предметные
метапредметные
(познавательные, регулятивные, коммуникативные)
личностные

1.
Этап мотивации


- Чтобы наше общение было продуктивным, выполним специальные упражнения. Эти упражнения помогут разбудить наш мозг.
Предлагается выполнить упражнения из кинезиологии:
Колечки (по 20 раз каждой рукой и 20 раз две руки вместе)
- Думаю, сейчас мы готовы к работе!
- За активную работу на уроке вы получите жетоны, в конце урока подведём итог

- Определить тему урока вам поможет загадка:
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.

- Какую работу выполняет мягкий знак в словах?
- Тема сегодняшнего урока:
Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока
Учитель выдаёт учащимся за ответы жетоны








Учащиеся стоя повторяют действия своего одноклассника







Дети отгадывают загадку


- мягкий знак


Смягчает согласную букву




Учащиеся записывают число и тему урока

























Умеют вести записи в тетрадях в соответствии с каллиграфическими требованиями



Регулятивные: контролируют свою готовность к уроку,



















соблюдают заданную скорость письма.


проявляют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2 Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Мягкий знак, мягкий знак-
Без него нельзя никак!
Без него не написать
30,20,10,5.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками угольки,
Банька в банку превратится.
Вот, что может получиться,
Если будет забывать
Мягкий знак в словах писать.
(В. Волина)


На доске написаны слова:
БАНКА – БАНЬКА
- прочитайте слова. Что обозначает слово БАНЬКА?
- Что обозначает слово БАНКА?

- Посчитайте, сколько букв в этих словах? Что такое буква?

Что такое звук?

Что вы можете сказать о числе звуков в данных словах?

- Одинаково ли произносится звук н в первом и втором слове?
Учитель выдаёт учащимся за ответы жетоны
На экране появляются картинки к словам
шесть-шесть,
есть ест,
пенки-пеньки,
уголки-угольки,
банька-банка









- Это помещение, предназначенное для мытья тела.
- это стеклянная посуда для хранения продуктов
Буква – это то, что мы пишем.
В слове БАНЬКА – 6 букв, в слове БАНКА – 5 букв.
Звук – это то, что мы произносим.
Количество звуков одинаковое.

- Звуки произносятся неодинаково. В слове БАНЬКА - мягко,
в слове БАНКА – твёрдо.
Понимают, какую роль играет мягкий знак в слове, что обозначает.
Коммуникативные:
выражают свои мысли,
систематизируют свои знания об орфограммах. Оформляют свои мысли в устной и письменной речи.









Регулятивные:
решения проблем творческого и поискового характера
Умение работать в коллективе, слушать и слышать других, отстаивать свою точку зрения

3. Этап выявления места и причины затруднения


- Какая буква показывает, что согласный Н в слове БАНЬКА надо произносить мягко?
- какой вывод можно сделать?
- мягкий знак


- Мягкий знак звука не обозначает. Он показывает, что находящийся перед ним согласный произносится мягко.

Коммуникативные:
выражают свои мысли,
систематизируют свои знания об орфограммах. Оформляют свои мысли в устной и письменной речи.




Словарно-орфографическая работа
- Отгадай слово, переставив местами слоги.
РА – КУЛЬ – ФИЗ – ТУ
_______________________
-Как расшифровывается это слово?
(сокращенно физическая культура, лечебная физкультура, урок физкультуры)
- Запиши слово, раздели его на слоги, поставь ударение, подчеркни «опасные» места.
- Посчитайте количество букв и звуков в этом слове.


- Запишите предложение, вставляя новое словарное слово вместо точек.
Предложение
По предмету .
Петя двойку получил:
Повороты «вправо», «влево»
До сих пор не выучил.
Учитель выдаёт учащимся за ответы жетоны




Физкультура







Учащиеся записывают слово, делят его на слоги, подчёркивают орфограммы.
Учащиеся подсчитывают количество букв и звуков в слове



Учащиеся записывают предложение, вставляя слово ФИЗКУЛЬТУРА.
Учащиеся объясняют лексическое значение слова, учатся находить знакомые орфограммы (в том числе мягкий знак), выполняют частичный фонетический разбор слова, учатся употреблять новое словарное слово в языковом материале.
Коммуникативных:
операция анализа и синтеза,
понимание текста, работа с информацией, участие в обсуждении
умение работать в коллективе, слушать и слышать других, отстаивать свою точку зрения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.


- Скажите, где мы можем найти правило по данной теме?
- А как мы закрепим полученные знания?



Учитель выдаёт учащимся за ответы жетоны
- Правило можно найти в учебнике

- Выполним упражнения


Коммуникативные:
операция анализа и синтеза,
понимание текста, работа с информацией, участие в обсуждении Регулятивные: умение проектировать предстоящую деятельность
Умение слушать и слышать других, отстаивать свою точку зрения

5. Этап реализации построенного проекта.


- Правильно, откройте учебник на с. 13, прочитайте и дополните данное правило.
Правило:
Буква мягкий знак (ь) звука . На конце слов или между согласными буква мягкий знак (ь) показывает, что согласный звук перед ней произносится .
Пень, тень, пальто, письмо
Учитель выдаёт учащимся за ответы жетоны
Учащиеся открывают учебник и дополняют правило пропущенными словами

(не обозначает, мягко)
Учащиеся осознанно понимают правило

умение соблюдать этические нормы общения,

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.


1)Упражнение из дидактических материалов «Копилка»
Учитель прикрепляет на доске карточки с парами букв (рь,ль,нь,сь).

рь
ль
нь
сь







Учитель выдаёт учащимся за ответы жетоны
Учащиеся по-очереди выходят к доске и записывают слова с мягким знаком на конце:



Возможные варианты слов:
Январь, соль, окунь, лось


Умеют слышать мягкий согласный звук и обозначать его мягкость на письме буквой мягкий знак.







Регулятивные:
выделяют проблему.
Познавательные:
оформляют устную и письменную речь.

Коммуникативные:
сотрудничают с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации.
умение соблюдать этические нормы общения, умение работать в группе, слушать и слышать других, отстаивать свою точку зрения





7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


- Прочитайте предложения. Составьте из них текст, соблюдая последовательность:
1 предложение – со словом, имеющим Ь в конце

2 предложение - со словом, имеющим Ь в середине слова

3 предложение – в котором есть два слова с мягким знаком в конце и одно слово, имеющим Ь в середине слова
Предложения:
У него бол_шие ветвистые рога.
Из чащи леса вышел лос_.
Лос_ сил_ное животно

- Проверьте себя по слайду
Учитель выдаёт учащимся за ответы жетоны










Ребята записывают получившийся текст:

На слайде выходит образец:
Из чащи леса вышел лос_.
У него бол_шие ветвистые рога.
Лос_ сил_ное животное.

Умеют осмысленно читать задание;
распознавать букву ь – показатель мягкости согласных звуков.












Умеют применять новое правило в речевом материале
Коммуникативные, регулятивные:
работают самостоятельно, применяют новые знания,
- контролируют и оценивают свою и чужую деятельность
умение соблюдать этические нормы общения, умение работать в группе, слушать и слышать других, отстаивать свою точку зрения


8. Этап включения в систему знаний и повторения.


1) Проводится выборочный диктант
- Выпишите только слова с мягким знаком:
Мел, мелко, мель.
Ели, ель, ёлка.
Угол, угольки, уголь
Далее предлагается самостоятельно проверить работу своего соседа по слайду на доске.
Учитель выдаёт учащимся за ответы жетоны
2) Приём “Добавь следующее”.
Описание: Хорошая игра для развития речи и памяти школьников.
Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.
Пример. 
Ель
-ель
--ель
---ель
Учащиеся выписывают слова и проверяют их по эталону:

Мель, ель, угольки, уголь


















Учащиеся придумывают новые слова, повторяя предыдущие.



ЕЛЬ
МЕЛЬ
ШМЕЛЬ
КАПЕЛЬ
Учитель выдаёт учащимся за ответы жетоны
Знают орфограмму «Мягкий знак – показатель мягкости».










ориентируются
в своих знаниях,
умеют применять на практике,

Регулятивные:
Оценивают свой уровень полученных знаний.









Коммуникативные:
операция анализа и синтеза, развитие памяти и внимания

Умение провести самоанализ своей и чужой деятельности











9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Посчитайте, сколько вы сегодня получили жетонов, цените свою работу, оцените свою работу на уроке
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Спасибо за урок, урок окончен

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, объясняя свою оценку


осуществляют познавательную и личностную рефлексию.


15