Конспект урока литературы в 5 классеСлавный он был мужик… (по рассказу И.С. Тургенева Муму)


Урок литературы в 5 классе. (ФГОС)
Учитель Журавлева Н. В.
Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: определение особенностей характера Герасима, проявляющихся как в прямых оценках, так и в сравнении через анализ произведения и самостоятельную исследовательскую работу.
Задачи:
создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
освоить теоретико-литературные понятия;
совершенствовать умения анализировать литературное произведение как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности;
формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позиции, любовь к литературе.
Форма работы обучающихся: в парахПланируемые результаты:
Предметные: научиться воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов
Метапредметные:
Познавательные: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей.
Регулятивные: планировать свою деятельность на уроке, уметь ставить цель и задачу до конца урока, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, составлять речевую характеристику литературных героев.
Личностные: проявить интерес к созданию собственных текстов; стремиться к речевому совершенствованию; расширить объем словарного запаса для свободного выражения мыслей. Уметь соотносить поступки и события, выделять нравственный аспект поведения и ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Ресурсы: наглядный материал, репродукции, интернет-ресурсы, кластер «Знакомство», рабочая тетрадь, памятки-инструкции, словарь литературоведческих терминов, методическое пособие, учебник-хрестоматия .ХОД УРОКА
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Слайд 1
- Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость.
2.Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала)
- Работаем в парах. Слайд 2
- На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого русского писателя И.С.Тургенева и историей создания его рассказа «Муму».
Дома вы читали рассказ «Муму». Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы в паре вам в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3».
Слайд 3
Карточка
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1-9
1.Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2.Жизнь Герасима в доме барыни. 3.Герасим находит щенка. 4.Любовь Герасима к Татьяне. 5.Расставание с Татьяной. 6. Барыня требует уничтожить собаку. 7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9. Встреча Муму и барыни Проверка. Слайд 4
3. Мотивация познавательной деятельности
-Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. А что такое знакомство?
(Знакомство – это когда незнакомые люди хотят познакомиться друг с другом)
-Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?
(Мы обращали внимание на внешний вид, на прическу, на настроение, на речь, на поведение.)
-Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
(Чтобы хорошо узнать человека, этих признаков не достаточно.)
-Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?
( Надо обратить внимание и на взаимоотношение человека с окружающими, с кем он дружит, общается.)
-Правильно. Вот мы с вами и составили схему, по которой можно познакомиться с человеком. (Слайд 5)
Кластер «Знакомство»

4. Актуализация знаний
-А чтобы состоялось общение, что необходимо?
(Необходима тема для общения.)
-Дома вы дочитали рассказ И.С.Тургенева «Муму»? Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас возникали во время чтения рассказа?
(При чтении рассказа возникали чувства сострадания, жалости, сочувствия.)
-Кто вызывал у вас эти чувства?
(Люди, которые живут у барыни и служат ей.)
-Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску)
(Основные герои рассказа: Герасим, барыня, Татьяна, Гаврила, Капитон, Степан.) СЛАЙД 6
-Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? Сколько нужно времени (уроков)?
- Сегодня мы с вами начали разговор о знакомстве. Как вы думаете, с каким из этих героев мы начнем сегодня знакомиться?
(Мы начнем сегодня знакомиться с Герасимом.)
-Почему именно с ним?
(Герасим – главный герой рассказа.)
-Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом?
СЛАЙД 7
(Думаю, что поможет.)
- Давайте попробуем сформулировать тему урока.
(Герасим-главный герой в рассказе И.С.Тургенева «Муму».-Образ Герасима как главного героя рассказа И.С.Тургенева «Муму».)-Я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Славный он был мужик…».
СЛАЙД 8
Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И.С.Тургенев называет своего героя славным, то прошу записать тему в тетрадь. (Учитель фиксирует тему на доске)
5. Организация познавательной деятельности.
-Продолжите предложение, проговорив его в паре, и запишите в рабочую тетрадь: «Сегодня на уроке я хочу научиться… и доказать мнение Тургенева о своем герое…». СЛАЙД 9
(Ребята составляют предложение и записывают в рабочую тетрадь: «Я хочу научиться анализировать образ героя и доказать мнение Тургенева о своем герое.»)-Скажите, пожалуйста, что такое портрет?
-Запишем в тетради: Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения. СЛАЙД 10
-Составьте портрет Герасима, опираясь на кластер. Памятки-инструкции для групповой работы у вас лежат на столах.( Приложение к уроку
памятки-инструкции №1-№5 (для групповой работы) на каждом столе
Работа в парах.
Работают с текстом рассказа.
Составление портрета литературного героя Герасима по памяткам-инструкциям, которые лежат на каждом столе.
6. Подведение итогов урока
Выступление учащихся от пар.
-Герасим «сложен богатырем». Он высокого роста, крепкого телосложения, т.к. в деревне пахал землю, сеял, убирал урожай.
-Автор сравнивает трудолюбие Герасима с «молодым, здоровым быком», жизнь в городе - «с пойманным зверем», а внешность - со «степенным гусаком».
- Автор, используя фразеологизм, пишет, что Герасим «работал за четверых». Действительно, «дела у него было немного», но в обязанности Герасима входило сторожить двор и содержать его в чистоте, колоть дрова, возить воду. С работай Герасим справлялся «играючи».
-Каморка Герасима была под стать своему хозяину.
(зачитывают описание из рассказа).
Все эти черты можно отнести к одному определению «славный».
-Герасим, действительно, славный. Будучи глухонемым, ему присущи такие качества как доброта, отзывчивость, нежность, искренность.
-Ребята, можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»? «Славный он был мужик…»
-Сумел ли автор доказать, что герой его славный?
-А вы могли бы назвать Герасима славным?
-Какие качества героя вам близки, ценны для вас?» (цитаты из рассказа к портрету Герасима) Слайд 11
7. Рефлексия.
Ученики показывают свое отношение к уроку в движениях без слов.
- Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?
- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.
- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.
- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши». Слайд 12
-Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. А если кто-то уже разгадал эту загадку, то замечательно».
- Вернемся к предложению, которое мы продолжали в начале урока. Посмотрите внимательно, достигли ли мы цели, поставленной на уроке?
- Заполните, пожалуйста, табличку самооанализа.
8. Домашнее задание
-Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор)
Приложение №1
Памятка-инструкция №1 (для групповой работы)Портрет Герасима (внешность, фигура, одежда, походка, жесты)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Каким вы представляете Герасима?
Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?
Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
Почему автор сравнивает героя с гусаком?
Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №2 (для групповой работы)Обязанности Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Чем занимался Герасим в деревне?
Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы?
Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.
Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)
Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?
3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.
5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6.  Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №3(для групповой работы)Интерьер (обстановка каморки Герасима)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Найдите описание каморки Герасима.
Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?
3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.
5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6.  Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №4(для групповой работы)Поведение Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?
Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным зверем»?
В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?
Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?
О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?
3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.
5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6.  Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №5(для групповой работы)Поступки Герасима, отношение к другим героям.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.
Как Герасим относится к другим героям? Почему?
Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?
3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.
5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6.  Спасибо за работу!
Приложение №2
Кластер«Средства создания литературного образа»

Самоанализ
Достижения Затруднения Предложения
Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты. В каждой группе по памяткам были составлены характеристики героя, которые подтвердили мнение автора, что Герасим «славный мужик» .Затруднение вызвало предложение, которое нужно было продолжить. Продолжить работу над поисковой и исследовательской деятельностью.
Самоанализ
Достижения Затруднения Предложения