Конкурс Мы путешествуем, друзья,по словарям от А до Я


Конкурс «Мы путешествуем, друзья, по словарям от А до Я».
Цель:
- познакомить учащихся с разными видами словарей, их ролью;
- воспитывать интерес к уроку, любовь и уважение к русскому языку;
- формировать навыки речевого общения.
Оборудование: выставка словарей, компьютер, мультимедийный проектор
Ход конкурса.
Рассказ ученика.
22 ноября - День рождения В.И. Даля. В связи с этим в этот день мы отмечаем ДЕНЬ СЛОВАРЯ.
Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) – писатель, военный врач, лексикограф, этнограф, собиратель фольклора, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года. Словарь содержит примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в «Толковый словарь живого великорусского языка».
Читает ученик.
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
Уважаем государь
По прозванию Словарь.
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда как другу
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь.
- Сегодня мы с вами будем говорить о словарях. Французский писатель Анатоль Франц писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»
3.Беседа учителя с классом.
- Какие словари русского языка вам известны?
- К каким словарям мы обращаемся чаще всего?
- В каких случаях словари приходят вам на помощь?
Сегодня словари русского языка, предложат вам различные задания. За каждый правильный ответ мы будем вам вручать жетон.
Тот, кто наберет наибольшее количество баллов, получит звание «Знаток словарей русского языка»
- Для начала отгадайте, о каких словарях идет речь. Итак, утро, начинается рабочий день словарей.
1.Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки по коже, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки. (Фразеологический словарь)
2. Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, какао, чай. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром. (Словарь иностранных слов)
3. В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось позвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – лыжная гонка с остановками для стрельбы по мишеням; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур. (Толковый словарь русского языка)
4. Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами. (Словарь синонимов).
5. Утром я проснулся поздно, не услышал звонок будильника. Только открыл глаза, слышу голос: «Еще рано». Хочу встать, а кто-то невидимый говорит: «Ложись». Стал одеваться, а он все твердит: «Раздевайся». С трудом пересилил этот голос и выбежал на улицу. Пошел по тротуару шагом. А он опять не отпускает, шепчет: «Бегом». Спасибо и на этом, а то бы я точно опоздал на урок. (Словарь антонимов)
Конкурс начинается.
1.Словарь орфографический.
«Вставь букву»:
Ож…г руки, к…нверт, сан…торий, криста(л, лл), заб…тонировать, д…лото, би…атлон, вин…грет, па…лисадник.
Ожог руки, конверт, санаторий, кристалл, забетонировать, долото, биатлон, винегрет, палисадник.
2.Словарь иностранных слов
Следующее задание дает нам словарь иностранных слов. Этот словарь нам помогает найти значение незнакомого слова, а также его происхождение, например слово: бутерброд, пришло к нам из Германии, означает хлеб с маслом.
3.Задание 1. Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими.
А) При проверке было выявлено немало дефектов (недостатков).
Б) В газете появилась информация о футбольном матче (сведения).
4.Задание 2. В предложениях замените подчеркнутые словосочетания и слова заимствованным словом.
А) Торжественный смотр физкультурников на Красной площади (парад – из французского языка).
Б) Старший брат получил документ, утверждающий об окончании средней школ (аттестат – из латинского языка).
В) В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель (тир – из французского языка).
Г) Он пишет воспоминания о прошлых событиях (мемуары – из французского языка).
Задание 3. Из каких языков пришли в русский язык слова?
Грамм - фр.
Гигант –греч.
Грейпфрут – англ.
Гриль – фр.
Гуашь – фр.
Граната – ит.
5.Словарь синонимов:
В словаре синонимов даны слова одинаковые по смыслу, но разные по
написанию.
Синонимы обогащают нашу речь, дают возможность избежать повторения одного и того же слова. Особенно режет слух повторение слов. Например, учитель мне сказал, выполни задание к следующему уроку. Я сказал учителю, что обязательно выполню. Я сообщил учителю.
Теперь словарь синонимов просит вас выполнить его задания.
Задание 1.  К слову победить в словаре синонимов дано 14 слов. А сколько назовете вы?
(одолеть, разбить, разгромить, раздавить, перебороть, осилить, побить, сломать, побороть, расколошматить, поразить, повергнуть, накаутировать, выиграть). Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря. Прилежный: старательный, усердный, исполнительный, исправный.
Лодырь: бездельник, лентяй, оболтус, лоботряс, балбес.
Задание 3. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.
А) Доктор прописал пациенту инъекции (Врач назначил больному уколы).
Б) Разъярённая вьюга замела тропинки (Злая метель занесла дорожки).
6.Словарь антонимов:
Словарь антонимов. Антонимы – это слова с противоположным лексическим значением. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста. На противопоставлении построены многие пословицы (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь; Корень учения горек, а плоды его сладки), загадки (Зимой и летом одним цветом; День и ночь не устаю, на одной ноге стою).
Задание 1. Продолжите пословицы, построенные на использовании антонимов.
Сытый голодному не товарищ.
Меньше говори, да больше дела.
Поменьше говори, побольше услышишь.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
Легко взять, да трудно отдать.
Задание 2. Подберите антонимы к словам:
Скучный – Уменьшить -
Праздник – Мириться -
Счастье – Ложь -
Тяжелый – Исчезать -
Подъём – Узкий –
Задание 3. Отвечайте хором!
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь (БЛИЗКО).
Скажу тебе я ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты (НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты (ХРАБРЕЦ).
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай, (КОНЕЦ).
(Джон Чаарди. Ещё одно эхо!)- А вот ещё один гость. Очень интересный словарь:
7.Фразеологический словарь:
Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Фразеологизм неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Этот словарь интересен для людей любых профессий.
Бить баклуши — (неодобр.) бездельничать, заниматься пустяковым делом, праздно шататься. 
Зарубить на носу - смысл этих слов довольно ясен  -  запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.
Задание 1.  Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела.
Голова – человек с головой, морочить голову, потерять голову и т.д.
Ноги – уносить ноги, встать с левой ноги, путаться под ногами и т.д.
Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, хоть глаз выколи т. д.
Нос – задирать нос, вешать нос, клевать носом, водить за нос и т.д.
Задание 2. Отгадайте фразеологизмы в рисунках.
Писать, как курица лапой, гнаться за двумя зайцами, работать спустя рукава, льет, как из ведра, водить за нос, стреляный воробей.
Задание 3. Сколько фразеологизмов в тексте? Текст. С ног до головы.
Выписать из текста фразеологизмы.
Когда-то я был с ним на короткой ноге.
Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться.
Я со всех ног домой! Еле ноги унес. Зато теперь к нему ни ногой.
Ноги моей больше у него не будет!
- Да ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал, рукам воли не давай! И тогда руку даю на отсечение- он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом).
Но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову. ( А.Шибаев)
Ответ:20 фразеологизмов
8.Толковый словарь:
-Ведьма, сев на помело,
Превратилась в НЛО,
Снова леший козни строит,
Но теперь он гуманоид.
Пересел в тарелку джин –
Устарел его кувшин.
Все живут в другой галактике
И летают к нам для практики.
-Чтобы узнать, что такое НЛО, гуманоид, галактика, козни, джин, обращайтесь к толковому словарю.
Толковый словарь объясняет лексическое значение слова.
Впервые определение толковому словарю дал В.И.Даль
А теперь задания от толкового словаря.
Задание 1. Угадайте слово по его лексическому значению:
А) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания (термос).
Б) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт).
В) Городская наземная электрическая железная дорога (трамвай).
Г) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг).
Д) Тот, кто любит свою Родину, предан своей Отчизне (патриот).
Е) Красная строка, отступ в начале строки (абзац).
9.Словообразовательный словарь:
Словообразовательный словарь. Он рассказывает о том, с помощью каких морфем образуются слова, какие способы образования слов есть в русском языке, он научит вас разбирать слова по составу. Кстати, от одного слова можно образовать очень большое количество слов!
Задание 1. Определите способ образования слов, которые в своем составе имеют корень слова ХОД.
Выход, походный, ходовой, вход, ходики, вездеход, переходный, поход, пароход.
Задание 2. Разберите слова по составу: ЗАСОЛОЧНЫЙ, ПОСЁЛОК, ВСПОМИНАТЬ, ВЫДАТЬ.
10.Словарь ударений.
Расставьте ударение в словах.
Звонит, свекла, баловать, занята, щавель.
Звонит, свекла, баловать, занята, щавель.
11.Есть большое количество разных лингвистических словарей. У нас в гостях побывали несколько из них. Но и они доказали, что читать словари – интересное и поучительное дело. Прочитаем слова И.И.Срезневского:
«Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг всякого образованного человека».
Подведение итогов. Набравшие большее количество баллов, награждаются грамотами «Знаток словарей русского языка».