Методическая разработка классного часа на тему профилактики не цензурной брани и культуры речи среди студентов: О скверном и святом


-1089660-710565
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Кузнецкий филиал ГБОУ СПО Пензенский областной медицинский колледж
Методическая разработка классного часа на тему:

Подготовила и провела преподаватель , классный руководитель группы 0511: Багданова А.Х
Методист по воспитательной работе
Кузнецкого филиала ГБОУ СПО Пензенский областной медицинский колледж
/_____________/ Черкунова Ю.Н.
Выбранная тема: “О скверном и святом” является актуальной, особенно в нынешней жизни, т.к., в XXI век мы вошли с несколькими нерешенными проблемами и одной из них - проблема засорения нравов.
Падение нравственности – это общепринятый факт и задача преподавателей: максимально работать над созданием условий для возрождения духовных ценностей в обществе. Проведение классного часа является оправданным и жизненно необходимым, т.к. в студенческой среде техникума, где в основном обучаются юноши – бранное слово становится уже нормой. Порой даже на уроках у ребят автоматически проскальзывает в речи нецензурная брань. Поэтому такие классные часы необходимо проводить регулярно, во всех группах, напоминая студентам о том, что стать хорошим специалистом без знаний и навыков высокой нравственности, как в семье, рабочем коллективе так и повседневной жизни – невозможно.
Наша задача учить ребят противостоять речевой деградации и только через пропаганду достоинств личности студент может быть не только хорошим специалистом, но и гражданином.
Материал, использованный в проведении тематического классного часа, заставит задуматься студентов о нравственных ценностях семьи, общества и человечества. Кто-то продемонстрирует новое поведение в повседневной жизни, в общении.
Проведению данного мероприятия предшествовала подготовительная работа:
1. Подборка теоретического материала по теме “О скверном и святом” (газетные – журнальные статьи, СМИ, книги по тематике)
2. Оформление теоретического материала
3. Монтаж видеофильма “Вода – наместник Бога”
4. Изготовление плакатов с цитатой А.С. Грибоедова “Ах, злые языки страшнее пистолета” и девиз группы “Нам сквернословие не к лицу”
5. Подбор стихов, репродукций, фотографий.
6. Подготовка чтецов
7. Создание слайд – презентации
8. Разработка сценария мероприятия
Тематический классный час сориентирован на формирование у студентов этических и нравственных ценностей и норм поведения. Целями тематического классного часа являются:
1. Воспитание духовно-нравственной личности студента через культуру общения, культуру речи и культуру здоровья.
2. Формирование коммуникативной компетенции
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями СПО и НПО.
Ход занятия:
Как и любое мероприятие, классный час начался с приветствия. После которого была объявлена тема урока: “О скверном и святом” (тема вынесена на слайд). На протяжении всего классного часа использована презентация.
Данная тема посвящена празднику – Дню Матери, хотя многие подумают, а мать – то тут причем? Об этом поймете позже. В ходе классного часа постарались раскрыть с ребятами такие понятие как “гармония” (согласованность, созвучность), “дисгармония” (падение уровня бытовой и повседневной культуры, т.е. речевая деградация). Был задан вопрос студентам: “Что такое деградация?” И в процессе обсуждения пришли к выводу, что “деградация” - это утрата ценных свойств и качеств, т.е. упадок. Деградация обычно наблюдается у личностей слабых, незрелых, лишенных каких-либо четких социальных установок. И все это ведет к распаду личности (сначала в умственном плане, затем и в физическом). Оказалось, что есть и еще одна беда у русского народа и говорят она пострашнее или наравне со СПИДом – Злословие, Зломыслие, Сквернословие.
Снова был задан вопрос: “А что такое злословие?” и выяснили: это пожелание зла в адрес родных, близких людей, знакомых, да и совсем незнакомых. Оно “злое слово” разгулялось на всех уровнях нашего существования – от бытового до политического осуждения. Оно знакомо сегодня каждому из нас
А, что является главной причиной осуждения и почему нам порой бывает так “приятно” судить других? Нередко за словом осуждения стоит неприязнь, а то и истинная ненависть к человеку. А за что можно ненавидеть? – Это может быть всякий чужой успех, чужое счастье, может еще какие-то причины, например: кто-то, живет лучше, одет лучше. Так вот те, кто любит судить других, или как говорят посплетничать – то и есть завистники, а зависть рождает зложелателей. Эту категорию людей задевает все. В толковом словаре В.И. Даля в понятии “Зависть” дремлет инстинкт убийства и разрушения. 3ависть – болезненна, разрушительна, враждебна, неразумна и безнравственна.Ребятам была предложена репродукция художника Бальдассаре Перуцци “Зависть, изгоняемая музами из храма”, которая вынесена на слай
В пример приведены слова всем известного итальянского живописца эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, который когда-то сказал следующие слова: “Кто не карает зла, тот способствует, чтобы оно совершалось”. Оказывается злобные люди, ненавидя и проклиная, могут принести реальную беду не только другим, но и себе. И в подтверждении этого были приведены примеры из реальной жизни. Хотя конечно в большинстве своем мы скептики и нам трудно во что-то верить, если это что-то мы не потрогали своими руками. Поэтому сделали вывод: “Лучше вообще никого никогда не проклинать, не осуждать, не завидовать и не хвастать!” Все так сопряжено! В подтверждении все вместе вспомнили слова из Библии: “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким и будите, судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (слова вынесены на слайд).
Дальше предлагался интересный рецепт утешения в стихотворной форме, (Приложение1)
который прочитала студентка Антонова Юлия.
Из этого стихотворения сделали вывод: “Природа, является как бы спасительницей и очистительницей всех грехов и через любовь к природе человек может возродиться.
Вторая часть беседы началась со слов Н.В. Гоголя: “Выражается сильно российский народ. Казалось бы, чего-чего, а ругаться то мы умеем”. Все другие языки, как языки, в меру пристойные, вежливые, обходительные. А мы почему-то стали стесняться родного языка. Это ли не признак упадка нравственности? О чем это я?- А вот о чем: о сквернословии, о неформальной лексике, о нецензурной брани. Привели слова Антона Семеновича Макаренко, который писал: “Матерное слово есть неприкрашенная мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой дикой, самой первобытной “культуры”, циничное, наглое, хулиганское отрицание, и нашего уважения, прежде всего к женщине и нашего пути к глубокой действительно человеческой красоте”.
Ненормативная лексика стала подлинным бичом нашего общества. Очень жаль, что для некоторых родной язык: (великий и могучий) - уже превратился в сплав жаргонов и мата и звучит из уст людей, представляющих буквально все слои нашего общества и даже из уст милой детской
речи и из уст прекрасного пола. Мат стал как бы основой разговорной речи. Если сравнить родную лексику с водным потоком, то мат – это своего рода “сбросы нечистот”, т.е., загрязнение речи. Ребятам был задан вопрос: “Вам нравится ругающийся подросток-школьник, ваш брат, друг, сестра? Ваша реакция? - или Вы спокойны?” (идет дискуссия с аудиторией).
И должны ли мы занять безучастную позицию?- Думаю, вряд ли!
Мат как бы становится частью нашего менталитета. Он оскорбляет чужой слух и нравственность. Выяснили интересный факт о том, что подросток то и дело повторяющий ругательства находится как бы под ливнем отрицательной энергии, заключенной в бранных словах. В результате его защитное поле слабеет, и человек становиться особенно уязвим для любого негативного воздействия (это и болезни и другие неудачи). Привели факты научных исследований зарубежных и российских ученых о тлетворном влиянии матерной речи на человеческий организм. В подтверждении сказанного был показан фильм “Вода - наместник бога”. После просмотра провели обсуждение фильма с аудиторией и сделали вывод: “Вода многогранна – она способна: учить, лечить, вдохновлять, удивлять...”
Следующим этапом нашего урока явился вопрос: “Для чего надо ругаться матом?” Получились следующие ответы:
- для связки слов;
- для самоутверждения;
- обратить внимание на себя;
- завоевать авторитет;
- казаться развязаннее, “клёвее”
У Владимира Маяковского есть такая форма стихов, они очень актуальны и сегодня (на стихи Зинаиды Гиппиус) ,(Приложение 2)
стихи читает студентка Баженова Елена
После услышанных стихов становится немного смешно и стыдно! А что же значат плевки? – задаю я вопрос и даю пояснение с медицинской и житейской точки зрения. Так как студенты будущие специалисты лесного хозяйства, они должны сберечь и приумножить наши леса, а также взять себе за правило: не вреди природе, не сори, не устраивай свалок и т.д.
В качестве совета - рекомендации в отношении здоровья и природы, были выданы памятки по системе “ДЕТКА” - Порфирия Иванова (Приложение 3).
До сведения ребят было доведено, чем грозит оскорбление нелитературным языком согласно статье 130 УК РФ. (Приложение 4).
А также рассказали, какие акции по профилактике нецензурной брани проводятся в разных городах России. Сразу возникает вопрос: “А какой руководитель престижной организации примет на работу матершинника?” (Идет дискуссия с аудиторией).
Итог: Никакой, - иначе он распугает всех клиентов, и фирма будет банкротом.
Так что думать надо, чтобы своим неразумным поведением не закрыть себе дальнейшее продвижение в жизни, т.е. хорошей работы и роста по служебной лестнице может и не быть. Уместно здесь будет стихотворение “Сквернословы” (Приложение 4) (стихотворение читает студентка).
Что можно здесь сказать и посоветовать? - Уж, коль вы такие словесно невоздержанные, то ругайтесь цивилизованно, в своем только узком кругу, за закрытыми дверьми, там, где немного людей и обращайте внимание на то, что говорите, как говорите и где говорите, т.е., немного, хоть оглядывайтесь и стыдитесь своей невоспитанности. Уважайте себя и окружающих! И вас заметят!
Был задан вопрос девушкам: “А какая девушка согласиться выйти замуж за человека, который ругается налево-направо?” (дискуссия с девушками)
Ответ девушек: оказывается та, что не следит за собой, за своим поведением.
Вопрос юношам: “Скажите, а какой юноша женится на девушке с нехорошими привычками? Берут ли в жены таких ругательниц? (Дискуссия с юношами)
Ответ юношей: (если да?): то ласкать вы друг друга будете забористыми словами, и дети ваши будут матерноговорящими. Народная мудрость гласит: “Каковы корешки, таковы и ветки, каковы родители таковы и детки”.
Ученые зафиксировали, если человек постоянно употребляет в своей речи бранные слова, его хромосомы начинают активно менять свою структуру, в молекулах ДНК вырабатывается “отрицательная” программа. Как считают многие современные ученые, человеческие гены “слышат” мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде, передавая мутацию следующему поколению.
Таким образом, самый большой вред сквернослов наносит себе и своему потомству.
Сделали вывод: “Судьба каждого человека в его руках, кстати, и счастье тоже, в том числе и семейное благополучие зависит от речевого благополучия”.
Данная беседа не является панацеей лечения от болезни века, но все – таки не сомневаемся, что в душе каждый что-то обдумает для себя, особенно каждую строчку Эдуарда Асадова “О скверном и святом” (Приложение 5).
Когда прозвучало стихотворение, все догадались, почему данная тема названа “О скверном и святом” и почему она посвящена дню Матери. И говоря строками из стихотворения: “Что слово “мат” идет от слова “Мать”, сквернейшее от самого святого”, каждый сделал для себя соответствующие выводы.
В заключение беседы напомнили о силе поэтического слова, сказанного ученым Дмитрием Сергеевичем Лихачевым: “Слово врачует, делает нас лучше, чище, способствует возвышению души”
И напоследок пожелали ребятам только добрых слов, и добрых дел!!!
Итогом мероприятия был девиз группы: “Нам сквернословие не к лицу” (Девиз провозгласили студенты).
Приложение1«Утешение»
Когда людским злословьем оскорбленныйБываю сам жестокосердечен я,
Иду к знакомой рощице зеленой,
Склонюсь у быстротечного ручья.
И сердце потихонечку оттает,
Природа-мать всесильна и мудра,
Она сама все злое отметает
Во имя бесконечного добра!
Приложение2Мы стали злыми и покорными
Нам не уйти
Уже развел руками черными
Викжель пути
Как скользки улицы отвратные
Какая стыдь!
Как в эти дни невероятные
Позорно жить!
Лежим, заплеваны и связаны
По всем углам,
Плевки матросские размазаны
У нас по лбам.
Приложение 3
Система оздоровления «ДЕТКА» Порфирия Корнеевича Иванова
Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся, это твои условия. Горячее купание заверши холодным. Причина всех болезней - в самих людях, в их неправильных поступках. Утром обливание пробуждает организм, а вечером освобождает от усталости, накопленной за день, и дает разрядку нервной системе. Во всем победа над собой должна сочетаться с умеренностью. Человек сам должен решить, обливаться ему с головой или нет, высохнуть после обливания или вытереться и т. д. Надо учиться доверять своей природе и сознательно терпеть холод.
Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно попроси себе и пожелай всем людям здоровья.
Не употребляй алкоголя и не кури.
Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с пятницы 18-20 часов до воскресенья 12 часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держись хотя бы сутки.
Мы привыкли бояться голода как такового. Исследования показали, что люди часто погибают не от самого голода, а от стресса, вызванного стрессом голода. Сознательно принимая решение, не есть, человек учится побеждать свой страх. Этот совет, как и другие, рассчитан на вдумчивое отношение.
В 12 часов воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.
Конечно, не стоит переедать. Скоро вы поймете, что изобилие и разнообразие не нужны - хороша самая простая пища. Важна моральная победа. Пусть на один день, но вы стали независимы от еды. А это бесценный опыт.
Люби окружающую тебя Природу. Не плюй вокруг. Привыкни к этому: это твое здоровье.
Здоровайся со всеми, везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста.
Помогай людям, чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью, отзовись на его нужду душою и сердцем. Ты приобретешь в нем друга.
Помогая нуждающемуся, мы помогаем себе.
Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордыню. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.
Учась терпению, мы начинаем слышать другого человека. Неприятие сменяется пониманием, а вслед за пониманием придет любовь.
Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.
Если все время думать об опасности заболеть, можно так никогда и не сделать первый шаг. «Не болезнь играет роль над человеком, а человек над болезнью». Не надо себя излишне жалеть: «Природа дает здоровье скупо и по заслугам».
Мысль не отделяй от дела. Прочитал - хорошо, но самое главное - делай.
Чтобы жизнь началась по-новому, надо начинать с себя. «Не веришь - не надо. Берись и делай... А получишь - поверишь... Тогда и понятия придут».
Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.
Приложение 4
Статья 130.УК РФ . Оскорбление
1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, —
наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, —
наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Комм. С.В.Бородин
1. При оскорблении унижение чести и достоинства выражается в отрицательной оценке личности потерпевшего, которая подрывает его престиж в глазах окружающих и наносит ущерб уважению к самому себе.
2. Оскорбление как преступление должно быть выражено в неприличной, т.е. циничной форме, глубоко противоречащей правилам поведения, принятым в обществе. По нашему мнению, оскорбление — это нанесение обиды, которая может быть выражена устно, например, в виде ругательств или нецензурных прозвищ; письменно в виде записок или писем неприличного содержания; в виде телодвижений — пощечин, плевков в лицо и т.п. действий.
3. В отличие от клеветы при оскорблении не имеет значения, соответствует ли действительности отрицательная оценка личности пострадавшего. Об отграничении оскорбления от клеветы см. также комментарий к ст.129 УК.
4. Признаки оскорбления налицо только в тех случаях, когда действия лица направлены против определенного человека и нет сомнений в том, что речь идет именно о нем. Так, Верховный Суд РФ прекратил уголовное дело об оскорблении и клевете в связи с тем, что обвиняемый в своих публикациях не указывал действительных фамилий конкретных лиц, хотя сюжеты брал из реальных конкретных дел (см. Бюл. ВС РСФСР, 1988, No.8, с.6).
5. Оскорбление считается оконченным преступлением в момент его нанесения, когда оно совершено непосредственно в присутствии потерпевшего, а в некоторых случаях — в момент, когда стало известно потерпевшему от других лиц или, например, при прослушивании магнитной записи, переданной ему под тем или иным предлогом, например, для записи.
6. Субъективная сторона — умысел, как правило, прямой. Виновный осознает, что он наносит оскорбление, и желает этого, либо при косвенном умысле относится безразлично к тому, что он унижает честь и достоинство другого лица.
7. Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет.
8. Обстоятельством, отягчающим оскорбление и влияющим на его квалификацию, является его публичность, т.е. доведение оскорбления до всеобщего сведения. О понятии публичности см. комментарий к ст.129 УК.
9. Оскорбление необходимо отграничивать от хулиганства. При совершении последнего мотивом преступления являются хулиганские побуждения, а при оскорблении мотив выражается в проявлении неприязни к лицу, честь и достоинство которого унижается. Кроме того, объектом посягательства при оскорблении является честь и достоинство, а хулиганство посягает на общественный порядок; при оскорблении всегда есть конкретное лицо — потерпевший, при хулиганстве его может и не быть.
10. В тех случаях, когда оскорбление сопряжено с вымогательством, ответственность должна наступать соответственно по ст.130 и 163 УК, независимо от того, совершены ли эти преступления в реальной или идеальной совокупности.
Приложение 5
«Сквернословы»
Сквернослов без матерщины - жалок!
Он идейки скудной проводник:
оснастить бы матом не мешало –
общечеловеческий язык.
Не портовый грузчик - спец с дипломом
поэтажно кроет - в пух и прах!..
Даже дворник с неразлучным ломом
подивился, голову задрав.
Щедрые достоинствами девы
тоже гнут «оглобельки в дугу...»
Караул!.. Языковеды, где вы,
на каком вы дремлете боку?
Над строкою этой цепенею,
за страницу прыгает строка!..
Речи деградация страшнее –
самого заклятого врага!
Наш язык! Великий из великих,
шелуху и хамство отрази!
От жаргонов и от «фенек» диких
чистоту и суть свою спаси!
Я у жизни разного призанял,
но духовных презирал калек!..
Неужели этот груз потянем –
за собою в двадцать пятый век?
Приложение 6

«О скверном и святом»
Что в сердце нашем само святое?
Навряд ли надо думать и гадать,
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - М а т ь!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.
Тот пращур был и темный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как темная река.
Нашлись другие.
Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века...
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
И в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут все-таки при чем?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять,
Что слово « мат» идет от слова « Мать»,
Сквернейшее - от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово, наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,
Но не теряйте звания людей,
Не трогайте, не смейте, не грязните
Не имени, ни чести МАТЕРЕЙ!