О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?

О каком дне идет речь в пьесе М. Горького?
(Своеобразие драмы «На дне», 2 часа.)


Цель: определение своеобразия пьесы М.Горького «На дне» (социальные, философские,
бытовые аспекты, особенности горьковского реализма).

Задачи: познакомиться с творческой историей произведения;
определить своеобразие драматического конфликта, жанра произведения;
проанализировать системe персонажей драмы (предыстория героев, жизненная
позиция);
определить авторскую позицию и способы ее выражения.

Эпиграф (на доске): Берет Горький все тех же своих босяков и бывших людей, но есть
нечто совершенно новое в сильно изменившемся и, я сказал бы,
в просветлевшем взгляде автора. Из романтика, со всею
бессознательностью, хоть и красивою ложью романтизма, он словно
превратился в философа, настойчиво и мучительно ищущего смысла
бытия. Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну
кучу десятки разнохарактерных лиц – и все объединил жгучим
жгучим стремлением к правде и справедливости.
Л.Андреев.
Эмоциональный настрой (запись фраз после темы и эпиграфа в тетрадях, их продолжение
самостоятельно каждым учеником):
«Я чувствую»
«Я хочу узнать...»

Работа над пьесой.

Терминологический диктант (учитель дает развернутые определения,
обучающиеся записывают на листках только
понятия).
Катарсис: очищение духа при помощи страха и сострадания как цель трагедии.
Конфликт: противоборство, противоречие между изображаемыми в произведении силами (человек и общество, человек и обстоятельство, столкновение персонажей).
Драма: пьеса с острым конфликтом, который, однако, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим, соединяет в себе трагическое и комическое начало.
Ремарка: авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими.
Реплика: ответная фраза собеседника в диалоге, возникшая как немедленный и непосредственный отклик на слова партнера.
Монолог: развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.
Комедия: вид драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
Диалог: вид устной речи, разговор двух или более лиц, одна из форм речевой характеристики персонажа; главное средство изображения действия и характеров.
Пьеса: произведение, предназначенное для постановки на сцене, в котором нет прямого авторского включения в текст, развитием действия движет конфликт, ограниченное в объеме и числе действующих лиц.
Трагедия: вид драмы, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и завершающиеся гибелью героя.
Работа с новыми понятиями (записаны на доске).
Центробежная драматургия: растекающаяся вширь композиция; отдельные сцены, неохваченность всех персонажей единым сюжетом.
Полилог: многоголосие, когда говорящие слышат и отвечают друг другу, зацепляют окружающих, не вступая в обмен репликами, т.е. звучит сама жизнь.
История создания пьесы (индивидуальное сообщение к уроку).
Еще в 1898г. В газетной статье М. Горький рассказывал, как хозяева ночлежек наживаются на бедности постояльцев: за зиму многие должны до 100 и более рублей, из них 60 приходится на проценты. Все долги взыскиваются летом, когда во время навигации босяк зарабатывает деньги или крадет их.
Замысел относится к 1900 г., а работа начата в конце 1901 г.. Закончена пьеса летом 1902г.. Произведение задумывалось как эпилог после серии рассказов о босяках. Пьеса имеет реальную историческую основу: прототипы героев автор наблюдал в юности в Нижнем Новгороде, на Миллионной, среди «золотой роты» Актер, Барон, Настя, Бубнов, Сатин). Встречал и странников, подобных Луке. Об этом рассказано в автобиографической повести «В людях». Первоначально пьеса имела несколько вариантов названия: «Без солнца», «Дно», «На дне жизни». Решающее слово в выборе названия принадлежит Л.Андрееву.
Пьеса прославила автора и обошла лучшие театры мира. М.Горький получил Грибоедовскую премию, которая присуждалась лучшим драматургическим произведениям.
Такого произведения с нетерпением ждали во МХАТе Станиславский и Немирович-Данченко, которые сами отстояли эту пьесу в споре с цензурой.
Работа с афоризмами: проверкам знания текста (индивидуальное задание к уроку по группам: найти в тексте афоризмы по актам: 1 группа – 1 акт и т.д.;
на уроке 1 представитель от каждой группы зачитывает найденные афоризмы, обучающиеся должны определить, кому принадлежит то или иное высказывание).
«Шум смерти не помеха» (Бубнов, акт 1)
«Доброта – она превыше всех благ» (Костылев, акт 1)
«Многие деньги легко даются, да немногие легко с ними расстаются»(Сатин, акт 1)
«Ни одна блоха - не плох: все – черненькие, все – прыгают Старику – где тепло, там и родина
Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит» (Лука, акт 1)
«Замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно» (Квашня, акт 1)
«В любимом – вся душа...
Пьяница – тоже человек
Человек все может лишь бы захотел
Смерть – она успокаивает она для нас ласковая Помрешь – отдохнешь
Во что веришь – то и есть» (Лука, акт 2)
«Жди от волка толку
В женщине душа должна быть» (Пепел, акт 2)
«Храбрость у места, когда в лес по грибы идешь Люди все живут как щепки по реке плывут строят дом а щепки прочь» (Бубнов, акт 2)
«Без имени – нет человека!» (Актер, акт 2)
«Не в слове – дело, а почему слово говорится. Человека приласкать – никогда не вредно. Тюрьма – добру не учит, и Сибирь не учит а человек – научит Человек может добру научить» (Лука, акт 3)
«У всех людей души серенькие, все подрумяниться желают» (Барон, акт 3)
«Вали всю правду, как она есть! Чего стесняться!» (Бубнов, акт 3)
«Ежели людей по работе ценить тогда лошадь лучше всякого человека возит – и молчит» (Пепел, акт 3)
«Человек должен на од
·ном месте жить, должен определить себя к месту а не путаться зря на земле Хороший человек должен иметь паспорт» (Костылев, акт 3)
«Ложь – религия рабов и хозяев Правда – бог свободного человека» (Сатин, акт 4)
«В карете прошлого – никуда не уедешь!» (Сатин, акт 4)
«Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук и мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит гордо! Че – ло - век! Надо уважать человека!» (Сатин, акт 4)
Своеобразие конфликта. Система персонажей (групповая проектная работа).
Учитель: предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных на дно. Для того чтобы воплотить подобный предмет изображения, автору было необходимо найти соответствующий конфликт, в результате которого наиболее полно проявились бы противоречия сознания ночлежников.
Задания для групп (в группах идет обсуждение вопросов, предложенных учителем, затем на каждый вопрос дается ответ, класс записывает вывод, предложенный группой, в тетрадь).
1 группа. Социальный конфликт.
Восстановить предысторию персонажей пьесы: Сатин, Барон, Бубнов, Актер, Настя, Клещ, Анна. Как попали герои на дно?
Какими изображены хозяева ночлежки?
Организует ли социальный конфликт действие пьесы?
Вывод: социальный конфликт развивается по двум напралениям: конфликт между хозяевами и ночлежниками; у каждого в прошлом свой конфликт.
Социальный конфликт не организует действие, все конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое. Мы видим лишь результат общественных неурядиц, отразившихся на жизни людей. Ничтожества имеют власть, люди, не утратившие нравственных качеств, оказались на дне. Статичность конфликта, отсутствие между героями непримиримой пропасти. В общественном плане и ночлежники, и хозяева недалеки друг от друга.
2 группа. Любовный конфликт.
Проследите развитие любовного сюжета в драме. Определите экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку сюжета.
- Пепел – Василиса – Костылев – Наташа;
- Квашня – Медведев;
- Настя;
- Клещ – Анна.
Организует ли любовный конфликт действие пьесы?
Вывод: социальные условия калечат человека и его чувства. Даже любовь ведет к смерти, увечью, каторге. Любовный конфликт присутствует в пьесе, но всех героев не затрагивает, поэтому действие не организует. Он как грань социального. Если неразрешим социальный в таком обществе, то и любовный тоже: возвышенное чувство любви в бесчеловечных социальных условиях приводит к смерти.
3 группа. Жизненная позиция ночлежников.
Как воспринимают свое положение в жизни Актер, Анна, Настя, Пепел, Клещ? Во что они верят?
Какова жизненная философия Бубнова, Барона, Сатина? Каково их отношение к вере остальных ночлежников?
Какова жизненная позиция Татарина и Алешки?
Уживаются ли ночлежники между собой?
Вывод: ничто не связывает и самих ночлежников.
Бубнов – правда внешних обстоятельств: все люди лишние, они плывут по течению, бессильны изменить что – либо в жизни.
Барон и Настя – живут воспоминаниями, иллюзорная мечта о жизни.
Клещ и Татарин – надо жить «по закону»: невмешательство в жизнь.
Алешка – отказ от всех желаний. Всех ночлежников можно разделить на 2 группы: те, кто смирился, и те, кто хочет вырваться.
4 группа. Лука и Сатин в пьесе. Философский конфликт.
К чему приводит появление в ночлежке Луки? Можно ли говорить о развитии философского конфликта? Выделите экспозицию, завязку развитие действия, кульминацию, развязку философского конфликта.
Сатин и Лука – антиподы или родственные души?
Индивидуальное задание: монолог Луки о праведной земле наизусть.
Какова позиция автора в решении философского конфликта?
Вывод: появление Луки приводит к временной победе правды идеала. Лука – Бубнов – Сатин: начало спора о человеке. Лука (лукавый, но светлый, один из 4 евангелистов): человек хорош, но обстоятельства делают его плохим; человека спасет не насилие, а добро. Он вселяет надежду, дает шанс. Но после его исчезновения все рушится. Он учит пассивности, а не борьбе.
Сатин ( Сатана, Константин – постоянный): восстает против «правды» Луки. Но и не зовет к борьбе, к изменению общества, высказывает идею свободного человека.
В обрисовке Сатина и Луки дан принцип парности
Цель М.Горького – заставить человека самого задуматься о цели своей жизни.
Итог работы групп (общий вывод): социальный конфликт возможно разрешить, если человек начнет задумываться о смысле жизни, о своем месте в ней, т.е. если будет разрешен философский конфликт.
Конфликт


Социальный Любовный Философский

Своеобразие жанра.
Учитель: каков жанр данного произведения?
Обучающиеся: социально – философская драма

Условия жизни Объект авторского Исследование
нолежников исследования - философской, социально – бытовой
сознание ночлежников проблематики

(определение создают сами обучающиеся в группах)
Социально – философская драма – вид драмы, в котором объектом авторского исследования являются не столько условия жизни персонажей, сколько их сознание с целью разрешения конфликта или нахождения путей к его разрешению.
Авторская позиция и способы ее изображения (эвристическая беседа).
Авторская позиция показана через:
Описание жизни ночлежников;
Отношение ночлежников друг к другу;
Жизненную позицию ночлежников
Спор о человеке;
Монолог Сатина (индивидуальное задание: наизусть монолог).
Вывод: М.Горький в пьесе говорит о концепции личности: человек с большой буквы, способный активно воздействовать на обстоятельства, строить свою собственную жизнь и изменять мир. Автор верит могущество человеческого разума. Поэтому финал открытый.

Итог урока.
Учитель предлагает обучающимся продолжить фразу «Я понял, что» (самостоятельно в тетрадях). Заслушивается несколько выводов по уроку.

Домашнее задание.
Наизусть монолог Сатина или Луки (по выбору).
Сопоставить драму «На дне» с «Вишневым садом» А.П. Чехова: каковы общие тенденции в построении конфликта, в создании драматического единства.
Раскрыть смысл песни «Солнце всходит и заходит» в свете многих смертей и речей Сатина.
Замечание: 2 и 3 задание выполняется письменно по выбору.

























тђ Заголовок 1тђ Заголовок 2тђ Заголовок 3тђ Заголовок 4тђ Заголовок 5тђ Заголовок 6тђ Заголовок 7тђ Заголовок 8тђ Заголовок 915