Классный час Русь Святая, храни веру православную


Тема: Русь Святая, храни веру православную.
Цель: Формировать представление о православной вере.
Задачи: 1. Познакомить с историей становления православной Руси.
2. Воспитывать уважительное отношение к православным канонам и традициям.
3. Развивать устную речь обучающихся.
Оборудование: презентация
Ход занятия
Организационный момент
Вводная часть
Разберём основные понятия, над которыми мы будем задумываться.
Родина, культура, религия.
Далее под каждым понятием подписываются те слова, которые с ними у учащимися тесно связаны.
С какими воспоминаниями у каждого из вас связаны слово «родина»?
Эти большие понятия связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными составляющими.
Основная часть
Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.
Почему с такого явного отрицания (это утверждение путем отрицания) начинается наш разговор о культуре и религии?
(В результате беседы, осмысления можно прийти к пониманию того, что не все человек может выбирать, есть что-то, что дается человеку изначально. И это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное, что призваны хранить и беречь).
Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия и это самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.
Как названа наша страна? Как она же называлась в древности?
Почему она страна с древней историей и молодыми мечтами? Каков возраст Руси-России?
А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране?
С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна – Россия.
Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.
Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть, обозначено наше взросление:
Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа** улица** город ** Россия (вместо ** нужно поставить стрелочки)
Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в большом государстве – отечестве?
А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?
Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.
Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура.
Физкультминутка
Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники).
Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» – это синонимы? (Безусловно)
Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы, живущие в нашей стране? (Безусловно, да).
Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь? Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень достойные.
А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести примеры?
РОДИНА – это земля, история, законы общей жизни, культура.
Культура – сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие – это развитие самого человека. И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает совершить именно такой, своеобразно-человеческий поступок.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.
Объясните, как вы поняли, что такое «культура»?
Что, по-вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды?
Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных ценностей, постоянное усвоение и развитие).
Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению – что бы началось?
Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.
Как надо отмечать государственный, народный или религиозный провести праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека, ухаживать за могилами предков? Это тоже вопросы культуры.
Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.
Какие составляющие, входящие в понятие «культура», вас удивили? А как вы объясните утверждение о том, что свою культуру человек не выбирает? Мы уже встречались с подобным утверждением? А как человек может «расти» в культуре? Усвоение опыта, правил, норм, обмен впечатлениями, получение образования).
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.
И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог».
В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.
Найдите в тексте объяснение поступка религиозное и без религиозное (во втором абзаце данного отрывка).
В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.
Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
Россия когда-то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители граждане могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.
Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.
Как, по-вашему, вера может определять поведение и культуру? Вера – это система запретов или, наоборот, разрешений быть лучше, сознательно строить и направлять свой путь в сторону добра?
Почему различия в культуре нужно непременно уважать?
Итог занятия
Дети образуют общий круг, в данном случае сохраняя деление по группам.
Каждая группа по одному для всех рассказывает, представляя свое понятие: родина, культура (Как следует относиться к различиям в культуре? Здесь ищем главные слова: терпимо, уважительно, толерантно, творчески); религия.
Все вместе могут сделать вывод о том, почему эти понятия часто оказываются тесно связанными?