План-конспект урока по произведению И.С.Тургенева Ася


Как можно сегодня прочитать повесть И.С.Тургенева «Ася»
Учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1 им. К.Д. Ушинского»
Лукьяновой Елены Григорьевны
Повесть И.С.Тургенева «Ася» достаточно трудна для восприятия восьмиклассников, поскольку требует психологического проникновения в ткань повествования. Предлагаемая методическая разработка – попытка помочь учащимся понять духовный мир героев и автора. Разумеется, прочтение повести глубоко индивидуально, поэтому допускается возможность и другой трактовки.
Предварительное задание учащимся:
Внимательно прочитать повесть;
Ознакомиться с работами критиков и литературоведов (Н.Г.Чернышевского, Ю. Селезнева, С.Шаталова о ней);
Сопоставить свое и их мнение о произведении;
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка учителем домашнего задания (учащиеся отвечают по тетрадям).
II. Слово учителя:
Вами прочитана повесть И.С.Тургенева «Ася». В ней три главных героя: господин Н.Н., Гагин и Ася. Представьте их нам: кто они, чем занимаются, каково их общественное положение (ответы иллюстрируются фрагментами текста).
Н.Г. Чернышевский говорил: «Все лица повести – люди из лучших, между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые благороднейшим образом мыслей…» Согласны ли вы с этим утверждением? Докажите или опровергните его, используя текст произведения.
И.С.Тургенев (в чем вы убедитесь впоследствии) всех героев своих повестей и романов проводит через испытание любовью. Но далеко не всем удается его выдержать. Действительно ли господин Н.Н. влюблен в Асю? Ведь в конце повести он утверждает, что у него не было ясного сознания любви Честен ли он с самим собой? Докажите ваше мнение, используя текст произведения.
Вывод: Любил. Следовательно, испытание любовью было. Выдержал ли он его?
Прочитаем отрывок повести от слов «Ася подняла голову и встряхнула кудрями…» до слов «Попытайтесь…» Что говорит нам этот диалог Аси и господина Н.Н.? Чем отличаются их жизненные позиции?
(Для внимательного читателя этот разговор – предупреждение. Благодаря ему можно смоделировать дальнейшее поведение персонажей. Попытайтесь это сделать.)Прочитаем отрывок текста от слов «Ася потупилась и засмеялась тихим легким смехом…» до слов «Посмотрите, как хорошо! – сказал я, невольно понизив голос…»
Объясните:
Почему Ася изменила строку Пушкина? Случайно ли господин Н.Н. заметил: «У пушкина не так»? Как это характеризует героя?
Ася говорит: «А я хотела бы быть Татьяной». Как вы думаете, что она имеет в виду? Услышал ли господин Н.Н. то, что она сказала? Понял ли? Свое мнение мотивируйте.
Вывод: господину Н.Н. не хватает душевной чуткости. Он знает историю Аси, но не может понять ее.
Прочитаем отрывок от слов «Да, хорошо!» до слов «Кажется, до сих пор я еще не летал…» и главу 12 полностью.
Такой ли реакции Ася и мы ждали от господина Н.Н.? Особенно в ответ на ее признание: «Крылья у меня выросли – да лететь некуда».
Господин Н.Н. утверждал: «Крылья могут у нас вырасти…». Выросли ли у него крылья? Удалось ли ему в жизни полетать? Выдержал ли он испытание делом? Объясните причину.
Проанализируем главу 16; найдём слова фразы, характеризующие поведение Аси и господина Н.Н.; на мультимедийную доску, в ходе беседы, выведем:

Ася (17 лет)
Глаза молили, доверяли, вопрошали, отдавались…
Ваша…
Должны?
Я не звала…он пришел сам…
…ей…становилось стыдно и страшно
…вдруг упала на колени, уронила голову на руки и зарыдала… Господин Н.Н. (25 лет)
Я не мог противиться…
Что мы делаем?
Я должен был ему сказать…
Это вы … виноваты. Теперь все пропало…
…извинение…чуть не рассердило меня. И вот теперь всё кончено! …вы сами разорвали нашу связь…
Я не выношу женских слёз…
На чьей вы стороне? Кого оправдываете? Кого осуждаете? Почему?
Глава 20. Прочитаем финал от слов «Завтра я буду счастлив…» до конца. Почему И.С.Тургенев, описывая состояние господина Н.Н., сказал: «…меня поднимали какие-то широкие, сильные крылья», а не просто «…меня поднимали широкие, сильные крылья»?
Вывод: Н.Н. воспарил на крыльях любви Аси. Своих крыльев у него нет. А на чужих долго не полетаешь.
«Завтра я буду счастлив…» Почему это завтра не состоялось? Согласны ли вы, что «у счастья нет завтрашнего дня…нет и вчерашнего; у него есть настоящее – и то не день, - а мгновение»?
Жалеете ли вы господина Н.Н., сочувствуете ли его судьбе? Считаете ли вы, что он получил то, что заслужил?
Вы познакомились с различными мнениями критиков. Какие вам показались справедливыми? Почему?
Каким вам представляется автор повести? Что можно сказать о его характере и взглядах?
Подведение итогов.
Выставление оценок соответственно степени участия в работе на уроке.
Домашнее задание:
Аргументированный письменный ответ на вопрос: «Повесть «Ася» написана Тургеневым в 1857 году – больше чем полтора столетия назад… Есть ли смысл читать её сегодня?»
».