Приложение к плану воспитательной работы классного руководителя


Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости школьников
В реальной воспитательной практике также ведутся поиски наиболее значимых критериев воспитанности школьников.
Для нас представляет интерес экспериментальная работа, организованная в школе им. М.В. Ломоносова (г. Жуковский, Московской области, науч. руков. Л.М. Фридман). В ходе ее отрабатывается технология изучения воспитанности школьника. Уровень воспитанности выражает степень сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями важнейшие качества личности, каждое из которых оценивается по уровню сформированности соответствующего качества: высокий, средний или низкий.
Общая оценка воспитанности школьника выводится на основе оценок отдельных показателей воспитанности. Показателями воспитанности школьника являются.
Поведение в семье: проявляет интерес к делам семьи, ее проблемам, переживает ли совместно с другими ее неврозы и радости, выражает ли задания старших, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи, правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении, полностью себя обслуживает.
Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность в выполнении заданий, трудолюбие и аккуратность в учебной работе, разумное отношение к удачам и неудачам в учении, проявляет чувства ответственности за порученные общественные дела, бережное отношение, к школьному имуществу, дисциплинированное поведение  на переменах.
Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое обращение к старшим.
Отношение к сверстникам: активное участие в совместной деятельности  и играх, стремление поделится своими радостями и огорчениями с товарищами, готовность бескорыстно помогать товарищам, стремление не подвести своих товарищей, класс.
Поведение на улице и в общественных местах: соблюдения правил дорожного движения, сохранение природы, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, в транспорте, на улице.
Отношение к самому себе: аккуратность и бережливость, соблюдение правил личной гигиены, самокритичность в оценке своего поведения и поступков, правдивость, честность, принципиальность.
Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы.
Процедура оценивания состоит из следующих этапов:
1.Анкетирование родителей.
2.Каждый ученик пишет самохарактеристику по особой форме (в подростковых и старших классах развернутая самохарактеристика по всем показателям воспитанности).
3.Взаимохарактеристика учеников.
4.Педагогические консилиумы, на котором обсуждаются все полученные материалы, они сопоставляются с результатам психолого-диагностических обследований, выносится общая оценка воспитанности каждого ученика.
5.Сообщение общей оценки воспитанности школьникам и их родителям в индивидуальной форме, совместный поиск путей коррекции.
Оценка воспитанности школьника является эффективным средством развития самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого школьника, формирования у него адекватной самооценки.
Диагностические методы изучения воспитанности школьников могут быть разнообразными (наблюдение, сочинение, анкетирование и опросы, тестирование и т.д.). В психолого-педагогической литературе вы найдете немало отработанных методик изучения воспитанности школьников.
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости школьников
Фамилия Имя Базовые качества Признаки уровней проявления формирующихся качеств
«3»-ярко проявляются «2»- проявляются «1» –слабо проявляются «0» -не проявляются
1)Любовь к Отечеству 2)Политическая культура 3)Правовая культура 4)Интернационализм
Толерантность 5)Желание гордиться своей семьей 6)Бережливость к общественному достоянию и уважение чужой собственности 7)Экономность и бережливость в отношении к личной собственности 8)Успешность в учении и самообразовании 9)Деловитость и организованность 10)Общительность 11)Готовность прийти на помощь 12)Тактичность, культура поведения 13)Здоровый образ жизни 14)Целеустремленность в самоопределении 15)Чувство собственного достоинства ИТОГО Критерии оценки качеств личности
Проявление отношений Базовые качества Признаки уровней проявления формирующихся качеств
«3»-ярко проявляются «2»- проявляются «1» –слабо проявляются «0» -не проявляются
отношение к Родине, обществу 1.Любовь к Отечеству
Интересуется историческим прошлым своего Отечества, пере-живает настоящее, обсуждает с товарищами свою роль в созидании его будущего
 
Интересуется историческим прошлым своего Отечества, пере-живает его настоящее
Сам мало инте-ресуется историей и культурной своего Отечества
Пренебрежи-тельно отно-сится к истории и отечественной культуре
2.Политическая культура
Знает основные гражданские права и обязанности, соблю-дает их, активно работает по соз-данию законов и правил школьной жизни
Знает основные гражданские права и обязанности, соблюдает их, но в школьном зако-нотворчествеДопускает отклонения в соблюдении правопорядка, требует дополнительных укзанийНарушает дисциплину и правопорядок
3.Правовая культура
Знает основные гражданские права и обязанности, соблю-дает их, активно работает по соз-данию законов и правил школьной жизни
Знает основные гражданские права и обязанности, соблюдает их, но в школьном зако-нотворчествеучастия не принимает
Допускает отклонения в соблюдении правопорядка, требует допол-нительного контроля со стороны взрослых и товарищей
Нарушает дисциплину и правопорядок
4.Интернационализм Уважает культуру и традиции других национальностей, принимает, помогает
налаживанию отношений людей разных национальностей, перенимает опыт Проявляет интерес и уважение к культуре и традициям других Не проявляет интереса к культуре других национальностей Пренебрежительно относится к культуре и традициям других национальностей
Отношение к собственности 5.Бережливость в отношении к общественному достоянию и чужой собственности
Бережет общественное достояние, уважает чужую собственность, стимулирует к этому других
Уважает чужую собственность, бережет общественное достояние
Небрежно относится к общественному достоянию, не уважает
Наносит ущерб чужой и общественной собственности
 
6.Бережливость и экономность в отношении к личной собственности Бережет личные вещи, экономит и разумно тратит денежные средства, удерживает от неразумных затрат своих близких и товарищей Бережет личные вещи, разумно тратит денежные средства Не всегда оправдано тратит денежные средства, требует контроля Не бережлив, расточителен
 
Отношение к учебному труду и делу 7.Успешность в учении и самообразовании
Реализует свои способности в учении, дополнительно развивает их вне школы, поддерживает среди товарищей престиж знаний
Успешен в учении, стремится развивать свои творческие способности вне школы
Недостаточно успешен в учении, требует поддержки в учении и самореализации способностей
Ленив, неуспешен и безответственен в учении
 
8.Дисципли-нированность и организованность Организованный и деловитый, умеет организовать на дело товарищей, доводит дело до конца Организован сам, но организовать на дело других не умеет Недостаточно деловитый, принимает участие в деле под руководством других Неорганизованный, бездеятельный
9.Общительность
Общительный, умеет устанавливать и развивать межличностное и деловое общение
Сам охотно идет на контакты, но общение организовать не умеет
В общении не разборчив, часто ведом другими
Замкнутый, необщительный
10.Готовность прийти на помощь
Готов прийти на помощь друзьям и товарищам в решении их проблем
Сам охотно идет на помощь друзьям и товарищам в решении их проблем
Неохотно идет на помощь и поддержку других, чаще «за компанию»
Не отзывчив к чужим проблемам
Отношение к людям 11.Тактичность, культура поведения Тактичен и вежлив в общении со старшими и товарищами, одобряет и поддерживает эти качества у других Сам тактичен, но равнодушен к бестактности других Соблюдает вежливость и такт лишь в присутствии старших и педагогов Бестактный и грубый
12.Здоровый образ жизни
Ведет здоровый образ жизни, укрепляет здоровье, оберегает от вредных привычек друзей и товарищей
Ведет здоровый образ жизни, укрепляет свое здоровье, но и к здоровью других равнодушен
Проявляет вредные привычки, нуждается в контроле и поддержке взрослых и товарищей
Злоупотребляет своим здоровьем, имеет вредные наклонности и привычки
13.Целеустремленность в самоопределении
Самоопределяется, упорно и настойчиво работает на пути достижения цели, поддерживает в самоопределении других
Настойчиво работает над собой в плане самоопределения
Еще не совсем определился в жизненных планах, целенаправленно не работает над собой, требует поддержки
Не имеет целей самоопределения
Отношение к себе 14.Чувство собственного долга Бережет свою честь и достоинство, уважает достоинство других Бережет свою честь и достоинство Не всегда проявляет в делах и поступках уважение к себе, нуждается в поддержке других Не уважает себя как личность, не заботится о своей чести и достоинстве
Далее могут быть дополнения