Беседа о Преподобном Сергии Радонежском

Управление образования и науки Тамбовской области
ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»








Беседа
о Преподобном Сергии Радонежском




Цели и задачи:

1.духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения на примерах жития преподобного Сергия Радонежского;
2. воспитание патриотизма.

Оборудование: ПК, презентация
Место проведения: духовная библиотека
Дата: 8 октября, 18июля



Преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу молятся о
просвещении разума и научении духовной грамоте,
о помощи в трудном учении, об избавлении от гордости



«Жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло».
Сергий Радонежский


2013г.
ЖКСП

Беседа о Преподобном Сергии Радонежском
«жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло». Сергий Радонежский
Ход мероприятия:
Преподаватель: Ежегодно 8 октября Православная Церковь отмечает преставления преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий Радонежский почитается более 600 лет, кто он? Что известно о нем? За что так почитаем? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы.
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 3 мая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   25 сентября [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], основатель Троицкого монастыря под [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ныне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), преобразователь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в Северной Руси. Сергий Радонежский почитается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и считается величайшим подвижником земли Русской.
Студент 1.
Рождество и детство В своём рассказе первый биограф [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сообщает, что будущий святой, получивший при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания

Родители Варфоломея: Кирилл и Мария
Студент 2. Встреча со старцем. Однажды по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] <> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание  отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Студент 3.
Около [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Еще при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости». Ждал он недолго: через два-три года он похоронил отца и мать, которые, следуя распространённому в то время на Руси обычаю принимать иночество под старость, незадолго до смерти тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским.
Студент 4.
Монашеская жизнь
После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, стремясь к «строжайшему монашеству», он оставался здесь недолго основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) небольшую деревянную церковь во имя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. вел суровый и аскетичный образа жизни, оставшись в полном одиночестве, принял [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ему было 23 года.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

1345г Троице-Сегиев монастырь


Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] оформилась как Троице-Сегиев монастырь (впоследствии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и Сергий был её вторым [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (первый  Митрофан) и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), подававшим всем пример своим [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Запретив принимать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Студент 5. Характеристика преподобного Сергия.
По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя  в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], нижегородского  в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] почти все русские князья признали главенство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Студент 6. Куликовская битва

По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и, согласно "Сказанию о Мамаевом побоище", отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Хотя, по канонам Русской Православной церкви, монахам и священнослужителям запрещено участвовать в боевых действиях.
Приблизившись к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к Радонежскому игумену и пригласил его в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Студент 7. Кроме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Сергий основал ещё несколько монастырей ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] близ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] близ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Студент 8. Согласно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Сергий Радонежский совершил множество [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.
Студент 9. Старость и кончина преподобного Сергия
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:
25 сентября [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сергий скончался.
Студент 10. Почитание преподобного Сергия
Почитание преподобного Сергия началось через 30 лет, 5 июля [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], были [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] нетленными его [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], день 5 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи  это не [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а сохранившиеся и неистлевшие кости. 11 апреля [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], во время [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен.
О предстоящем вскрытии мощей стало известно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. (См. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].)
Студент 11. В 19201946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании Лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Троице-Сергиевой лавры.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
РАКА С МОЩАМИ

Студент 12. Написание жития преподобного Сергия
Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 14171418 годах его учеником [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а в середине [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] значительно переработанное и дополненное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В последующем число вариантов жития Сергия существенно увеличилось.
Студент 13. Канонизация
Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] святых . Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы». Уже в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], спустя пять лет после обретения мощей Сергия, на его родине в Варницах был основан [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ныне подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры).
Студент 14 Храмы, освященные в честь преподобного Сергия Радонежского.
Сергий Радонежский один из самых почитаемых русских святых, ему посвящено большое количество храмов. Своим святым покровителем преподобного Сергия считали артиллеристы («пушкари»). В Москве в 1684 году была освящена каменная церковь преп. Сергия в Пушкарях; в С.-Петербурге в 17981800 годах был сооружен Сергиевский всей артиллерии собор.
Согласно информации из базы данных сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (по состоянию на 28 октября 2012) по всей России ему посвящены храмы и часовни общим числом 591:
В Москве Сергию Радонежскому посвящены 67 храмов и часовен.

Студент 15. О наградах
Орден преподобного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  общецерковная награда [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], имеет три степени. Учреждён [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Русской Православной Церкви 26 декабря [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. При награждении вручается знак ордена и грамота; носится на левой стороне груди. Выполнен в виде четырёхконечного креста, в центре находится круглый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с изображением преподобного Сергия Радонежского. Девиз ордена «СМИРЕНИЕМ ВОЗВЫШАЕМЫЙ» (наносится на оборотную сторону).
Награждаются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], представители инославных Церквей и религиозных объединений за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели всех вероисповеданий за плодотворные труды.
Преподаватель:

Подвижничество Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.
Сергий Радонежский, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития», как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам «иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную», «смирением украшать себя», «единомыслие друг с другом хранить», «ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения». По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи «высокого жития».
Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. «А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим», говорил Сергий.
Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.
в самом Житие неоднократно подчеркивается, что именно из-за «чистоты жизни» преподобный Сергий был удостоен Божией благодати.
Сергий Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло.

«Внимайте себе, братие.
Прежде имейте страх Божий,
чистоту душевную и любовь нелицемерную»

































ПРИЛОЖЕНИЕ


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]










Троицкий храм с мощами

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
в 1337году основал монастырь

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Архитектурный ансамбль Лавры

храм на Куликовом поле

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] храм в Воскресенске






ПАМЯТНИКИ СВЯТОМУ СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
памятник в Сергеевске



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
в Троице-Сергиевом Варницком монастыре- месте рождения Сергия

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] архитектурный ансамбль Т-С лавры

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
храм в Воскресенске


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] деревянный храм

Нижний Новгород

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Сергиев Посад

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ус.Алмазово. церковт С.Р

ц.в Борисоглебске, 1911год

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] п.Первомайский Тамбовская область



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
в Нижнем Тагиле
во имя св. пр. Сергия Радонежского на Ганиной Яме. Вознесенский Печерский монастырь.









Награды


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] орден 3 степени [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] орден С.Радонежского

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]медаль

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Благовещенский женский монастырь.Киржачи. 1358.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Старо –голутвин коломна
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Коломна

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Высоцкий в Серпухове

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


















ЧТО ОЗНАЧАЕТ « ПРЕПОДОБНЫЙ»

Преподобные в православии лик святости: монашествующие святые, прославляемые за подвижническую жизнь. «Преподобный» значит «весьма подобный», то есть достигший подобия Христу, что отражает христианскую идею святости как соединения с Богом через собственное преображение, возрождение в себе «Образа Божия». Людей и особенно святых в православии в некоторых случаях рассматривают как «сосуды, которые наполняет Истина», под которой имеется в виду Слово Божие, Свет Божий. «Преподобный» в таком случае рассматривается как человек, который достиг наибольших успехов в этом направлении, уподобился самому Иисусу Христу. Разряд преподобных стоит вторым после благоверных. Этот разряд святости появляется почти одновременно с появлением христианского монашества (в конце III начале IV веков). Первыми преподобными в христианской церкви стали египетские и палестинские монахи-отшельники, положившие начало развитию института монашества (Павел Фивейский, Антоний Великий, Иларион Великий, Иоанн Прозорливый, Пахомий Великий и др.).



















10 ЧУДЕС СЕРГЕЯ РАДОНЕЖСКОГО
Об усопших говорят: «Его больше с нами нет». Порой даже христиане забывают простую и радостную истину: у Бога нет мертвых, у Него все живы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], большую часть чудес совершил уже после своей телесной смерти и продолжает их совершать, когда люди с верой просят его о помощи.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского



1. О городе Опочке и спрятанных камнях
Однажды литовский король послал многочисленное войско со множеством военных орудий к городу Опочке, что неподалеку от Пскова, желая разорить его. Жители города мужественно противостояли литовцам и многих перебили. Но враги с новой силой устремились на город, пытаясь взять его всевозможными хитроумными способами. Горожане сопротивлялись, как могли, так что в городе почти не осталось камней и деревьев – все сбросили со стен на врагов. Надеяться оставалось только на Бога.
И вот одной женщине явился во сне преподобный Сергий и сказал: «Зачем унывают воевода и жители города и думают, что не осталось у них чем обороняться – камней и деревьев? Или не знают они, что множество камней лежит в земле у городской церкви за алтарем?»
Проснувшись, женщина рассказала об этом воеводе Василию и всем людям, но они не поверили ей. Лишь один нищий, услышав ее слова, пошел к указанному месту возле той церкви и, взяв что-то в руки, стал копать землю и нашел камень, который едва могли сдвинуть двадцать человек. Потом прибежали и другие люди, стали копать и нашли под землей целый склад камней, которого раньше ни один человек не видел и ничего не слышал о нем. Камни подняли на стены города.
Ночью враги приставили к стенам лестницы и пытались влезть по ним, но горожане оставшимися деревьями и только что найденными камнями побили их. Остатки вражеского войска поспешили убраться восвояси.
2. О явлении русского святого татарам
Когда Казань была еще татарским городом, многие из жителей как-то увидели, как по стенам города ходил преподобный Сергий, осенял его крестом и кропил водой. Они спросили своих мудрецов: «Что это значит?» Те отвечали: «О, горе нам! С явлением этого старца приближается наш конец: вскоре здесь просияет вера христианская и царством нашим будет владеть Русь».
Так и случилось: вскоре князь Иоанн Васильевич пошел войной на царствующий град Казань, покорил его и со всеми окрестными землями присоединил к Русской земле, а потом воздвиг в нем многочисленные церкви и устроил монастырь Преподобного Сергия.
3. О чуде в обители Преподобного во время осады
Однажды в воскресенье, после утренней службы, насельник Троицкой обители Иринарх задремал. Во сне он увидел, как в келию входит Преподобный Сергий и говорит ему: «Скажи городским начальникам, что будущей ночью устремится на вас огромная вражеская сила, но вы не ослабевайте, а уповайте на милость Божию». Потом он видел, как святой обходил стены и хозяйственные постройки и кропил монастырские строения святой водой.
На следующую ночь после предупреждения чудотворца, в третьем часу, подошло к обители войско, желая разорить ее. Люди же, находившиеся в крепости, мужественно сражались с врагами и отстояли монастырь.
4. О недоверчивом иноке и трех слепых конях
Некий инок, находившийся в больнице, слышал, что рассказывали о чудесах великого Сергия, и, лежа на своей постели, в простоте размышлял о конях, на которых Преподобный послал трех иноков в Москву с вестью, – откуда взялись эти кони, кто их видел и правда ли все это.
Задумавшись, он отвернулся к стене и вдруг слышит, что дверь в келию отворилась и раздались шаги входящего, но не обернулся посмотреть, кто это, потому что больные тогда часто входили и выходили из келии, да и множество убогих из мирян жило тут. Потом услышал старец, как его позвали: «Брат, повернись сюда, я тебе что-то скажу». Но старец не обернулся, а возразил: «Скажи так, брат, в чем дело. Я не могу повернуться, ты сам знаешь, я болен». Но вошедший повторил: «Старец, повернись! Что ленишься?»
Больной отвечал: «Не хочу повредить себе, говори так», – он думал, что с ним говорит кто-то из живших в келии, оттого и не хотел посмотреть на вошедшего и замолчал. Пришедший стал укорять его: «Что безумствуешь, старец? И почему ты непокорен? Разве это по-монашески? Или нет у Бога милосердия, чтобы подать тебе выздоровление от болезни твоей?» Старец удивился таким укорам и сказал сам себе: «Кто это меня осуждает? Кого я оскорбил?»
Он захотел обернуться – и вдруг встал на ноги совершенно здоровым и узнал чудотворца по облику, запечатленному на иконе.
Преподобный сказал ему: «Почему ты сомневаешься? Я на самом деле послал учеников своих». А старец простодушно спросил: «Да на чем же ты послал их, господин мой?» И отвечал преподобный: «Послал на тех трех слепых конях, которых конюх Афанасий Ощерин выгнал за монастырь, в огороженное место».
Старец почувствовал себя здоровым, и, объятый страхом, каялся в том, что прекословил святому, а потом пришел своими ногами в церковь и рассказал всем о случившемся с ним. А тех слепых коней искали повсюду, но не нашли.
5. О плотнике, и почему двери храмов запираются снаружи
Как-то в церкви работники устанавливали леса для росписи стен. Один из них от сильной усталости прилег вздремнуть и уснул. Все вышли из церкви, а его не стали искать, да и не думали, что он здесь, и заперли западные двери церкви (южные и северные двери закрывались тогда изнутри).
И вот к спящему работнику подошел благообразный старец и ткнул его в ребра; тот, проснувшись, видит стоит старец и говорит ему: «Иди отдыхать от трудов на подобающем месте; здесь, в святой церкви, подобает не отдыхать, но творить молитвы», и свел его с верхних ярусов на церковный пол. Плотник, сильно испугавшись, не знал, как выйти из церкви. Старец привел его к церковным дверям, указал на внутренний засов и сказал: «Выйди и расскажи обо всем начальствующим, ничего не утаив». Он в страхе отодвинул засов и вышел из церкви, пришел к товарищам, но ничего никому не посмел сказать.
Во время утренней службы пономари, открыв западные двери и войдя в церковь, обнаружили, что северные двери не заперты, и, увидев это, похолодели от страха, полагая, что здесь были воры. Спустя некоторое время пришел тот плотник и рассказал, что с ним случилось, ничего не скрывая. А все двери церковные с тех пор стали запирать снаружи.
6. О Федоре Матвееве и его болезни
Один человек по имени Федор Матвеев жил недалеко от обители Преподобного Сергия. И заболели у него глаза так, что он не спал много дней ни днем, ни ночью. Однажды в летнее время он повел мула на поле и, изнемогая от болезни, упал на землю ничком и мысленно просил чудотворца Сергия, чтобы он исцелил его. Лежа так, он заснул тонким сном и услышал голос, говорящий ему: «Иди в монастырь и отслужи молебен чудотворцу Сергию».
Потом он услышал, как его зовут: «Федор!» – быстро поднял голову, взглянул и увидел своими глазами инока, сидящего на белом коне. Инок проехал мимо и стал невидим, и в это время глаза Федора исцелились от болезни. Он понял, что получил исцеление от Бога по молитвам великого чудотворца Сергия, пошел в обитель Пресвятой Троицы, к великому помощнику Преподобному Сергию и отслужил молебен, воздав славу Богу за то, что исцелился от болезни по молитвам святого.
7. О покаянии скомороха
В 1600 году жил недалеко от Сергиевой лавры некий стрелец, по имени Сергий, скоморох. Много раз он зарекался скоморошествовать, собираясь прекратить это свое душепагубное занятие, но не исполнял обета. Когда он принимался скоморошествовать, то терял рассудок и впадал в тяжелейшую болезнь, а когда зарекался, то и от болезни своей исцелялся, и от безумия.
Случилось ему быть в Москве, и начал он снова скоморошествовать, забыв про зарок, – и тотчас впал в безумие. Его привели на подворье Сергиевой обители, и он находился здесь несколько дней, а болезнь его не отступала. Тогда вспомнил он свои прежние зароки и дал обет прекратить скоморошество до самой смерти. И стал молиться всемилостивому Богу, призывая на помощь Преподобного Сергия.
И вот, стоя в церкви Богоявления Господня пред иконой Спасителя, он вдруг увидел, что волосы на голове его как бы загорелись огнем, и закричал от страха, и с той минуты рассудок возвратился к нему, а болезнь отступила. Возвратившись из Москвы, он служил стрельцом и был здоров и разумен, как и прежде.
8. О пожаре в храме
Интересное чудо случилось с одним из известнейших насельников Лавры – архимандритом Алипием (Вороновым). Он потом стал наместником Псково-Печерского монастыря, а в Лавре нес послушание реставратора. Работал над фресками в Сергиевском (Трапезном) храме. Были уже установлены леса, разложен реставрационный материал. Ночью ему явился Преподобный Сергий:
– Отец Алипий, что ты спишь? Беги в храм!
Он тут же встал и побежал. В храме начинался пожар. Только-только загоралась ветошь. Все было потушено без какого-либо большого ущерба, благодаря чудесному вмешательству Преподобного Сергия.
9. О небесной просфорке
Схиархимандрит Иосия (Евсенок), до схимы брат Иосиф, еще до революции был пострижеником Черниговского скита. Это один из легендарных Лаврских старцев, который смог вернуться в Лавру после ее открытия в 1946 г. Возрождение Лавры застали всего несколько ее дореволюционных насельников, отец Иосиф – один из них. Это был монах высокой духовной жизни, он обладал многими благодатными дарами, нес послушание духовника: наставлял, укреплял в вере всех, приходящих к нему, чем обратил на себя внимание властей.
В хрущевские времена он был сослан на Север, в лагеря. Через какое-то время он там заболевает воспалением легких. Несколько дней он провел с температурой за 40° в лагерном лазарете. В конце концов врачи, убедившись, что человек уже смертник – нечего на него тратить время и лекарства, – переносят его зимой в неотапливаемое помещение с уверенностью, что до утра он не доживет, и история его лечения на этом закончится.
Ночью батюшке было видение: к нему подходит Преподобный Сергий и говорит: «О тех из вас, кто в изгнании, вне обители, я забочусь еще больше», – и протягивает ему при этом просфорку. Отец Иосиф точно видит, что это лаврская просфора, и ощущает в замерзающей ладони ее тепло, как будто она была только что испечена. Он съел эту просфорку. Наутро, когда за ним пришли не только врачи, но и двое носильщиков с целью отнести труп к месту захоронения, они увидели, что батюшка не только жив, но и абсолютно здоров.
Потом уже, когда отца Иосифа освободили и он вернулся в обитель, батюшка об одном только скорбел: «Почему же я всю тогда просфорку съел? Это же была небесная просфорка, можно было хотя бы немножко оставить».
10. О том, как стать настоящим монахом
В Троице-Сергиевой лавре был почитаемый духовник схиигумен Селафиил (Мигачев), у него было много духовных чад. Враг на него воздвиг особую неприязнь одного из наместников монастыря. Батюшка периодически испытывал на себе «смиряющие действия» начальства. Вокруг него всегда собирался народ. Он обладал какой-то особой добротой. До монастыря он был семейный человек, поэтому чувствовал все скорби, беды приходящих, мог понять и утешить.
Однажды он стоял на ступеньках Трапезного храма, и в присутствие его многочисленных чад наместник как-то его оскорбил. Тогда же повелел раздеть его до подрясника. Сердце батюшки не выдержало этих испытаний. Он пришел в келию и, оставшись один, принял решение уйти из монастыря. Тогда он собрал свой скудный монашеский скарб в чемодан. Помолившись, он по русскому обычаю присел на дорогу. Огромная скорбь уже не боролась в его сердце с намерением уйти из обители.
Перекрестясь, со вздохом он встал, нагнулся к чемодану, и в тот момент, когда он взял его за ручку, на его руку легла другая рука: «Если ты все выдержишь, то станешь настоящим монахом», – он ясно услышал голос Преподобного Сергия.
Отец Селафиил с умилением в сердце говорил потом братии: «Чтобы со мной теперь ни делали, как бы меня теперь ни унижали, кто бы ни оскорблял, я до конца дней моей жизни буду здесь подвизаться у Преподобного Сергия». Этот брат выполнил свое обещание: он безвыходно до глубокой старости пребывал в Лавре и с миром почил в 93 года.
















N_Novgorod_03 047