Методические указания по выполнению самостоятельных работ Основы электротехники

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
по дисциплине
ОП.03. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений



выполнил студент гр. 1.СЗ.00
Иванов И.И

Проверил преподаватель
Ахметова С.Р.















2016/2017уч.год РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

№ п/п
№ раздела/темы
Тема самостоятельной
работы
Вид задания
Кол-во часов
Информационно-
методическое
обеспечение
Формы и методы контроля


1.1.1
Проводники и диэлектрики.
Презентация в электронном виде
(не менее 10 слайдов)
2
§ 1.2 [6]
Защита
презентации


1.2.1
Режимы работы электрической цепи
Презентация в электронном виде
(не менее 10 слайдов)
2
§ 2.9
с. 31 [5]
Защита
презентации


1.2.2
Основные термины электрической цепи постоянного тока
Составление кроссворда из не менее 10 слов
2
Гл.2 [6], интернет-ресурсы
Кроссворд


1.3.1
Магнитные свойства вещества. Намагничивание ферромагнетика. Гистерезис.
Проработать и изучить учебный материал, сделать конспект объемом две страницы
2
§ 3.4 [6],
§ 24 [4].
Конспект в письменной форме, вложенный в папку


1.4.1
Неразветвленная цепь с R, L и С. Резонанс напряжений.
Проработать и изучить учебный материал, сделать конспект объемом две страницы
2
§ 12.3 [5]
§ 12.5 [5]
Конспект в письменной форме, вложенный в папку


1.4.2
Разветвленная цепь с R, L и С. Резонанс тока. Коэффициент мощности.
Проработать и изучить учебный материал, сделать конспект объемом две страницы
2
§ 13.1 [5]
§ 13.4 [5]
Конспект в письменной форме, вложенный в папку


1.4.3
Мощность трехфазного тока.
Проработать и изучить учебный материал, сделать конспект
2
§ 6.4 - 6.6[6]
Конспект в письменной форме, вложенный в папку


1.5.1
Электрические измерения силы тока, напряжения, сопротивления, мощности и энергии.
Презентация в электронном виде
(не менее 10 слайдов)
2
§5.7[6]
Защита презентации


2.1.1
Роль трансформаторов в промышленности
Презентация в электронном виде
(не менее 10 слайдов)
2
Гл. 7 [6], интернет-ресурсы
Защита презентации


2.1.2
Специальные трансформаторы.
Проработать и изучить учебный материал; оформить работу в виде доклада
2
интернет-ресурсы
Защита докладов


2.2.1
Установки, связан-ные с вашей профес-сией, в которых при-меняются асин-хронные двигатели
Проработать и изучить учебный материал; оформить работу в виде доклада
2
Интернет-ресурсы
Защита докладов


2.2.2
Энергетический баланс и КПД асинхронного двигателя. Вращающий момент и механическая характеристика асинхронного двигателя.
Проработать и изучить учебный материал, сделать конспект
2
§ 8.6-8.7 [6]
Конспект в письменной форме, вложенный в папку


2.3.1
Электрические аппараты распределения электрической энергии.
Проработать и изучить учебный материал, сделать конспект
2
§ 10.5 [6]
Конспект в письменной форме, вложенный в папку


2.4.1
Классификация полупроводниковых транзисторов и область их применения
Проработать и изучить учебный материал; оформить работу в виде доклада
2
интернет-ресурсы
Защита докладов

ВСЕГО
28






УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЦЕПИ
Тема 1.1 Электрическое поле
СР № 1 Проводники и диэлектрики
Цель самостоятельной работы:
- знать вещества различной проводимости;
- изучение свойств и применение проводников и диэлектриков.
Вид задания: Презентация в электронном виде (не менее 10 слайдов)
Формы и методы контроля: Защита презентации
Литература: § 1.2 [6], http://electricsafety.ru/article5.php
Контрольные вопросы
1. Какие вещества называются проводниками? Приведите примеры.
2. Какие вещества называются диэлектриками? Приведите примеры.
3. Могут ли одни и те же вещества обладать свойствами проводников и диэлектриков? Если нет, то почему? Если да, то какие это вещества?

Тема 1.2 Электрические цепи постоянного тока
СР № 2 Режимы работы электрической цепи
Цель самостоятельной работы:
- выработка умения применять знания на практике;
- изучение режимов работы электрических цепей.
Вид задания: Презентация в электронном виде (не менее 10 слайдов)
Формы и методы контроля: Защита презентации
Литература: § 2.9 с. 31 [5]
Контрольные вопросы
1. Какой режим работы называется нагрузочным?
2. Какой режим работы называется режимом холостого хода?
3. Какой режим работы называется режимом короткого замыкания?

СР № 3 Основные термины электрической цепи постоянного тока
Цель самостоятельной работы:
- повторение темы Электрические цепи постоянного тока.
Вид задания: Составление кроссворда из не менее 10 слов.
Формы и методы контроля: Кроссворд, выполненный в соответствии с требованиями.
Литература: Гл.2 [6].
Контрольные вопросы
1. Законы Ома для участка цепи и для полной цепи
2. Законы Кирхгова.
3. Закон Джоуля-Ленца
4. Основные величины характеризующие электрическую цепь постоянного тока.

Тема 1.3 Электромагнетизм
СР № 4 Магнитные свойства вещества. Намагничивание ферромагнетика. Гистерезис.
Цель самостоятельной работы:
знать область применения ферромагнитных материалов;
уметь пользоваться характеристиками намагничивания ферромагнитных материалов и электротехнических сталей;
познакомиться с различными магнитными свойствами вещества.
Вид задания: Проработать и изучить учебный материал, сделать конспект объемом две страницы.
Формы и методы контроля: Конспект в письменной форме, вложенный в папку
Литература: § 3.4 [6], § 24 [4].
Контрольные вопросы
1. Какие вещества называются диамагнетиками? Привести примеры.
2. Какие вещества называются парамагнетиками? Привести примеры.
3. Какие вещества называются ферромагнетиками? Привести примеры.
4. Объяснить механизм намагничивания ферромагнетиков.
5. В чем различие магнито-мягких и магнито-твердых материалов?

Тема 1.4 Электрические цепи переменного тока
СР № 5 Неразветвленная цепь с R, L и С. Резонанс напряжений.
Цель самостоятельной работы:
знать схему неразветвленной цепи с R, L и С;
уметь пользоваться характеристиками неразветвленной цепи с R, L и С;
познакомиться с явлением резонанса напряжения и его применением.
Вид задания: Проработать и изучить учебный материал, сделать конспект объемом две страницы.
Формы и методы контроля: Конспект в письменной форме, вложенный в папку.
Литература:§ 12.3 [5], § 12.5 [5].
Контрольные вопросы
1. R, L и С являются параметрами каких электрических элементов?
2. Что называется резонансом напряжения?
3. При каких значениях R, L и С возникает резонанс напряжения?

СР № 6 Разветвленная цепь с R, L и С. Резонанс тока. Коэффициент мощности.
Цель самостоятельной работы:
знать схему разветвленной цепи с R, L и С;
уметь пользоваться характеристиками разветвленной цепи с R, L и С;
познакомиться с явлением резонанса тока и его применением;
знать способы увеличения коэффициента мощности.
Вид задания: Проработать и изучить учебный материал, сделать конспект объемом две страницы.
Формы и методы контроля: Конспект в письменной форме, вложенный в папку.
Литература:§ 13.1 [5], § 13.4 [5].
Контрольные вопросы
1. R, L и С являются параметрами каких электрических элементов?
2. Что называется резонансом тока?
3. При каких значениях R, L и С возникает резонанс тока?
4. Что называется коэффициентов мощности? От каких величин зависит коэффициент мощности?
5. Какие распространенные способы увеличения коэффициента мощности существуют?

СР № 7 Мощность трехфазного тока.
Цель самостоятельной работы:
знать основные величины, характеризующие трехфазную цепь;
уметь рассчитывать мощность трехфазного тока.
Вид задания: Проработать и изучить учебный материал, сделать конспект объемом две страницы.
Формы и методы контроля: Конспект в письменной форме, вложенный в папку.
Литература:§ 6.4 - 6.6[6].
Контрольные вопросы
1. Какие цепи называются трехфазными?
2. Какие способы соединения трехфазных цепей существуют?
3. По каким формулам определяется мощность трехфазного тока?

Тема 1.5 Электрические измерения
СР № 8 Электрические измерения силы тока, напряжения, сопротивления, мощности и энергии.
Цель самостоятельной работы:
- знать виды электротехнических приборов для измерения силы тока, напряжения, сопротивления, мощности и энергии;
- знать правила подключения приборов для измерения силы тока, напряжения, сопротивления, мощности и энергии;
- уметь различать приборы для измерения силы тока, напряжения, сопротивления, мощности и энергии по условным обозначениям на шкале приборов.
Вид задания: Презентация в электронном виде (не менее 10 слайдов)
Формы и методы контроля: Защита презентации
Литература: §5.7[6].
Контрольные вопросы
1. Как называются приборы для измерения силы тока? Как они подключаются в электрическую цепь?
2. Как называются приборы для измерения напряжения? Как они подключаются в электрическую цепь?
3. Как называются приборы для измерения сопротивления? Как они подключаются в электрическую цепь?
4. Как называются приборы для измерения мощности? Как они подключаются в электрическую цепь?
5. Как называются приборы для измерения энергии? Как они подключаются в электрическую цепь?

Раздел 2 ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ УСТРОЙСТВА
Тема 2.1 Трансформаторы
СР № 9 Роль трансформаторов в промышленности
Цель самостоятельной работы:
- знать устройство трансформаторов;
- уметь рассчитывать коэффициент мощности;
- познакомиться с применением трансформаторов в промышленности.
Вид задания: Презентация в электронном виде (не менее 10 слайдов)
Формы и методы контроля: Защита презентации
Литература: Гл.7 [6].
Контрольные вопросы
1. Какие электротехнические устройства называются трансформаторов?
2. Опишите устройство и принцип действия трансформатора.
3. Каково назначение трансформаторов?
4. Где применяются трансформаторы?

СР № 10 Специальные трансформаторы.
Цель самостоятельной работы:
- знать типы трансформаторов и их применение;
- уметь объяснять устройство и принцип действия трансформаторов.
Вид задания: Проработать и изучить учебный материал; оформить работу в виде доклада
Формы и метод
·ы контроля: Защита доклада
Литература: http://electrono.ru/elektricheskie-mashiny/specialnye-transformatory.
Контрольные вопросы
1. Какие виды трансформаторов называются специальными?
2. Каково назначение специальных трансформаторов?
3. Какие типы трансформаторов существует?
4. Где они применяются трансформаторы?

Тема 2.2 Электрические машины
СР № 11 Установки, связанные с вашей профессией, в котором применяются асинхронные двигатели
Цель самостоятельной работы:
- знать устройство и принцип действия электрических машин переменного тока;
- знать классификацию машин переменного тока.
Вид задания: Проработать и изучить учебный материал; оформить работу в виде доклада
Формы и методы контроля: Защита доклада
Литература: интернет-ресурсы
Контрольные вопросы
1. Какие устройства называются электрическими машинами переменного тока?
2. Назовите виды машин переменного тока.
3. Объясните принцип работы электрических машин связанных с вашей специальностью.
4. Где они применяются?


СР № 12 Энергетический баланс и КПД асинхронного двигателя. Вращающий момент и механическая характеристика асинхронного двигателя.
Цель самостоятельной работы:
- знать определения энергетического баланса, КПД, вращающего момента и механической характеристики асинхронного двигателя;
- уметь пользоваться механическими характеристиками асинхронного двигателя.
Вид задания: Проработать и изучить учебный материал, сделать конспект объемом две страницы.
Формы и методы контроля: Конспект в письменной форме, вложенный в папку
Литература: § 8.5 – 8.6 [6].
Контрольные вопросы
1. Что называется энергетическим балансом асинхронного двигателя?
2. По какой формуле определяется КПД асинхронного двигателя?
3. Что называется вращающим моментом асинхронного двигателя?
4. Как определяются механические характеристики?

Тема 2.3 Электрические аппараты автоматики и управления
СР № 13 Электрические аппараты распределения электрической энергии.
Цель самостоятельной работы:
знать виды электрических аппаратов распределения электрической энергии.
Вид задания: Проработать и изучить учебный материал, сделать конспект объемом две страницы.
Формы и методы контроля: Конспект в письменной форме, вложенный в папку.
Литература:§ 10.5[6].
Контрольные вопросы
1. Для чего предназначены электрические аппараты распределения?
2. Дайте краткую характеристику плавким предохранителям, автоматическим выключателям, пакетным выключателям.

Тема 2.4 Электронные приборы
СР № 14 Классификация полупроводниковых транзисторов и область их применения
Цель самостоятельной работы:
- знать классификацию полупроводниковых транзисторов и область применения;
- знать классификацию полевых транзисторов;
- уметь объяснять устройство и принцип работы полупроводниковых транзисторов.
Вид задания: Проработать и изучить учебный материал; оформить работу в виде доклада
Формы и методы контроля: Защита доклада
Литература: интернет-ресурсы
Контрольные вопросы
1. Какие существуют типы транзисторов по принципу их действия?
2. Где применяются полупроводниковые транзисторы?


ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Самостоятельные работы выполняются в виде докладов, кроссвордов и конспектов. Работы оформляются в соответствии с требованиями, указанных ниже, и пришиваются в папку-скоросшиватель для самостоятельных работ (Приложение 1).
Требования по оформлению докладов
Доклад выполняется в электронном виде, распечатывается на листах формата А4 и вкладывается в папку для самостоятельных работ.
Требования по оформлению текста:
Шрифт – TimesNewRoman, размер – 14, межстрочный интервал – 1,5.
Размеры страницы: сверху – 2 см, снизу – 2 см, справа – 1,5 см, слева – 2,5 см.
Абзацы в тексте должны составлять 1,5 см.
Выравнивание текста по ширине странице. Названия заголовок по центру.
Объем – не менее 5, не более 15 страниц.
Структура доклада:
Титульный лист (Приложение 2).
Содержание (указываются все пункты и подпункты доклада)
Основная часть.
Список использованных источников (должен содержать не только использованный печатный материал, но и активные ссылки на интернет-ресурсы).

Требования по оформлению кроссворда
Кроссворд выполняется в электронном виде, распечатывается на листах формата А4 и вкладывается в папку для самостоятельных работ.
Требования по оформлению текста:
Шрифт – TimesNewRoman, размер – 14, межстрочный интервал – 1,5.
Размеры страницы: сверху, снизу – 2 см, справа – 1,5 см, слева – 2,5 см.
Объем – не менее 10 слов.
Структура кроссворда:
Титульный лист (Приложение 3).
Лист кроссворда
Вопросы кроссворда
Ответы к вопросам
Кроссворд.
Требования по оформлению конспектов
Работа выполняется на листах формата А4 и вкладывается в папку для самостоятельных работ (Приложение 4).
Требования по оформлению презентаций
Презентация выполняется в электронном виде на перезаписываемом компакт-диске CD-RW и вкладывается в папку для самостоятельных работ вместе с общим титульным листом (Приложение 5).
Структура презентации:
Титульный лист (Приложение 6).
Основная часть (должен содержать текст, схемы, картинки, фотографии и т.п.).
Заключительная страница
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Борисов, Ю. М. Б82 Электротехника : учебник / Ю. М. Борисов, Д. Н. Липатов, Ю. Н. Зорин. 3 изд., стереотипное. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 592 с.
Задачник по электротехнике и электронике: учебное пособие для студ.сред. проф. образования: учеб. пособие для сред. проф образования / В.И.Полещук. – 8-е издание, стереотипное.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
Задачник по электротехнике: учебник для нач. проф. Образования: учеб. пособие для сред. проф. образования / П.Н.Новиков, В.Я.Кауфман, О.В.Толчеев и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
Кацман М.М. Лабораторные работы по электрическим машинам и электрическому приводу: учебное пособие для студентов образоват.учреждений сред.проф.образования / М.М.Кацман.- 7-е изд.,стер.- М: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.
Лоторейчук Е.А. Теоретические основы электротехники: учебник. – М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2014. – 320 с.
Немцов М.В. Электротехника и электроника : учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/ М. В. Немцов, М.Л. Немцова. - 6-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.
Немцов М.В. Электротехника: учебник для студ.учреждений высш.образования: В 2 кн. Кн.2/ М.В.Немцов. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
Прошин В. М. П847 Лабораторно-практические работы по электротехнике: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования / В. М. Прошин. 7-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2013. 208 с.
Прошин В. М. Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротех- нике : учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования / В. М. Прошин. 8-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 80 с.
Суворин А.В. Как стать настоящим электриком: практическое пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 444 с.
Электрические цепи и основы электроники: Методические указания к проведению лабораторных работ предназначенные для студентов средних и высших учебных заведений. – Челябинск, 2008. – 102 с.
Электротехника и электроника: электронный учебник / Г.В. Савилов. – Электрон. дан. – М. : Кнорус, 2010
Ярочкина Г. Я. Электротехника : рабочая тетрадь: учеб. пособие для нач. проф. образования / Г. В.Ярочкина. - 9-е зд. , стер.- . : Издательский центр «Академия», 2012.- 96 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
по дисциплине
ОП.03. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений



выполнил студент гр. 1.СЗ.00
Иванов И.И

Проверил преподаватель
Ахметова С.Р.















2016/2017уч.год
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











ДОКЛАД

по дисциплине ОП.03. Основы электротехники

на тему: «Роль трансформаторов в промышленности»




выполнил студент гр. 1.СЗ.00
Иванов И.И

Проверил преподаватель
Ахметова С.Р.












2016
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











Кроссворд

по дисциплине ОП.03. Основы электротехники

на тему: «Электрические цепи постоянного тока»




выполнил студент гр. 1.СЗ.00
Иванов И.И

Проверил преподаватель
Ахметова С.Р.













2016
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Самостоятельная работа № 3

Конспект на тему: Магнитные свойства вещества. Намагничивание ферромагнетика. Гистерезис.

Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст. Текст.




ПРИЛОЖЕНИЕ 5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






ПреЗЕНТАЦИИ

по дисциплине ОП.03. Основы электротехники




выполнил студент гр. 1.СЗ.00
Иванов И.И

Проверил преподаватель
Ахметова С.Р.




№ п/п
№ СР
№ раздела/темы
Тема самостоятельной работы


1
1.1.1
Проводники и диэлектрики.


2
1.2.1
Режимы работы электрической цепи


8
1.5.1
Электрические измерения силы тока, напряжения, сопротивления, мощности и энергии.


9
2.1.1
Роль трансформаторов в промышленности









2016
ПРИЛОЖЕНИЕ 6




















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



Њђ Заголовок 1Еђ Заголовок 2ўђ Заголовок 315