Презентация по краеведению Трудовая Самара в годы ВОВ.


Трудовая Самара в годы Великой Отечественной войны.Экскурсия рассчитана на старших школьников.Подготовила ПДО МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. СамараПарамонова М. В. ВступлениеЗдравствуйте ребята, меня зовут Парамонова Марина Вениаминовна. Экскурсия, с которой я хочу вас познакомить, называется «Трудовой подвиг Самары в годы Великой Отечественной войны». Наша экскурсия пешеходная, в течение часа мы с вами пройдем по ул. Юных пионеров, Аллее трудовой славы от парка “Молодёжного” (бывшего парка имени 50-летия ВЛКСМ) до парка культуры и отдыха Металлургов (бывшего парка имени 50-летия Октября). Я познакомлю вас с экспонатами под открытым небом:  стелами и архитектурными композициями крупнейших оборонных предприятий, эвакуированных в Куйбышев (так назывался наш город с 1935 по 1991год) и прославивших его на всю страну. И, я надеюсь, что слова «трудовой подвиг» обретут для вас смысл подлинного героизма, исключительной стойкости и упорства, с которыми наши с вами дедушки и бабушки (между прочим, не далёкие и не забытые предки) приближали Великую Победу, помогут увидеть связь между тем героическим временем и сегодняшним днем современной Самары. Городу Самаре присвоили звание "Город боевой и трудовой славы". В годы Великой Отечественной войны в нашем городе выпускали боеприпасы и самолеты Ил-2, которые значительно приблизили Победу. Аллея Трудовой Славы рассказывает нам о подвиге предприятий и людей, работавших в годы ВОВ. Чтобы сохранить промышленность в условиях войны, в СССР провели уникальную операцию, аналогов которой не знала история: тысячи заводов были эвакуированы с линии фронта. Это позволило сохранить промышленный потенциал страны и стало одним из основных факторов, обеспечивших победу в войне. В 1941 году, когда началась Отечественная война, на Безымянке было почти закончено строительство ТЭЦ, её сдали в эксплуатацию 18 октября 1941 года.Теперь энергия есть, но ее мало. Водовод есть, были почти готовы большинство корпусов цехов, но были и недостроенные, в них располагались эвакуированные заводы (авиазаводы, моторостроительный, подшипниковый и другие).Уже в июле 41-го в Куйбышев пришли первые эшелоны с оборудованием и семьями рабочих и служащих, эвакуированных из Киева: №454 на площадку промартели «Ход» и завод Артема на Управленческий. Следом прибывали эшелоны из Артемовска, Тулы и Коврова - завод №525, из Ступина - агрегатный №35. В октябре стали прибывать ведущие авиационные заводы из Москвы - №1 и №18 из Воронежа, московский моторостроительный №24.Заводы на новое место прибыли с рабочими и их семьями.До Великой Отечественной Войны численность населения города Куйбышева составляла 390 тысяч жителей, но за первые четыре пять её месяце в связи с эвакуацией предприятий и населения из западных районов страны численность населения резко возросла до 529 тысяч жителей. КАТЭК Завод был построен в 1934 году как карбюраторно-арматурный. 4 октября 1934 года литейный цех выпустил первую партию продукции. В октябре того же года молодой инженер Александр Тарасов отвез на международный конкурс в Москву новый дизель-насос, разработанный на заводе. Этот дизель-насос был признан лучшим из представленных образцов.К 1938 году завод вышел на проектную мощность, был освоен выпуск свечей зажигания.В августе 1941 года на завод прибыло оборудование и рабочие эвакуированного Ленинградского карбюраторного завода, в ноябре — Московского завода автотракторного электрооборудования (АТЭ-1). 23 октября 1942 года распоряжением СНК (совет народных комиссаров) эти заводы объединены в одно предприятие — Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов (КАТЭК).28 октября 1944 года завод награждён орденом Ленина. Куйбышевское агрегатное производственное объединение История завода «Авиаагрегат» началась в 1932 году в п. Ступино Московской области. Свою деятельность завод начинал с производства воздушных винтов для авиации тех лет. В марте 1936 года, в связи с обострением международной обстановки и необходимостью развития авиационной промышленности, приказом наркома Г. К. Орджоникидзе организация была переведена в ведение Глававиапрома и получила наименование «Авиакомбинат № 150».Однако в первые месяцы после начала Великой Отечественной войны, в 1941 году, производство было эвакуировано в город Куйбышев.Во время войны предприятие поставило 90 тыс. авиационных винтов, почти половина из которых — для легендарного штурмовика Ил-2. Параллельно с производством винтов завод занимался выпуском узлов и изделий для сельского хозяйства.В 1945 году, по представлению Народного комиссариата авиационной промышленности, завод был награждён Орденом «Красная звезда». Завод «Прогресс» В июне — июле 1941 года после начала Великой Отечественной войны на площадку завода № 122 эвакуированы заводы № 35 из Смоленска [5], № 89 (филиал завода № 1), № 453 (г. Каунас), № 463 (г. Таллинн), № 464 (г. Рига), № 483 из Киева и по приказу № 705с от 17.07.1941 г. влиты в состав завода № 122. По приказу № 984с от 16.09.1941 г. в состав завода № 122 влит также завод № 8 ОАП из Днепропетровска.В октябре 1941 года по приказу НКАП № 1053сс от 09.10.1941 г. завод № 1 был эвакуирован из Москвы на площадку строящегося авиационного завода № 122. Приказом № 1084сс от 28.10.1941 г. слиянием заводов № 122 и № 1 образован и вступил в строй единый завод № 1 НКАП, в который также вошли заводы № 89 и № 483 7-го Главного управления НКАП. 10 декабря 1941 года взлетел первый самолёт (МиГ-3), выпущенный заводом на безымянской площадке.Во время Великой отечественной войны заводом выпущено 11 863 самолетов Ил-2 (из более чем 36 тыс. выпущенных в СССР), 1225 самолетов Ил-10, 3122 самолета "МиГ-3 (примерно по 15 шт. в сутки).2 июля 1945 года Государственный Авиационный завод № 1 за образцовое выполнение заданий Правительства по производству боевых самолетов награждён орденом Красного Знамени. Авиационный завод До Великой Отечественной войны авиационный завод № 18 был основан и работал в городе Воронеже с марта 1932 года. С того же года Воронежский авиазавод № 18 производил 11 видов самолётов, с 1939 года — штурмовики Ил-2, к началу ВОВ 1941 года выпустил около 1510 самолётов этого типа.  10 октября 1941 года был издан приказ НКАП № 1056сс об эвакуации завода № 18 на площади строящегося авиационного завода № 295 в 3 км от станции Безымянка в окрестностях города Куйбышева (строительство велось Управлением особого строительства НКВД СССР, силами заключённых Безымянлага). В течение октября — ноября 1941 года завод был перебазирован на новое место. 10 декабря 1941 года взлетел первый самолёт (Ил-2), выпущенный заводом на безымянской площадке. В годы войны самарский завод выпустил более 15 тыс. Завод «Металлист» История завода начиналась все в донбасском городе Артемовске. Здесь в марте 1941 года развернулось строительство завода, которому был присвоен номер 525. Стены четырех корпусов уже были выведены под крышу, когда началась Великая Отечественная воина.Артемовские строители прибыли в Куйбышев 10 июля 1941 г. Им пришлось осваивать площадку, где незадолго до этого началось сооружение машиностроительного завода (до сих пор этот район люди по привычке называют «Машстроем»).Несколько бараков и недостроенных домов, уложенные под будущие корпуса фундаменты, которые пришлось взрывать, так как они не соответствовали проектам, и закладывать новые - вот все, что здесь было. Завод «Куйбышевкабель» История создания предприятия относится к началу Великой Отечественной войны. В июле 1941 года в г. Куйбышев было эвакуировано оборудование заводов "Севкабель" из Ленинграда, "Москабель" из Москвы, кабельного завода из Кольчугино, а с завода "Укркабель" из Киева прибыли специалисты кабельной промышленности. Завод аэродромного оборудования «Завод аэродромного оборудования» начинает свою историю с июля 1941 года, когда на базе эвакуированного из Киева экспериментального завода было организованно производство агрегатов стрелково-пушечного и бомбардировочного вооружения самолетов. Подшипниковый завод 22 июля 1941 года Государственная правительственная комиссия приняла решение об эвакуации 1 ГПЗ из Москвы в Куйбышев. В сентябре прибыли первые эшелоны с оборудованием и специалистами. А уже 21 ноября 1941 года была собрана и отправлена на Челябинский танковый завод первая партия подшипников - 3 тысячи штук. Этот день считается днем пуска 4 ГПЗ в г. Куйбышеве и началом производства подшипников на самарской земле. Моторостроительное объединение Основой Куйбышевского моторостроительного завода послужил комплекс зданий в пос. Управленческий г. Куйбышев, построенных в 1937-1940 годы для Куйбышевского гидроузла. В октябре 1941 года в пос. Управленческий был эвакуирован завод №145 имени С. М. Кирова. Знамя трудового подвига Спасибо за внимание.