Исследовательская работа Другой планеты у нас не будет


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« НОВОДОЛОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Исследовательская работа на тему:
Другой планеты у нас не будет!
Работу выполнил:
Степочкин М.В
ученик 11 класса
Руководитель: учитель
биологии Тимонина О.В.
п.Новодолоново
2014г
Оглавление
1.Введение
2.Методика исследования
3.Теоретическая часть:
1.1.Классификация мусора
1.2.Причины увеличения мусора
1.3.Способы утилизации мусора
3.Практическая часть:
2.1.Определение количества мусора
2.2.Свалки: вред окружающей среде
2.3.Борьба с мусором
4..Заключение
5.Список литературы

1.Введение
Многие отечественные и зарубежные ученые (Н.Н. Моисеев, Н.Д. Никандоров, А.С. Новобранцев, Н.М. Романенко, Н.Ф. Реймерс, А. Печчеи и др.) считают, что проблемы экологии находятся в самом человеке, который считает себя победителем, покорителем природы.
Экологический кризис сегодня охватил практически всю планету. Возрастает количество бытовых отходов жизнедеятельности человека. Вопрос « Куда деть мусор?» актуальна в сельской местности. Эта проблема актуальна и для моем поселке. Я люблю свою малую родину, и мне больно смотреть как растет свалка в ее окрестностях, поэтому я решила провести исследование по этой проблеме.
Цель: изучить влияние мусора на окружающую среду и оценить экологическое состояние поселка.
Задачи:
Познакомиться с видами мусора
.Выявить причины увеличения мусора
Выявить места свалок мусора п.Новодолоново
Выяснить, что можно сделать для уменьшения количества мусора в п.Новодолоново
2.Методика исследования
Мною применялись методы- наблюдения, сравнения, обобщения, прогнозирования, обработка литературных источников. Часть сведений получена на сайтах Internet. Предполагается выступление со статьей на общешкольном родительском собрании.
3.Теоретическая часть
Каждый может внести свой вклад в защиту окружающей среды. Мы живем в хрупком мире, который так важно сохранить для будущих поколений, поэтому очень важно заботиться об экологии. Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть – 97% - идет в отходы.Мусор постепенно становится монстром цивилизации.
1.1.Классификация мусора:
Бытовые отходы:
бумага, книги, тетради, журналы;
стеклянные банки и бутылки;
металлические банки из–под консервов;
овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки);
пластиковые упаковки;
картонные пакеты из-под молока или сока;
полиэтиленовые мешки и пакеты;
изношенный текстиль (носки, колготки, не подлежащие штопке и т.д.)
изделия из древесины;
металлические, железные, резиновые вещи (например, старые игрушки) и многие другие вещи.
Спецотходы:
батарейки;
остатки красок, лаков, клеев;
остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);
неиспользованные или просроченные медикаменты;
остатки бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью и др.);
ртутные термометры;
автокосметика.
Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника (т.к. в ней присутствует ртуть, медь, свинец и др.)
Спецотходы нельзя выбрасывать и уничтожать в общей куче мусора, ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью.
Отходы промышленных предприятий:
радиоактивные отходы;
ртуть и ее соединения – отходы химической промышленности;
мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;
соединения свинца и серы и др.
1.2 Причины увеличения мусора
В каждой семье, каждый человек выбрасывает мусор и с каждым годом его становится все больше и больше.
Можно назвать несколько причин увеличения мусора в последние годы:
рост производства товаров одноразового использования;
увеличение количества ярких, синтетических упаковок;
повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменять новыми.
1.3 Способы утилизации
Вопрос « куда деть мусор?» становится все актуальнее. В настоящее время распространение получили три способа переработки мусора:
1.устройство специально оборудованных свалок (самый распространенный в нашей стране, дешевый, но не лучший способ);
2.компостирование мусора;
3.утилизация на мусороперерабатывающих заводах.
Рассмотрим каждый из этих способов:
1.Оборудованные свалки представляют собой специально сооруженный склад для отходов. Место для них выбирается с учетом определенных условий:
значительное расстояние от населенных пунктов;
роза ветров (чтобы ветер не дул к жилым массивам);
вдалеке от охраняемых природных территорий;
вблизи водоемов (для защиты грунтовых вод);
достаточно большая территория (для реализации в течение длительного времени).
Сделать это далеко не просто. Ведь нужны ещё подъездные дороги, ограждения, обслуживающий персонал и техника.
Доставленный на свалку мусор должен разравниваться, уплотняться и укрываться слоями строительного мусора. Со временем такой мусорный склад становится похож на слоеный пирог. У нас таких свалок очень мало. Чаще всего мусор сваливают в большую кучу, иногда разравнивают, а чаще всего сжигают – это грубое нарушение переработки.
2.Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Этим способом можно перерабатывать только органические вещества, имеющие естественное происхождение (растительное или животное)
Под воздействием бактерий и кислорода (воздуха) они разлагаются. Отходы перегнивают и образуют компост, который применяют как сырье для удобрений (перегной) или корм для животных (особенно рыб)
3.Мусороперерабатывающие заводы – их в России насчитывается всего семь. Перерабатывают они твердые бытовые отходы.
Этот метод пока является самым эффективным и безопасным способом переработки, ведь при высокотемпературном процессе переработки исключается попадание в воздух токсических веществ.
Ученые работают над разными видами технологий, позволяющими из отходов получать полезные продукты. Проблема утилизации отходов актуальна для всех стран. Прежде всего, это относится к системе сбора бытовых отходов. Утилизация отходов позволяет экономнее расходовать природные ресурсы.
3.Практическая часть
2.1 Определение количества мусора
На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно
300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%.
Я решила узнать, сколько и какой мусор выбрасывает моя семья в течении месяца. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили.
Виды
мусора Масса мусора
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя Всего
Бумага 400 г 500г 200 г 600 г 1.700 г
Пластик 200 г400 г 250 г500г 1.350 гСтекло 400г - - 300 г700г
Органические
остатки 1.000 г 1.100 г1.200 г 1.000 г4.300
Итого 2.000 г 2.000 г 1.650 г 2.400 г 8050 г
Получается, что моя семья за месяц выбрасывает 8 кг 50 г мусора. Семья состоит из 3 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 2кг 683г мусора, а за год примерно 320 кг.
Я провела такое же исследование и в классе.
понедельник вторник средачетверг
250г
120г
150 г
100г
+ + + +
80г
пятница суббота
900 г
200г

+ =

За неделю в классе накапливается 900 г мусора, в классе 5 человек, значит, на одного человека примерно 180 г.
Я обратила внимание на то, что в школьном мусоре в основном оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. При производстве бумаги из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды на 40%, по сравнению с производством бумаги из первичного сырья – древесины. И ещё 20% макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а одна тонна сберегает 0,5 гектара леса.
2.2 Свалки: вред окружающей среде
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом.
Где только нет мусора! Он повсюду. Мусор сопровождает нашу жизнь, мы видим его везде:
- в лесу (консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки)
- в магазине (масса чеков, оберток)
- на улице (бумажные обертки и др.)
Мусор наносит огромный вред окружающей среде окружающей среде. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Воду из колодцев и родников пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены. Большинство людей не видят в этом никакой проблемы. И поэтому мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Эти свалки (пусть даже очень маленькие) представляют угрозу для людей.
Я насчитала два оборудованных места для сбора мусора в своем селе, а несанкционированных, т. е. просто свалок оказалось просто множество. Их можно увидеть в основном у местных водоёмов. Ветер разносит мусор, собаки растаскивают его. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов. Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер.
Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых.
Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются.
Страшно подумать, что ожидает нас в скором будущем: мы окажемся заложниками самих себя, мы окружим себя горами мусора.
2.3 Борьба с мусором.
Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет, и не может быть в принципе.
Многие считают, что самый эффективный метод борьбы с мусором – это сжигание. Но мусор ни в коем случае нельзя сжигать. В огне и дыме таких костров образуются химические вещества, многие из которых чрезвычайно опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния. Через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают к нам в дом, оседают на продуктах питания, на одежде и коже. Наконец, они попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды.
Сжигать мусор недопустимо. Тем самым мы создаем угрозу своей жизни и жизни других людей и наносим вред окружающей среде. Этот запрет должен быть абсолютным!
Вот некоторые цифры: при сжигании 1 тонны твердых отходов образуется 320 кг шлаков, 30 кг летучей золы, 6 тыс. м3 дымовых газов, содержащих оксиды серы, азота, фтористый водород.
Что же делать? Есть ли надежда на победу в «борьбе» с мусором?
В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. Это значительно экономит средства при их переработке. Пищевые отходы, например, перерабатываются значительно легче, с меньшими затратами энергии и средств, а непищевые требуют более глубокой переработки. Кроме того, отдельные виды мусора (бумага, стекло, металл) можно не уничтожать, а перерабатывать в полезные вещи. Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь».
У нас в стране такой опыт проводится в Москве с 2005 года. Однако попытки приучить население к такому сбору отходов особого результата пока не дают.
Об этом же говорят и данные анкеты, которую я провела среди ребят своего класса: (см. приложение)
Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме.
Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше».
4.Заключение
Каждый может внести свой вклад в защиту окружающей среды. Мы живем в хрупком мире, который так важно сохранить для будущих поколений, поэтому очень важно заботиться об экологии.
Проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел. Для себя я составила памятку «Что может сделать один?»
ПАМЯТКА
-Систематически проводи уборку территории школы и дома
Не бросай куда попало мусор
Не оставляй мусор в лесу, около водоема
Собирай макулатуру
Сдавай металлолом
Экономно используй тетради
Отдай ненужные вещи нуждающимсяНе превращай в отходы полезные продукты.
Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище.
Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!
5.Список литературы
1.Большаков В.Н., Таршис Г.И., Безель В.С. Региональная экология. Учебник 10-11 классов. Екатеринбург: «Сократ» 2000 г.
2.Прохоров Б. Б. «Экология человека» - терминологический словарь Ростов-на-Дону – 2005г.
3.Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология. Энциклопедия Астрель – 2005г.
4.http://ria.ru/documents/20100521/236945731.html 5.http://esco-ecosys.narod.ru/2010_12/art100.htm.