Вверх по лестнице жизни

Форма: Мастерская общения
Тема: «Вверх по лестнице жизни»
Цель: расширять представления детей о духовно-нравственных ценностях и их значимости в нашей жизни;
воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ход занятия.
Орг. момент. Мотивационный настрой.
Здравствуйте! Чтобы наша беседа прошла успешно, предлагаю нам подзарядиться энергией. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения всем. Хочу пригласить вас поиграть в игру, которая называется "Импульс". Я с помощью пожатия руки передам вам импульс хорошего настроения, а вы возьмитесь за руки и передайте свое настроение товарищу. Ну как, подзарядились? А теперь, когда мы хоть чуть-чуть стали ближе друг другу, мы можем начать наш разговор.
Вступит. Беседа.
- Во все времена и во всех уголках земного шара люди хотели и хотят быть счастливыми. А как вы думаете, что такое счастье.
(Счастье – это когда исполняются мечты. Счастье – это когда рядом есть близкие люди.)
- Ребята, а есть готовый рецепт счастья, кто знает, как стать счастливым? И что значит быть счастливыми для вас?
(Надо ставить себе цели и достигать их. Стараться делать все правильно и честно. Просто любить и быть любимыми.) - Слайд№1,2.

- Спасибо, ребята. Сегодня во время нашей беседы мы попытаемся ответить на вопрос: материальные или духовные ценности. Что важнее? Из каких ценностей складывается наша жизнь и счастье. И тема нашего занятия «Вверх по лестнице жизни». Слайд №3
3. Осн. часть.
- "Почему в одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут себя по-разному?" Наверное, этот вопрос мы не раз задавали себе. Вот, например, я видела как на улице поскользнулась и упала женщина. Кто-то прошел мимо, а кто-то протянул руку помощи. Были ли у вас подобные случаи? Почему это происходит?
- Да, ребята, я с вами согласна. Происходит это потому, что у каждого из нас есть ценности, которые и влияют на наше поведение и поступки. Давайте попробуем выяснить, что же такое ценность, что значит быть ценным? Слайд №4
- Среди различных прилагательных, которые размещены на слайде, вам нужно выбрать синонимы к слову «ценный».
(Важный, значимый, достойный)
- Мы с вами можем сделать вывод, что ценность - это ценный, важный, значимый предмет или явление. Слайд№5,6.
- Таких предметов или явлений в нашей жизни есть множество. Все ценности разделяются на материальные и духовные. Что мы будем относить к материальным ценностям, а что к духовным. Попробуем с вами разобраться.
- Ребята, вы знаете, что кладут в шкатулки?
(дорогие вещи т. д. украшения, ценности)
- У меня есть для вас две шкатулки, и в них лежат дорогие вещи. Но они перемешались. А мне бы хотелось разложить их по разным шкатулкам. Помогите мне разобраться. Что бы вы отнесли к материальным, а что к духовным ценностям? Слайд№7.
- Итак, что бы вы отнесли к материальным ценностям.
(автомобиль, драгоценности, деньги, еда, дом, книги, одежда, квартира, компьютер, телевизор, телефон, мебель.) Слайд№8
Что отнесем к духовным ценностям. Слайд№9,10.
(жизнь, семья, любовь, дружба, смелость, труд, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красота, милосердие, творчество, свобода, мир, справедливость, здоровье, знания)
- Вы верные дали ответы. Ребята, а вы знаете, какое богатство находится в сердце человека?
(Милосердие, доброта, любовь, уважение )
- Итак, какое понятие вы можете дать материальным и духовным ценностям? Слайд№11,12.
- А я хочу признаться вам еще вот в чем. Для меня, как для человека, эти ценности являются самыми значимыми, ориентиром в моей жизни.
Упражнение «Мистер Икс»
- Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь - как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька - наши желания и мечты.
- Я хотела бы познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс (на доску прикрепляется силуэт человека в цилиндре). Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.
- Свою жизнь мистер Икс представляет в виде лестницы, которую он назвал «Пик счастья». Кто заберется наверх, тот и будет счастливым. Люди поднимаются наверх, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. Некоторым удается с разбега запрыгнуть на нее, но долго удержаться там никому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.
- Мистер Икс подошел к делу по - научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька - это маленькая цель, достигнув которой, он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет заветного Пика счастья, которое озарит всю его жизнь.
- Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный -свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три: деньги, на которые можно купить почти все, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава - символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.
- Как вы считаете, ребята, прочными ли будут эти ступеньки? Можно ли будет подняться по ним на Пик счастья? Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.
Деньги - это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все. Это мнимая ценность.
И власть тоже можно потерять, президентов переизбирают, царей свергают с престола, жестоких тиранов убивают. Власть - это тоже мнимая ценность.
- Слава - это тоже мнимая ценность. Славу легко можно потерять Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.
- Сможет ли он по этим ступеням забраться на пик счастья? Почему?
- Как вы думаете кто этот Мистер Икс? (им может быть каждый из нас)
- Поэтому давайте выберем ценности из наших шкатулок и построим свою лестницу счастья в жизни.
Притча.
- Катя расскажет вам древнюю притчу о каменотесах.
«Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их: что они делают?
Неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни! - раздраженно буркнул один.
Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.
Я строю храм! - гордо ответил третий.
Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.
Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.
Второй будет счастлив, пока сможет себе зарабатывать на жизнь.
Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради который работает и живет.»
- Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.
- Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: за деньги можно купить «таблетки», а вы замечаете: « но не здоровье». Понятно? Продолжим.
– За деньги можно купить книгу (но не мудрость, знания и умения.)
– за деньги можно купить телохранителя (но не дружбу и понимание)
– за деньги можно купить дом (но не семью, заботу и любовь)
- за деньги можно купить развлечения (но не счастье)
4. Заключит. часть. Рефлексия.
- На столе у вас, ребята, находится «ромашка счастья», на лепестках которой я порошу вас написать ценности, необходимые вам для счастья в жизни. В сердцевине ромашки поместите свою главную ценность
- Ребята, а кто хочет поделиться своей «ромашкой счастья» с нашими гостями?
- Положите «ромашку счастья» на самое видное место и почаще смотрите, чтобы помнить о том, что нужно, чтобы быть счастливым. Вспомните проблемный вопрос нашей беседы: из чего будет складываться ваше счастье. Каждый из вас постарался на него сегодня дать ответ.
15