Классный час Жизненные ценности 10 — 11 класс

ГАПОУ СПО СО
«Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»












Методическая разработка
по воспитательной работе

Классный час на тему: «Жизненные ценности»
из цикла
«40 минут о жизни думать всегда полезно»







Классный руководитель группы 1111
Пономарева Е.В.











Екатеринбург, 2014

Пояснительная записка.
Воспитательный процесс в современном мире – это целенаправленное создание оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития взрослеющего подростка, его саморазвития и самореализации в условиях коллективной творческой деятельности взрослых и подростков.
В основу воспитания в современном мире положены идеи:
Основой воспитания является создание социокультурного пространства и включение в разнообразные виды воспитывающей деятельности
Психолого – педагогическая поддержка в решении возникающих у подростков жизненных проблем
Использование современных продуктивных воспитательных технологий
Воспитательный процесс успешен, если он ведется по принципу трех САМО:
самовоспитание
самодеятельность
самоуправление
Основываясь на всем вышесказанном, разработан классный час «Жизненные ценности».
Цель: Рассмотреть понятие и виды жизненных ценностей и научить студентов расставлять приоритеты.
Задачи:
создание условий для саморазвития и самовоспитания
включение подростков в разнообразные виды воспитывающей деятельности
научит, по возможности, самостоятельно решать возникающие у подростков проблемы
научить взаимодействовать друг с другом через включение в коллективную творческую деятельность
через постановку проблем научить самостоятельно искать пути их решения
Оборудование и наглядные пособия: проектор, ноутбук, презентация по теме, индивидуальные листы с заданием.
Место проведения: 322 каб.
Группа: 1111
Длительность: 45 мин
Форма проведения: беседа с группой, выполнение заданий.
План:
Оргмомент: введение.
Основная часть: беседа на тему.
Тест.
Закрепление ( задание)
Подведение итогов.
Список литературы.









Оргмомент: приветствие группы, сообщение темы классного часа.
Девиз классного часа: « 40 минут о жизни думать всегда полезно!»
Основная идея данного классного часа выражена в словах знаменитого физика и философа Блеза Паскаля: « Познаем самих себя; пусть при этом мы не постигаем истину, зато наведем порядок в собственной жизни , а это для человека - самое насущное»
Тема: «Жизненные ценности»
Эпиграф:
Какая цель у человечества?
Оно калечится, увечится,
Оно надеется, отчаивается,
Садится каждый день на мель.
И каждый день почти кончается,
И вдруг вопрос: какая цель?
И как верней, надежнее прорваться к ней?
Основная часть.
В чем смысл жизни? Человечество формулирует так: у каждого свой смысл, но так или иначе можно выделить шесть основных:
Жизнь – путь к победе: Пришел, увидел, победил( Цезарь )
Жизнь – игра: Весь мир театр, а люди в нем - актеры( Шекспир )
Жизнь – любовь: Ни кого не любить – значит не жить.( Фенелон )
Жизнь – труд: Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды( Вольтер )
Жизнь – борьба: Жизнь умирает когда заканчивается борьба( Белинский )
Жизнь – счастье: Жизнь – это счастье, каждая минута которого могла бы быть веком счастья ( Достоевский )
В течении жизни приоритеты могут меняться и в подростковом возрасте это понятие только формируется. Сегодня мы не будем выяснять у кого какой смысл в жизни. Сегодня мы попытаемся разобраться в том, что это такое вообще.
Смысл жизни
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженного солнца достать
И подарить его людям.
Ценности нашей жизни:
Дом: понятие материальное и духовное.
Вопрос: В чем разница? (обсуждение и ответы студентов)
Семья:
Я над семьей
Дышу благоговейно.
Скажу Вам правду,
Не кривя душой,
Что для меня
Слова: очаг семейный –
Несут понятие – СВЯТОЙ!
Вопрос: зачем человеку семья? (обсуждение и ответы студентов)
Богатство: понятие материальное и духовное.
Вопрос: В чем разница? (обсуждение и ответы студентов)
Духовное: пять ступеней счастья:
Первая: радость от самого пребывания на земле
Вторая: материальное благополучие
Третья: любовь во всех проявлениях
Четвертая: творчество
Пятая: делать счастливыми других
Вопрос: Как вы думаете какая ступень самая сложная и почему? (обсуждение и ответы студентов)
Пища: понятие материальное и духовное.
Вопрос: В чем разница? (обсуждение и ответы студентов)
Развлечения: хобби и развлечения.
Вопрос: В чем разница? (обсуждение и ответы студентов)
Задание:
Составь список своих увлечений (в столбик)
Посатвь «+» рядом с теми, которые приносят пользу окружающим
Посатвь «-» рядом с теми, которые требуют участия других
А теперь посчитай «+» и «-».
Поразмышляй над результатами и сделай вывод, достаточно ли серьезно ты относишься к выбору своих увлечений

Тест: «Умеете ли вы быть счастливым?»
Когда задумываетесь над прожитой жизнью, приходите к выводу:
Все было скорее плохо, чем хорошо
Было скорее хорошо, чем плохо
Все было отлично
2. В конце дня обычно:
Вы недовольны собой
Считаете, что день мог бы пройти и лучше
Засыпаете с чувством удовлетворения
3. Когда смотрите в зеркало, думаете:
О боже, время беспощадно!
А что, совсем еще не плохо!
Все прекрасно!
4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из незнакомых:
Ну, мне никогда не повезет!
Почему же не я!
Однажды так повезет и мне!
5. Если узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе :
Вот так однажды будет и со мной
К счастью меня эта беда миновала!
Репортеры нагоняют страху!
6. Когда просыпаетесь утром чаще всего:
Ни о чем не хочется думать
Что день грядущий нам готовит?
Радуетесь новому дню
7. Думаете о ваших друзьях:
Они не так интересны и отзывчивы как хотелось бы
У них есть недостатки, но терпимые
Замечательные люди!
8. Сравнивая себя с другими, находите, что :
Меня недооценивают!
Я не хуже остальных!
Я лидер и это признают все!
9. Если ваш вес увеличивается на 5-6 кг :
Впадаете в панику
Считаете, что в этом нет ничего особенного
Садитесь на диету
10. Если у вас плохое настроение:
Клянете судьбу
Знаете, что плохое настроение пройдет
Стараетесь развлечься
Ключ:
Ответ «A» - 0 баллов
Ответ «B» - 1 балл
Ответ «C» - 2 балла
Ключ:
17 – 20 балов – вы счастливый человек, радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности, вы нравитесь своим оптимизмом окружающим. Но не слишком ли поверхностно относитесь ко всему?
13 – 16 баллов – вы оптимально счастливый человек, радости в твоей жизни больше, чем печали, у вас трезвый ум и легкий характер, вы не паникуете, сталкиваясь с трудностями. Окружающим с вами удобно.
6 – 12 баллов – у вас в жизни счастья и несчастья 50 на 50, старайтесь не пасовать перед трудностями, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.
Задание: сейчас мы составим рейтинг ваших приоритетов. У вас у каждого есть листочки, на которых в центре написано Я и цифры. Ваша задача около цифр наклеить жизненные ценности в том порядке, в котором вы их видите сейчас. Мы эти листочки сохраним до 4 курса и там поверим что изменилось.

Пример:














Подведение итогов.
Итак, мы сегодня с вами обсудили одну из самых важных проблем в жизни любого человека: проблему расстановки приоритетов – выбора жизненных ценностей. Каждый из вас рано или поздно столкнется с этой проблемой. Пусть информация, полученная сегодня на занятии поможет вам правильно расставить приоритеты.





Список литературы:

Кузнецов И.Н. Технология делового общения: Пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 128 с.

Орлова Т.В. Тесты для всех. – Киев: Издательства «Довира», 1994. – 222 с.

Маленкова Л.И. Классный руководитель ( воспитатель): практические материалы: Учебно – методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005 – 272 с.

Касьянов С.А. Большая книга психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 496 с.

Карелина А.А. Психологические тесты._ М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 312 с.














Я

1

2

3

4

5

СЕМЬЯ

ДОМ

РАЗВЛЕЧЕНИЯ

ПИЩА

БОГАТСТВО



15