Методическая разработка на тему «Практико — ориентированный подход в преподавании ветеринарных дисциплин»

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБПОУ «Дуванский многопрофильный колледж»






Методическая разработка
на тему «Практико - ориентированный подход в преподавании ветеринарных дисциплин»




Выполнил преподаватель первой квалификационной
категории
Малухина Н. И.










Дуван - 2016

Содержание

Введение
Аналитическая часть
Практическая часть
Заключение
Литература
Приложение





















Введение

Практико-ориентированный подход в обучении студентов нашего техникума является довольно актуальным, так как современный рынок труда ждет специалистов, которые обладают не только пакетом теоретических знаний, но и большим практическим опытом. Дипломированный специалист должен прийти на производство и безоговорочно начать решать производственные задачи разного характера.
Практико-ориентированный подход, как и следует из его названия, делает акцент на подготовке студентов к будущей карьере, нахождении своего места в жизни. Данный подход должен дать студенту как можно более приближенное к повседневной жизни представление о мире и его законах и развить у молодого человека необходимые навыки хозяйственной жизни, т. е. научить выпускника выживать в условиях рынка.
Сегодня в подготовке специалистов среднего специального образования продолжает доминировать знаниевый подход. Студенты немало знают, но почти ничего не способны сделать в плане реальных начинаний. Поэтому я считаю, что обучение через практико-ориентированный подход - это первый шаг обретения учащимися разных типов деятельности: проектировочной, организационной, управленческой, оформительской, аналитической. Это знакомство происходит в реально-деятельном режиме.
Для полноценного обучения ветеринарным качествам, по моему мнению, необходимы условия, при которых студент сможет получить не только теоретические знания, но и представления, опыт взаимодействия, проявить собственные чувства. В связи с этим особым разделом в обучении ветеринарии я выделяю формирование у студентов коммуникативных умений: ориентироваться в производстве; ориентироваться в ситуации общения; различать виды общения и выбирать адекватный способ взаимодействия с партнерами.
Система практико-ориентированной деятельности - органический элемент образовательной системы, ее педагогического пространства, в котором рождается потребность у студентов в жизненном, профессиональном самоопределении в соответствии с их задатками, способностями, профессиональными намерениями; происходит приобщение студентов к культурным ценностям. Именно в практико-ориентированной деятельности могут проявиться наиболее полно индивидуальные способности студента, свобода его выбора.
Целью исследования является выявление дидактических основ практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке по инновационным образовательным технологиям.
Гипотеза исследования: качество специализации преподавателя по инновационным технологиям повысится, если при обучении использовать:
основные психолого-педагогические закономерности практико-ориентированного подхода;
дидактические особенности и принципы проектирования содержания учебного материала в соответствии с практико-ориентированным подходом;
методику преподавания исходя из особенностей практико-ориентированного подхода.










Аналитическая часть.

Практико-ориентированный подход – это метод преподавания и обучения, позволяющий студентам сочетать учебу в техникуме с практической работой. Студентов ставят в реальные рабочие условия, в которых они получают соответствующие практические и социальные навыки, необходимые для успешной работы.
57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, выполняя положения «Повестки 21-го века» объявила десятилетие (2005-2014 гг.) декадой Образования для устойчивого развития. Ведущей организацией Декады является ЮНЕСКО. Образование для устойчивого развития – это процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств – знаний, умений и навыков, отношений, стиля деятельности людей и сообществ, черт личности, компетентностей, обеспечивающих постоянное повышение качества жизни. Ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности (Байденко В., Болотов В.А., Борисенков В.П., Сериков В.В.). Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности.
В основе практико-ориентированного образования лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки.
Ставится задача создания системы профильного обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся с учетом реальных потребностей рынка. Переход к профильному обучению направлен на реализацию одновременно принципов личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования, поэтому он преследует широкие образовательные и развивающие цели:
обеспечение углубленного изучения отдельных предметов;
обеспечение равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными наклонностями и интересами;
расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников к освоению программ высшего профессионального образования.
Таким образом, необходимость создания практико-ориентированного образования вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных, экономических проблем.
Деятельностно-компетентностный подход. Одни авторы (Ю. Ветров, Н. Клушина) практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознания собственной роли в социальной работе.
Другие авторы (П. Образцов, Т. Дмитриенко) считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
Практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности (процесс обучения приобретает деятельностный характер). Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода, ориентированного на приобретение значимых компетенций.
Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс научения , т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.
Опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности.
Таким образом, при деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей:
Знания Умения Навыки Опыт деятельности
Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. Но еще важнее - знание о том, как добыть информацию, интегрировать её или создать. И то и другое и третье – результаты деятельности. Таким образом, изменяются как характер учебного процесса, так и способы деятельности преподавателя. Студент перестает быть пассивным преемником, а становится активным субъектом образовательной деятельности. И преподаватель перестает быть транслятором информации. Его функциями становятся: постановка задач, организация деятельности студентов, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия выполнению стандарта. Он превращается в менеджера, организатора коммуникаций, и эксперта. Резко растет эффективность обучения. Действительно, содержание, за 5 минут рассказанное преподавателем, еще через 5 минут будет наполовину забыто, а через неделю от него останется в памяти одна двадцатая часть. Если студент приложил личные усилия к добыванию этого содержания, пробиваясь через трудности, отстаивая свою позицию в спорах с товарищами, соглашаясь с более убедительными доводами, оно станет достоянием студента надолго. Соответственно возрастают возможности в реализации личностно - и практико-ориентированного образования.
В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: скрытое сокровище» в качестве глобальных компетенций Жак Делор назвал четырежды глагол «научиться»: научиться познавать, научиться жить вместе, научиться делать, научиться быть. Отсюда, именно деятельностно-компетентностный подход является эффективной методологией построения практико-ориентированного образования в XXI веке.
Считаю, что применение в современном учебном процессе интерактивной образовательной технологии, позволяющей сочетать личностно-деятельный подход с эффективными методическими приемами и разработками, обеспечивает развитие личности студента, практическое осмысление полученных знаний и умений в практико-ориентированном образовательном процессе и социализацию выпускников.
Существует множество моделей этого подхода, таких как сэндвич-курсы (учебная программа включает год профессиональной работы в сочетании с учебой), кооперативные программы, представляющие одну из старейших форм обучения в образовании (опыт работы интегрируется в общую учебную программу, не являясь дополнительным годом), модель получения практического опыта путем когнитивного ученичества (студенты получают возможность наблюдать и впитывать организационную культуру рабочего места), и т.д. В общем, как утверждает Дэвид Грей, можно различать «учебу для работы» (например, определение на работу при участии в «сэндвич»-программе); «учебу на работе» (например, предприятие организует у себя тренинг или программы профессионального развития) и «учебу через работу» (при наличии официальной аккредитации)
Отличительные черты
Сосредоточенность на анализе опыта работы, а не только на приобретении технических навыков.
Обучение происходит в результате деятельности и решения проблем в рабочей обстановке, и таким образом, базируется на реальных проектах и проблемах.
Коллективный подход к обучению.
Способствует получению новых знаний и навыков.
Преимущества
Эффективное развитие профессиональных и общих навыков.
Студентам легче получить работу и повышение в стартовой зарплате.
Развитие и сохранение численности студентов в техникуме.
Дополнительные возможности для карьерного роста.
Содействие взаимодействию техникум - регион для активизации инновационной деятельности.
Подготовка студентов к вхождению в члены сообщества.
Компетенции преподавателя
Знать модели практико-ориентированного обучения.
Уметь устанавливать продуктивные партнерства с представителями предприятий, студентами и родителями.
Знать, как разрабатывать эффективную программу (скроенную специально под специфическую модель практико-ориентированного подхода), включая ее планирование, внедрение, оценку и корректировку плана обучения студента.
Понимать потребности различных типов учащихся.
Эффективно сотрудничать с наставниками на рабочем месте.
Уметь продвигать эффективное партнерство между работодателями и техникумом.
Основные этапы планирования и реализации
Определение потребности в программе.
Знание основных качественных компонентов:
программа координируется квалифицированным заинтересованным преподавателем-координатором;
студенты зачисляются на основе потребностей, интересов и профессиональных задач;
базы практик разрабатываются преподавателем-координатором с тем, чтобы обеспечить получение трудового опыта, имеющего прямое отношение к студенческим карьерным нуждам и целям;
учебный процесс планируется и соотносится с опытом работы и профессиональными потребностями студентов;
разрабатываются четкие правила и распределяются полномочия по руководству программой;
разрабатываются оценочные мероприятия, с помощью которых преподаватель-координатор может вести мониторинг программы;
консультационный комитет помогает в планировании, развитии и реализации программы;
письменные соглашения по проведению студенческих тренингов и планы практик тщательно разрабатываются и согласуются всеми участвующими сторонами;
преподавателю-координатору предоставляется достаточно времени (минимум Ѕ часа на студента в неделю) для координации и контроля студенческой практики;
с преподавателем-координатором заключается длительный контракт, чтобы он мог помогать наставнику на рабочем месте, разрабатывать планы тренинга, контролировать студентов и соответствующие мероприятия; результаты итогового анализа используются для улучшения будущих программ, основанных на практико-ориентированном подходе;
соответствующие условия создаются для преподавателей-координаторов;
преподаватели-координаторы знают преимущества практико-ориентированного подхода и содействуют его распространению в широкой аудитории.
Важные примечания:
Надлежащее планирование имеет первостепенное значение для всех практико-ориентированных программ. Все участвующие стороны должны иметь четкое представление о времени, усилиях и затратах, связанных с внедрением специфической практико-ориентированной программы.
Необходима эффективная организация и координация осуществляемого сотрудничества между многочисленными партнерами.
Необходимо, чтобы методология, учебный план и способы реализации практико-ориентированных программ были полностью разработаны и выполнены.
Эффективные тренинговые и мониторинг соответствующих учебных показателей имеет большое значение для успеха практико-ориентированной программы.
Необходимо разрабатывать эффективные стратегии для нахождения и привлечения потенциальных работодателей, которые хотели бы участвовать в программе, и стратегию поддержания мотивации и интереса работодателей.

Практико-ориентированный подход в обучении делает делает акцент на подготовке к будущей карьере, нахождении своего места в жизни и учит выживать в условиях рынка.

Практическая часть

Высказывание великого педагога К.Д. Ушинского, считавшего, что необходимо, чтобы «дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал», является основополагающим моей педагогической деятельности и позволяет мне эффективно достичь положительных результатов в обучении и воспитании студентов. Исходя из этого, я определила тему своей работы: « Практико-ориентированное обучение в преподавании ветеринарных дисциплин».
Основное значение этого вида учебной деятельности – углубление знаний учащихся, развитие их мышления, формирование умения анализировать задачную ситуацию и находить пути её решения.
Практико-ориентированное обучение заключается в организации обучения ориентированного на всестороннее развитие студента:
на способы самостоятельного постижения знаний;
на развитие способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности;
на эмоциональное отношение к содержанию и процессу образования.
Изучив материалы научно-методической литературы, в своей работе применяю элементы системы эффективности уроков, позволяющие использовать принципы наглядности, осознанности и интереса в обучении, связи теории с практикой, применения знаний в необычных ситуациях, системы поэтапного обучения с использованием элементов проблемно-поисковой творческой деятельности учащихся, обучению их приемам эффективной учебной работы.
В основе опыта работы лежит традиционная система формирования знаний по ветеринарным дисциплинам, с использованием инновационных, методических и дидактических подходов к развитию знаний обучающихся.
При изучении нового учебного материала через лекционное преподнесение вводится практическая или демонстрационная работа, каждая конкретная тема сопровождается схемами (патогенеза, лечения, профилактики и т.д.), презентациями, ситуационными задачами (приложение 2).
Поставленные ситуационные задачи являются приближёнными к реальным производственным условиям.
Обучение учащихся решению задач позволяет формировать у них определённые виды деятельности, связанные с применение знаний в конкретных ситуациях.
Каждый урок изучения нового учебного материала построен примерно следующим образом.

Методика проведения урока.

1. Организационная часть.
Приветствие. Преподаватель и студенты приветствуют друг друга.

Определение отсутствующих студентов. Дежурный сообщает об отсутствующих студентах. Преподаватель отмечает отсутствующих студентов в журнале.

Проверка готовности студентов. Преподаватель обращает внимание на то, чтобы у всех студентов на партах имелись тетради и ручки.

Организация внимания студентов. Преподаватель настраивает студентов на серьезный лад, предлагает им сосредоточиться и быть внимательными на всем протяжении урока. Создает непринужденную, но рабочую атмосферу на уроке.

2. Сообщение темы, цели и плана урока.
Сообщается тема урока и формулируются цели урока. Рекомендуется план урока, включающий вопросы.
Тема и план урока выносятся в виде слайдов и демонстрируются на большом экране с помощью мультимедийного проектора и персонального компьютера.

3. Мотивация учебной деятельности.
Преподаватель раскрывает всю важность данной темы. Приводит научные данные по распространенности заболеваний.

4. Актуализация опорных знаний студентов.
Для того чтобы начать изучать новый учебный материал, студентам предлагаются несколько вопросов, которые помогли бы вспомнить прошлые темы и более легче ориентироваться в новых вопросах.

5. Изучение и освоение нового учебного материала.
Преподаватель излагает новый учебный материал с помощью слайдов, которые выносятся на большой экран с помощью мультимедийного проектора и персонального компьютера.

6. Обобщение изученного материала.
Для закрепления изученного учебного материала студентам предлагается решить тестовые задания, заполнить таблицы. По окончании выполнения задания результаты решения показываются на экране в виде слайдов.

7. Сообщение домашнего задания
Студентам предлагается записать домашнее задание: чтение конспекта с последующим рецензированием его на следующем уроке и текста учебника.
8.Подведение итогов урока.
Преподаватель еще раз заостряет внимание на основных моментах изученного материала. Подводит резюме урока. Рекомендуется отметить работу студентов и выставить оценки. Поблагодарить за внимание.

При проведении лабораторных и практических занятий используются инструкционно-технологические карты, презентации, оборудование и материалы (приложение 4).
При проведении внеклассных учебных мероприятий (конференции, КВН, семинар) используется метод проектов, студенты сами добывают материал для докладов, готовят презентационный материал.
При изучении учебного материала (лекционного или практического) применяются разнообразные методы обучения (информационно-развивающие, метод проектов, репродуктивный метод (решение ситуационных задач, тестов, диктантов, заполнение тиаблиц разного характера и т.д.). (приложение 1,2,3).
Домашнее задание возможно, как для всей группы, так и для отдельных студентов, т.е. задаётся учитывая индивидуальные способности студентов. Выполнение его проверяется систематически, что позволяет скорректировать знания учащихся.
Студенты понимают, что систематическая работа на уроке и дома гарантирует им получение знаний и положительны оценки.
При проведении семинаров для изучения дополнительно объема материала, задания студентам ставятся по степени сложности и по индивидуальным особенностям (одни студенты должны разобраться во всем и овладеть учебным материалом, другим полезно разобраться и понять идеи, третьим – достаточно усвоить основы).
Качество знаний, умений и навыков учащихся зависит во многом не только от методов и приемов обучения, но и от структуры и форм организации учебной деятельности, мотивационного аспекта и потребности в получении практических знаний.
Свою роль в этом вижу в следующих деятельностных направлениях:
отбор и анализ содержания программного и дополнительного материалов по предмету;
организация учебного познания как исследование с помощью активных форм и методов учебной и внеклассной работы;
предоставление учащимся возможности выбора исследовательской задачи или проблемы;
обучение методам научного познания и технологиям учебного исследования;
обеспечение процесса исследования необходимыми инструментально-дидактическими средствами;
отведение демонстрационному эксперименту главной роли в исследовательской деятельности;
оказание помощи учащимся в планировании, в ходе исследования, решения проблемы и оценке результатов работы.
В своей работе стремлюсь к установлению обратной связи, получению постоянной информации об успешности студента. Для диагностики текущего состояния использую различные методы контроля (тестовый, контрольная работа, зачет, диктант).
Новизна в методах обучения и воспитания, используемых мной на уроках, состоит в том, что преподаватель:
переходит с позиции носителя информации в позицию организатора познавательной деятельности учащегося;
мотивирует познавательную деятельность за счет интереса, практической направленности, взаимопонимания и взаимоуважения к личности, добивается положительного отношения к дисциплинам;
организует самостоятельную работу на уроке и систематическую, индивидуальную домашнюю работу студентов;
использует коллективные формы работы на уроке;
организует постоянный контроль результатов самостоятельной работы на уроке и дома, оказывает оперативную помощь;
создает ситуацию успеха, планирует и предлагает студенту посильные задания с поэтапным возрастанием их сложности;
организует самоанализ собственной деятельности, корректирует направленность и содержание практической деятельности.
Преподавателю необходимо постоянно совершенствовать себя. Как отмечает Джемисон Маккенди, переход от традиционных моделей обучения, «мудрец на подмостках», к личностно и практико-ориентированным стратегиям и деятельности типа «советчик под рукой» - требует длительного, профессионального развития.
Передо мной, идущей в техникум с желанием научить, передать свои знания, поделиться жизненным опытом со студентом, возникает ряд проблем, над которыми мне предстоит трудиться:
как обеспечить успешность каждого студента в обучении;
как сохранить здоровье учащихся, уйти от значительной перегрузки в учебном процессе;
каким образом обеспечить не механическое усвоение знаний, а абстрактно-логическое с приобретением практических навыков в их применении;
как успешно работать на уроке со всей группой и одновременно с каждым студентом.
Разрешить поставленные задачи можно путем применения практико-ориентированного, дифференцированного подхода на личностном уровне, через раскрытие индивидуальности студента в специально организованной учебной деятельности, чтобы работа студента на уроке и дома обеспечивала его личностное самоопределение, формирование качеств, связанных с профессией.
Ставя перед собой задачу, добиться возникновения у студентов познавательного интереса и активизации мышления, следует помнить, что существует два взаимосвязанных пути её решения:
через содержание учебного материала;
через организацию учебной деятельности учащихся.
Первый путь связан с новизной изучаемого материала, рассмотрением известных сведений, с раскрытием практического значения знаний, с показом современных научно-технических достижений, задач важного практического содержания, с использованием литературы.
Второй путь – это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ; озвучивание учебных презентаций; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование текстов параграфов учебника или ответов товарищей; уроков-конференций, семинаров и КВН.
Развитие творческого теоретического мышления и всего комплекса творческих качеств личности осуществляется в процессе усвоения учащимися методов творческой деятельности. Метод не сама цель, а способ её осуществления. Методы, которые я использую на своих уроках работают на главную цель – развитие творческого мышления. Приведу некоторые из них:
Метод синектики (логический) - решение творческих задач путем поиска (изучение строения и жизнедеятельности микроорганизмов; как происходит возникновение заболевания; какие способы и методы применяются для лечения и профилактики того или иного заболевания и т.д.) (приложение 2).
Метод моделирования - изучение процессов и явлений с помощью схем, таблиц, кратких словесных характеристик, описаний, с помощью презентаций (приложение 1, 2, 3).
Метод причинно-следственного анализа метод позволяет объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения (Например: «В чём секрет механизма действия туберкулёзной палочки, палочки сибирской язвы? Почему происходит заживление ран по первичному натяжению, по вторичному или под струпом?) и т.д. (приложение 2).
Метод эвристических вопросов (в рамках эвристического метода) Например тема «Инфекция». Сколько труда вкладывают студенты, чтобы выучить определение инфекцииИм был предложен алгоритм:
ФАКТ инфекции - состояние заражённости организма
ПРИЧИНА проникновение в организм возбудителя
ПОВОД снижение иммунитета
СОПУТСТВУЮЩИЕ СОБЫТИЯ переохлаждение
АНАЛОГИ И СРАВНЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЯ возникновение болезни (Грипп) с вытекающими симптомами.
В итоге студентам стало доступным восприятию данное определение.
Известный педагог З.А. Сухомлинский писал: «Нет, и не может быть детей, которые не хотели бы учиться Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче, и разорвать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков – учить воспитанников трудиться».
Психологи считают, что познавательный интерес занимает у учащихся, ведущее место среди мотивов и факторов, стимулирующих учение. «Нет ни одной проблемы в познавательной учебной деятельности, которую можно было бы решить без опоры на интерес». Вот почему проблема развития познавательного интереса у учащихся важна и актуальна.
Пути решения ее разнообразны. Например, интересный эмоциональный рассказ преподавателя порождает удивление новым, сопереживание, радость познания. А успехи в самостоятельной учебной деятельности, маленькие самостоятельные открытия поддерживают постоянный интерес учащихся к учению, стимулируют их развитие и самосовершенствование.
А это значит, что учащиеся не пассивные слушатели, а активные собеседники. Важно обучать студентов умению самим формулировать проблемные вопросы. Знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от их познавательного интереса, от их активного участия в учебной деятельности.

















Заключение

Повышение эффективности урока – важнейшая проблема волнующая всех преподавателей. Но полная отмена традиционного комбинированного урока – это тоже не выход из положения. В данной методической работе речь идёт о придании тому или иному виду учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех студентов, повышающих интерес к знаниям, воспитывающих пытливость мысли.
Значимой чертой организации практико-ориентированного подхода в обучении ветеринарии является включение студентов в различные формы научно-исследовательской деятельности.
Выпускники нашего учебного заведения могут работать не только ветеринарными фельдшерами, но ветеринарно-санитарными экспертами, старшими ветеринарными фельдшерами, зоотехниками, фельдшерами отдельных направлений в ветеринарии, техниками по искусственному осеменению животных, вести частную ветеринарную деятельность.
Как показывает педагогический опыт, обучение ветеринарии через практико-ориентированный подход является продуктивной деятельностью, которая позволяет соединить теоретическое и практическое образование. Знания и навыки в этом случае рассматриваются как необходимые инструменты при планировании, выполнении и оценки студентом собственных действий. Такая связь между практическими действиями и обучением - важное условие для формирования у обучающихся общих и специальных компетенций, которые говорят о его готовности к ветеринарной деятельности.
Критериями такой готовности в личностно-психологическом плане выступают: самостоятельность, способность к инициативной деятельности, эмоционально-волевая направленность, комплекс умений, позволяющий успешно включиться в ветеринарную деятельность.
Вся описанная система работы позволяет мне положительно решить целый ряд проблем, стоящих перед каждым преподавателем, а именно: сформировать конкретные знания, необходимые для применения в практической деятельности и для получения образования, сформировать у студентов прочные осознанные знания.
Все зависит от преподавателя и от его профессионального мастерства.
























Список используемой литературы

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании : опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 19-27.
2. Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11.
3. Краснова Т.И. Инновации в системе оценивания учебной деятельности студентов // Образование для устойчивого развития. Минск: Издательский центр БГУ, 2005. – С. 438-440.
4. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33.
5. Новиков А.М. «Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван?» // Народное образование, № 1. – 2001. – С. 8-9.
6. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие – Краснодар, 2000.7. 7. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. – 1997. - № 1. – с. 3 – 10.
Интернет-ресурсы

Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm