Сообщение «Практико-ориентированный подход в обучении информатике»


Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ветлужский лесоагротехнический техникум»
Сообщение
Тема: «Практико-ориентированный подход в обучении информатике»
Автор:
Агафонов Н.Ю.
Преподаватель Информатики и ИКТ
ГБПОУ ВЛАТТ
Ветлужский район
2017 год
Начало XXI века входит в историю человечества как переход к построению информационного общества. Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечет за собой информатизацию образования. Информатика становится одной из основных научных дисциплин в системе среднего, высшего и дополнительного образования. Это означает, что нужны радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и учебные заведения должны быть информационными. Современные профессии, предлагаемые сегодня выпускникам учебных заведений, требуют от них не только высокого уровня знаний в предметных областях, но и владения информационно-коммуникационными технологиями для успешного решения практических образовательных и профессиональных задач.
Целью преподавания информатики является определение содержания и методов изучения основ информатики и вычислительной техники, а также применение средств современной техники при изучении основных учебных дисциплин. Компьютер, проникая в учебные предметы, оказывает большое влияние на их содержание и структуру и, кроме того, может привести к нетрадиционным формам обучения. Основная задача учебных заведений состоит в подготовке учащихся к использованию компьютера в последующей практической деятельности. Поэтому при изучении основ информатики и вычислительной техники, составляющих основу компьютерной грамотности, кроме теоретического, общеобразовательного аспекта, следует иметь виду также и практический, прикладной аспект: освоение языка и приемов программирования, решение прикладных задач с помощью компьютера.
Одна из особенностей предмета «информатика» именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. Это утверждение положено в основу системы практико-ориентированного обучения.
При этом в обучении приоритет отдается тем учебным задачам, которые формируют у обучающихся умение видеть их применение и использовать самим эти знания в повседневной жизни. Эти задания позволяют не только создавать положительную мотивацию к изучению предмета, но и через развитие интереса к информатике осуществлять профориентацию.
Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Студентов захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
Практико – ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.
Основные компоненты практико-ориентированного обучения информатике:
Нестандартные уроки: проблемные, уроки-визуализации, уроки-провокации;
Практические занятия упражнения, практические задачи;
Активные методы обучения: игровые методы, методы тренинга, дискуссионные методы;
Проектно-исследовательская деятельность.
Средства активизации самостоятельной работы учащихся:
Формирование теоретических знаний;
Формирование умений применять свои знания на практике;
Формирование умений решать практические задачи;
Умение использовать ИКТ на практике;
Социализация в обществе;
Развитие познавательного интереса.
Для формирования практико-ориентированных знаний учащихся на уроках использую метод ситуационных задач. Ситуационная задача актуализирует для учащихся теоретический материал, делает его личностно значимым. При таком построении урока материал осознается учащимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения, при этом дальнейшие возможности применения теории прогнозируются самими учениками.
Условно ситуационные задачи можно разделить на три типа: межпредметные, из различных областей профессиональной деятельности человека, из общественной жизни.
Межпредметные:
1. Построение графиков функций и диаграмм; расчет геометрических параметров объекта; решение задач на проценты; решение экономических задач; средствами Excel.
2. Написать алгоритм (программу) решения математической задачи.
Из общественной жизни:
1. Подготовить доклад на тему «Информация как объект юридической защиты»
2. Написать резюме для поиска работы
3. Разработать дизайн своей визитки для будущей профессии, используя возможности Word и Paint.
Из различных профессиональных областей:
Разработать электронную таблицу для расчета суммы месячной квартплаты и платы за коммунальные услуги для своей и нескольких других квартир.Основным направлением при изучении предмета «Информатика», я считаю, должно быть направлено на выполнение практических работ. Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого. Поэтому с первого дня занятий, я обращаю внимание обучащихся , что меня интересует их умение работать на компьютере выполняя поставленные перед ними задачи.
Основная цель лабораторных и практических работ в рамках учебно-познавательной деятельности состоит в приобретении опыта конкретных элементов профессиональной деятельности. Так например, практическое применение тем: «Текстовый редактор», «Электронные таблицы», «Компьютерные презентации», «Коммуникационные технологии» учащиеся знают из повседневной жизни.
Навыки, развитые в курсе информатики, дают существенный вклад в уровень общей интеллектуальной подготовки. А этот уровень на современном рынке труда ценится не меньше, чем конкретные навыки. Но, и конкретные навыки очень важны. Без "клавиатурной грамотности" успешная карьера сегодня трудно представима. То же верно и для так называемой "компьютерной грамотности".
Литература.
Шляпина Ольга ЕвгеньевнаМАОУ средняя общеобразовательная школа № 2г. Кунгур «Практико-ориентированный подход в обучении информатике»
Н.Н.Архипова преподаватель кафедры математики и информатики НСГК «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ IТ-СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО КОЛЛЕДЖА.Еременко Елена Васильевна учитель информатики и ИКТ МОУ «Бехтеевская СОШ» «Формирование информационной познавательной компетентности школьников на уроках информатики и ИКТ путём решения задач практической направленности»