Доклад Практико-ориентированный подход при обучении по профессии пекарь


Практико-ориентированный подход в обучении специалистов.
Современный мир стремительно меняется: меняются не только условия, в которых живет и развивается современное общество, меняется стиль жизни, меняется само мышление. Осознать необходимость перемен - первый шаг к модернизации. Сегодня во всем мире отмечается повышенный интерес к одной из центральных социальных проблем - поиску путей развития системы образования. Именно образование определяет облик будущего, каким будет человечество третьего тысячелетия, его экономический, интеллектуальный, личностный, культурный, нравственный потенциал. Целью образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Все это и составляет специфику компетентностного подхода. Его реализация предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста. Переход на компетентностно-ориентированное образование является закономерным этапом модернизации системы российского профессионального образования, позволяющим разрешить противоречия между требованиями к его качеству, предъявляемые государством, обществом, работодателем, а также формирующимися рынками труда, и его актуальными образовательными результатами. Актуальность данной проблемы подтверждается и тем, что именно такой подход заложен сегодня в макете нового стандарта профессионального образования (СПО), также ориентированного на достижение выпускниками учреждений профессионального образования общих и профессиональных компетенций. Принятие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) означает, что компетентностный подход в образовании перешел из стадии «самоопределения» в стадию «самореализации». Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Усилия  профессионального образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности профессионала. Образовательная среда является решающим фактором в развитии личности. Обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя. Создание практико-ориентированной  образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики. Сегодня, одна из проблем выпускников - низкая профессиональная компетентность и конкурентоспособность. Один из способов преодоления этих проблем – это  практико-ориентированный подход в обучении специалистов.
Что же такое практико-ориентированный подход в обучении специалистов?
Наш коллектив считает своей основной целью максимальное развитие личностных и профессиональных способностей каждого студента, формирование качественной основы профессиональных и общих компетенций, необходимых для их конкурентоспособности на рынке труда и успешной социализации в условиях современного общества. Эффективность процесса профессионального становления личности определяется совпадением психофизических возможностей и требований профессиональной деятельности способностью личности к профессиональному развитию, росту профессиональной компетентности оптимальному построению своей профессиональной карьеры. Именно с этой точки зрения мы рассматриваем возможности молодежи для интеграции в современное производство через процесс качественной профессиональной подготовки и воспитания жизнеспособной личности.Формирование ключевых компетенций студентов среднего профессионального образования согласно ФГОС требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено формированию деятельностно-компетентностного подхода через внедрение практико-ориентированных задач. При введении образовательных стандартов на сегодняшний день ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности. Для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений и навыков, опыта практической деятельности. Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода. Деятельностный подход направлен на организацию процесса обучения, технологии практико-ориентированного образования,  где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т. е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения/научения, т. е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Система компетентностно-ориентированных задач в зависимости от их функционального назначения включает в себя предметно-ориентированные, практикоориентированные и профессиональные задачи. Предметно-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов совокупности знаний по учебным дисциплинам профессионального цикла, необходимых и достаточных для освоения умений и навыков специалиста в составе конкретных профессиональных компетенций, развитие у студентов познавательной активности. Такие задачи строятся на основе рассмотрения производственных ситуаций, направленных на усвоение студентами знаний по темам (разделам) учебной дисциплины, умений их применять на практике. Они предлагаются студентам в виде устного или тестового задания, в виде практической работы. При этом предлагаемые задания могут содержать научное противоречие, представленное в виде познавательной проблемы и тем самым способствовать приобретению студентами творческого или эмоционально-ценностного опыта. Практико-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций специалиста. Такие задачи строятся путем отбора  производственных ситуаций, в которых умения и навыки студентов по учебным дисциплинам  профессионального цикла являются необходимым  условием подготовки студентов к решению профессиональных задач, входящих в компетенции специалиста. В зависимости от степени охвата областей предметных знаний практико-ориентированные задачи могут быть дисциплинарные и междисциплинарные. Такие задачи могут быть предложены студентам в виде практического задания.  Учитывая требования современного рынка труда, начальное профессиональное образование должно опираться на качественно новый уровень  оснащённости выпускника, как знаниями, так и практическими умениями.
Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что потенциальные работодатели в подборе персонала выражают заинтересованность в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Иными словами, нужно отметить то, что требуется практическое знание своей профессии. На сегодняшний день молодые специалисты испытывают трудности в конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Получается, что профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат от предприятий, в которых они работают на переквалификацию, при организации обучения специалиста в формировании содержания образования и образовательных стандартов акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста. В основу реализации этих принципов положены: 
реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
интеграция знаний, методов различных областей науки и человеческой практики.
Практико-ориентированный подход обучения должен применяться с первых дней обучения. Лабораторно-практические занятия проводить с использованием компьютерной технологии и должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного предмета, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность
Для создания  практико-ориентированной образовательной среды нужны ее условия.
Поэтому  практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Условия повышения параметров для развития практико-ориентированной  образовательной среды на наш взгляд являются: - Хорошо развитый механизм социального партнерства с предпринимателями; - экскурсии на предприятия профессиональной направленности;
- предоставление стажерских площадок для обучающихся и преподавателей;
- развитие программы двухстороннего обмена обучающимися и преподавателями;
- организация общения обучающихся и педагогов с интересными людьми (работодатели, представители общественных организаций и т.д.) в форме бесед, круглых столов, дискуссий, мастер-классов;
- организация конференций, конкурсов профессионального мастерства  или других форм массового приема гостей;
- хорошо оборудованные кабинеты и лаборатории в соответствии с требованиями работодателей; - организация при желании выпускников дальнейшего их обучения по профессии или помощи им в трудоустройстве; - осуществление в соответствии с запросами работодателей подготовки рабочих кадров; - направление психолого-педагогической работы в ОУ на развитие у обучающихся личностных и профессиональных качеств, необходимых для успеха в современном обществе; - изменение профиля или специальностей учебного заведения, ориентированного на современные запросы работодателей; - организация целенаправленного обучения педагогов современным практико-ориентированным технологиям; - педагоги меняют свой профиль, пройдя дополнительное профессиональное обучение (например, если ОУ готовит новую профессию или ввело новый предмет и т.д.) - образовательный процесс будет строиться на современных наглядных пособиях и технических средствах обучения.Выводы. 1. Практико-ориентированные задачи помогают показать взаимосвязь теории и практики . 2. Практико-ориентированные задачи способствуют умению применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности. 3. Практико-ориентированные задачи способствуют анализу не только правильных решений, но и ошибочных. В случае установки ошибочных решений следует понять мотивацию выбора студентом неправильного решения и, разобрав вместе предложенную ситуацию, подвести его к правильному решению. 4. Система компетентностно-ориентированных задач, введенная в учебный процесс, способна обеспечить поэтапное формирование у студентов знаний, умений, навыков и профессионально-значимых личностных качеств, необходимых для освоения компетенций специалиста, а также способствует выработке у студентов более устойчивых знаний по профессии. Таким образом, профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности.