Формирования основ национального самосознания дошкольников и младших школьников.


"Формирования основ национального самосознания
дошкольников и младших школьников."
Автор:
педагог дополнительного обучения
 Карпук Надежда Александровна

                                          «Будь сыном своей родины,
глубоко почувствуй свою
связь с родной почвой,
сыновне относись к ней,
возврати сторицей то,
что получил от неё».
                                                                                                                                                                                                                            (К.Д Ушинский)
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Формирование национально − регионального компонента в дополнительном образовании – одна из актуальных проблем современного этапа образования. Он предполагает обучение детей, а также приобщение их к национальной культуре. Национально-региональный блок в условиях системы воспитания реализуется в изучении культуры родного края, традиций народов России.
 Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции.  При этом очень важно осознание не только собственной этнической самобытности, но и плодотворности взаимодействия, сотрудничества с другими народами. На протяжении веков бок о бок живут разные народы: башкиры, татары, русские, и это культурное многообразие, постоянное межэтническое общение, межнациональное согласие является бесценным достоянием нашего района. Знание культуры народов, живущих в нашем крае, обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем. Это делает нас терпимее друг к другу.
Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится. Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.
Задачи формирования основ национального самосознания дошкольников и младших школьников:
Воспитание у детей интереса и эмоционально положительного отношения к окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному краю, интерес к обычаям и традициям своего народа.
Формирование у детей системы знаний о родном крае, желание их углублять; знания языка своего народа,
Вовлечение детей в практическую деятельность по использованию и переработке полученных знаний, обогащению опыта деятельного отношения к окружающему миру, по формированию стремления приносить пользу людям.
Систему знаний, которую нужно сформировать у дошкольников и младших школьников, можно представить следующим образом:
- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, экологические знания, природоохранительная деятельность и т. д.;
- сведения о жизни русского народа: жизнь и труд родных и близких ладей, некоторые этнографические сведения (особенности одежды, быта, искусства и культуры русских, башкир, татар), владение родным языком;
- некоторые сведения из истории семьи и Отчизны: своя родословная, знаменитые люди родного края (просветители, полководцы, князья, писатели, художники и т. д.), памятные места (здания, памятники);
- сведения социального характера: название города, его знаменитых мест; символы (герб, флаг).
 Формирование национального самосознания предусматривает также вооружение детей определенными навыками и умениями: проявлять заботу о родных и близких, о младших, ровесниках, других людях; добросовестно выполнять свои обязанности, использовать свои знания в творческой деятельности; принимать участие в общественно направленной деятельности; бережно относиться к результатам труда, к имуществу, природе.
Необходимо, чтобы всё, воспринятое ребенком из окружающего мира, вызывало в его душе эмоциональный отзыв, добрые чувства. Дошкольники и младшие школьники отличаются высокой эмоциональностью. Чувства преобладают над всеми сторонами их жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к миру.
Основные направления работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста:
- обогащение детей знаниями о родном крае, развитие их интересов и эмоционально положительного отношения к окружающему;
- поощрение детей к использованию полученных знаний в их творческой игровой, изобразительной, языковой деятельности;
- организация общественно полезного труда детей, который способствует накоплению опыта деятельного отношения к окружающему миру.
 В нашем «Доме детского творчества» (далее ДДТ) знакомство с культурой русского, башкирского, татарского народов начинается с малых фольклорных форм. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. Параллельно при ознакомлении детей с произведениями русских писателей и поэтов мы знакомим детей и с произведениями башкирских и татарских писателей. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы об увиденном и прочитанном, рассказы педагога и его объяснения, ответы на вопросы детей развивают интерес детей к культуре русского народа. Оформляем уголки с рисунки детей, творческими работами по темам конкурсов. Любовь к родной природе – чувство неотъемлемое от чувств любви к Родине.
Красоту природы отражали в картинах – великие художники. Картины художников иллюстрации скульптур дети наглядно видят на репродукциях и открытках. 
Большое влияние на детей оказывает народная сказка. В её образах детям раскрываются обычаи и традиции народа, его характерные черты, его желания и мечты, вера в правду и справедливость, отвращение к жадности и алчности, ненависть к угнетению. Сказка, становится достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку. (Рисование по сказкам)
Развлечения, посвящённые русским народным праздникам стали неотъемлемой частью жизни нашего ДДТ. Знакомство с русской, башкирской, татарской сказкой способствует формированию представления дошкольников о богатстве и разнообразии национальной культуры, о жизненных истоках народного творчества. Широко используем народные и игры, отражающие жизнь народа, его труд, быт и художественные вкусы. Любовь к родному краю воспитываем при ознакомлении детей с его достопримечательностями – новыми домами, красивыми местами, сквером «Победы», памятниками культуры, окрестными лесами. Детей приучаю видеть те перемены, которые произошли в родном городе. С целью воспитания у детей любви к Родине используются прогулки в лес и экскурсии в музей ООО БРУ, краеведческий музей. Народному искусству в развитии национальной культуры отводится огромная роль. Именно оно наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции. Знакомя детей с национальной одеждой – пытаюсь содействовать развитию познавательных и интеллектуальных возможностей детей, познанию многонациональной культуре края.
Особенно широко в воспитании детей должно применяться народное творчество. Оно близко и понятно детям, и действует на них своей чарующей простотой. Работа с детьми по ознакомлению с народным искусством и развитию их творчества способствует развитию воображения у детей (целый блок.) Дети с удовольствием выполняют эскизы вышивок, занимаются аппликацией с элементами русского, башкирского, татарского орнамента. Очень важная потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства – потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Я стремлюсь, так организовать работу с детьми по народному искусству, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослым, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагоги обязаны сами его хорошо знать. Они должны продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для Челябинской области, Саткинского района и города Бакала. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников и младших школьников представление о том, чем славен родной край. Поэтому мы неоднократно участвуем в конкурсах, выставках на тему: «Мир нашего воображения», «Семейные реликвии», «От старины до современности», «Старые фотографии рассказали», «История семьи в истории страны»
В результате проделанной работы:- дети осознают собственную принадлежность к многонациональной стране, краю, имеют представления о народах, населяющих их край, традициях, обычаях;- дети знают и любят родной город, знают его историю и достопримечательности;- дети, знают герб, флаг, знакомы с природными и  географическими особенностями родного края; - различают знакомые мордовские фольклорные жанры (сказки, колядки, считалки, потешки);- владеют несложными образцами национальной речи;- знают игры  и с удовольствием играют в них;-  знают названия и элементы национальных одежд;- дети способны самостоятельно выделять характерные особенности национальной вышивки передавать их в рисунке, аппликативной работе, создавать композиции;- знакомы с некоторыми видами декоративно прикладного искусства.