Профилактика дисграфии и дислексии дошкольников и младших школьников


Профилактика дисграфии и дислексии дошкольников и младших школьников.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения. Интерес к проблемам предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфии) и чтения (дислексии) у детей обусловлен тем, что письмо и чтение как деятельность играют важную роль в жизни человека.
В основе возникновения стойких специфических ошибок при письме лежат серьезные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико- грамматической стороны речи и др.
Профилактическую работу по предупреждению ошибок чтения и письма необходимо начинать еще в детском саду и продолжать в начальной школе.
К основным коррекционным задачам данной работы относятся:
- развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;
- совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
- формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
- развитие восприятия.
Предлагаю некоторые виды работы по предупреждению данных нарушений.
1.Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв:
- лепка из пластилина;
- выкладывание из палочек, спичек, мозаики и т.д.;
- узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
- рисование букв в воздухе( ребенок пишет, а взрослый отгадывает);
-Допиши букву до конца.

-Упражнение «Кто внимательней?»
а) «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:
-из одного элемента (О, С );
-из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);
б) «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:
- прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.); -вправо (Б, В, Г, Е, С, К, Ю. и т.д.); -влево (З,Л,У,Ч,Э,Я и т.д.);
2.Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:
- определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе;
- определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: ,,Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева”, ,,Положи книгу справа, слева от себя”.
- определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями.
-Игра «Разноцветное путешествие»: У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами.
Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх - вправо – вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились. Эту же работу можно проводить по слоговой таблице. В итоге дети назовут слог, на котором остановились.
3.Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:
- Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
-Упражнение “Корректурная проба». Просмотрите ряды букв слева направо и вычеркните в каждом ряду буквы, такие же как и первые Л О Ш П Е У С О П Р Д Л Б Ж Б О П А С Ц Л Р Б Й Л П Ч Ы Х Ж Л Д П Ф Ю Ж О Р Б В М О П Ц У К Н О П В Б Ж Щ Б Ю М Я П Х Ъ Г Е П И Р В Р Г Б Л Д Л Р.
Можно задания изменять. Например: букву П зачеркни, а букву Б подчеркни .
4.Для формирования навыка чтения можно использовать следующие упражнения:
-Упражнение “Найди спрятанное слово”: Необходимо среди буквенного текста найти и подчеркнуть слова:
Тдксолнцеьблджщцкуыветерфкхъпсдцйщэдождьюъзгнхцйёрнвьюгажэхъкшгнпоб
Найдите все слова в цепочке.

Прочитайте зашифрованную пословицу:

-Найди в таблице слова и прочитай их.
О рдо с к а т
К па рт а пфШт о л м е л с
И
О
- Какие буквы спрятались? Назови и напиши их.
Н

-Упражнение «Буквы, на место». Расставьте буквы по порядку в соответствии с цифрами. Напишите слова, которые у вас получились.
А О С Ж Л А У Л О К Н У
3 1 2 3 1 4 2 2 3 1 5 4
5.Для развития орфографической зоркости целесообразно использовать упражнение «Пишем вслух»: Например, РЕбята ПО утрам пили мОлОко.В результате целенаправленной работы у детей:
- повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность,
- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.