Статья Формирование знаково-символических УУД на уроках химии


Формированиие знаково-символических УУД на уроках химииЕркоева А. А.
Учитель химии
ГБОУ РК «Специализированная школа искусств»
Знаково-символические действия составляют особую группу общеучебных универсальных действий, обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала и выполняют следующие функции: кодирование — передача и прием информации; схематизация — использование знаково-символических средств, выполняющие функции отображения учебного материала; моделирование − выделение и отображение существенных признаков объекта с помощью оперирования знаково-символическими средствами.
Знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. На уроках химии знаково - символические учебные действия приобретают особую важность, т.к. учащиеся сталкиваются с абсолютно новой информацией и с новыми, не заложенными в естественном языке знаками, то есть с чужой для них формально-языковой средой.
В процессе изучения предмета обучающиеся сталкиваются с двумя совокупностями символов:
Знаки общелогического содержания (представление информации в виде схем, таблиц, диаграм и т.п.)
Специфичные знаки для выражения химической информации (формулы химических веществ, плоскостные и объемные модели молекул, электронных облаков и т.п)
Кодирование и декодирование знаков второй совокупности, которые отражают предметное содержание усваиваются обучающимися особенно трудно. Поэтому на начальном этапе усвоения предмета усвоение специфических знаков и символов является приоритетным.
Использование флеш карт разных видов (силуэтные и предметные картинки или краткой информаций), а также использование разных видов заданий на классификацию помогают справиться с этой задачей
Пример 1: Выберите из представленного ряда оксиды.
FeOBaClNa2OSIFO2P2O5SeSH2OK2OH2SNO
Пример 2 Расположите элементы в столбцы: металлы и неметаллы: Сa, Mg, S, Ag, I, Te, F,
Металлы Неметаллы

На следующем этапе необходимо формировать умение соотнести словесную или графическую информацию с реально существующими объектами в микромире. Т.е. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения
Для этого используются:
различные анимационные видеоролики, видеоролики с экспериментами и реальные эксперименты.
Проблемные задачи, связанные с реальной жизнью и объяснение повседневных явлений с помощью химических символов
Пример: Почему для уменьшения жжения и зуда от укусов насекомых используют соду? Научно-популярная информация-подсказка. При укусах муравьев возникает чувство жжения в результате действия муравьиной кислоты НСООН. Для нейтрализации кислоты можно использовать 5-% раствор гидрокарбоната натрия (раствор имеет щелочную среду). Задание. Составьте уравнение химической реакции нейтрализации, которая лежит в основе применения пищевой соды для уменьшения боли при укусах муравьев. (Ответ: NaHCO3 + HCOOH = HCOONa + H2CO3; Н2СО3=СО2+Н2О). (http://www.edu-eao.ru/images/mymedia/154.pdf)
Составление объемных моделей с использованием конструкторов моделей молекул
Лабораторные и практические работы позволяют провести реальный эксперимент, а затем построить графическую и символическую модели происходящих процессов при условии заполнения специальных протоколов работ на практике является самым эффективным способом формированию знаково-символических УУД
Таким образом, комплекс представленных методов направлен на освоение учебного материала обучающимися с использованием знаково-символических средств, которые отражают и воспроизводят процессы, реально происходящие в микромире. Использованные источники:
http://www.edu-eao.ru/images/mymedia/154.pdfhttp://festival.1september.ru/articles/645457/www.luh-gymnasia10.narod.ru/docs/formirovanie_uud.doc