Доклад к педсовету на тему Использование электронных образовательных ресурсов

Выступление зам. директора по ИКТ Ильиной А.В.
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

Электронный образовательный ресурс – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.
ЭОР подразделяется на:
мультимедийные продукты
программные продукты
изобразительные продукты
аудио продукты
текстовые продукты
электронные аналоги печатных изданий.
Все многообразие ЭОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.
В образовательном процессе возможно использование как простых информационных источников (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели), так и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные с гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии).
Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий производить активные действия над информационными источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д.
К педагогическим ЭОР также относятся электронные учебные издания и электронные учебные материалы.

Актуальность использования ЭОР

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ. Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Применение электронных образовательных ресурсов дает возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. «Сегодня и завтра» наших учеников - это информационное общество. Высказывание академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы»

Возможности и целесообразность применения
информационных источников
Наиболее часто используются в работе следующие информационные источники:
мультимедийные презентации
электронные энциклопедии и библиотеки
интерактивные карты и атласы
видеоматериалы
аудиоматериалы
схемы и модели
1. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:
Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
Усиливает воздействие выступления.

2. Работа с электронными энциклопедиями и словарями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.
3. Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно:
приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
наносить надписи при помощи клавиатуры
Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения и повышает эффективность учебного процесса.

4. Используя в учебном процессе видеофрагменты, можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, музею или картинной галерее, природной зоне, увидеть, услышать звук моря, голоса птиц.

5. Аудиоматериалы дают возможность, не отвлекая внимание детей на изображение, вслушаться в текст или музыкальное произведение, услышать эталон выразительного чтения, организовать диктанты.
6.Схемы и модели задач используют на уроках математики, на уроках русского языка, окружающего мира – схемы изучаемых понятий, явлений. Использование схем позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Возможности и целесообразность применения
информационных инструментов

К информационный инструментам, применяемым в работе учителя, относятся электронные тренажеры
Также к информационным инструментам относится компьютерное тестирование. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] помогает осуществить всесторонний (текущий, промежуточный, итоговый) контроль учебного процесса. Компьютер - помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся
Использование веб-камеры. На уроках можно производить запись ответов детей (выразительное, стихов, басен) на веб-камеру. Этот прием позволяет школьникам увидеть себя со стороны, заметить положительные стороны прочтения и недостатки. Этот же прием можно использовать и на уроках окружающего мира. Дети записывают свои выступления, доклады. При этом слабые ученики не испытывают смущения, неловкости, выступая перед классом, кроме того, это экономит время урока.
Эффективность применения ЭОР.

Наибольшая эффективность использования ЭОР на уроке достигается в следующих случаях:
использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте;
более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения;
использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения;
автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений учащихся;
решение и анализ интерактивных задач, требующих аналитического и графического решения;

Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
ЭОР позволяют более эффективно организовать познавательную, информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.
Производительность, создание и использование электронно-образовательных ресурсов на уроках и во внеклассной работе помогает учащимся преодолеть трудности в обучении, а также создает благоприятные условия для более тесного и результативного взаимодействия взрослого и детей в учебном процессе, позволяет им чувствовать себя уютно в новом формате образования, продвигает учеников в их общем развитии, показывает им возможность использования ИКТ для самообразования, мотивируя их на самостоятельную и исследовательскую деятельность. Всё это способствует увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире. А значит, даёт нашим детям возможность стать более успешными в жизни, конкурентоспособными на рынке труда в будущем.










13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 515