РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.17. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
2 015 /201 6 учебный год Прокопенко Виталий Владимирович преподаватель - организатор ОБЖ Ноябрьский Институт Нефти и Газа Филиал ТюмГНГУ в г.Ноябрьске Рабочая программа « Безопасность жизнедеятельности » МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВ АНИЯ И НАУКИ РОССИЙС КОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТ ВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Филиал ТюмГНГУ в г.Ноябрьске) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧ ЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.17 . БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕ ЯТЕЛЬНОСТИ 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений Базовой подготовки форма обучения очная курс 2 ,3 семестр 4,5 Ноябрьск 2015 Рабочая программа разработана в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 N 482 . (для ОГСЭ, ЕН, ОП) Рабочая программа рассмотрена на заседании П(Ц)К ОП и ПМ Протокол от ____________ № ___ Председатель П(Ц)К ОП и ПМ __________ И.О. Фамилия (подпись ) УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УМР _________ И.О. Фамилия (подпись) Рабочую программу разработал: Преподаватель – организатор ОБЖ __________________ В.В.Прокопенко (подпись ) СОДЕРЖАНИЕ Стр. Паспорт программы учебной дисциплины 5 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 8 Тематический план и содержание учебной дисциплины 1 0 Условия реализац ии программы дисциплины 14 Карта обеспеченности дисциплины учебной и учебно - методической литературы 17 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 2 1 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 17 . Безопасность жизнедеятельности 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочих : оператор по исследованию скважин 15832 . 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными и общими ( ОК ) компетенциями : Техник - технолог должен обладать профессиональными ком петенциями, соответствующими видам деятельности: Проведение технологических процессов разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. ПК 1.1. Контролировать и соблюдать основные показатели разработки месторождений. ПК 1.2. Контролировать и поддерживать оптимальные режимы разработки и эксплуатации скважин. ПК 1.3. Предотвращать и ликвидировать последствия аварийных ситуаций на нефтяных и газовых месторождениях. ПК 1.4. Проводить диагностику, текущий и капитальный ремонт скважин. ПК 1.5. Прини мать меры по охране окружающей среды и недр. Эксплуатация нефтегазопромыслового оборудования. ПК 2.1. Выполнять основные технологические расчеты по выбору наземного и скважинного оборудования. ПК 2.2. Производить техническое обслуживание нефтегазопромыслов ого оборудования. ПК 2.3. Осуществлять контроль за работой наземного и скважинного оборудования на стадии эксплуатации. ПК 2.4. Осуществлять текущий и плановый ремонт нефтегазопромыслового оборудования. ПК 2.5. Оформлять технологическую и техническую докум ентацию по эксплуатации нефтегазопромыслового оборудования. Организация деятельности коллектива исполнителей. ПК 3.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование и организацию производственных работ на нефтяных и газовых месторождениях. ПК 3.2. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на нефтяных и газовых месторождениях. ПК 3.3. Контролировать выполнение производственных работ по добыче нефти и газа, сбору и транспорту скважинной продукции. Техник - технолог должен обладать общими ко мпетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессион альных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональн ых задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Б рать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориент ироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной за щиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно - учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать : - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно - учетные специальности, родственные специальностям СПО; - о бласть применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 113 час а , в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов; самостоятельной работы обучающегося 45 час а . 2. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИС ЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБН ОЙ РАБОТЫ Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 1 13 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 68 в том числе: лабораторные занятия практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) 45 в том числе: составление таблиц решение задач построение схем по дисциплине БЖД 7 построение схем : «Войска не входящие в рода и виды ВС РФ» 2 темы ЭССЕ Выполнение электронного эссе № Безопасность жизнедеятельности как наука №24 2 1. Какие законы составляют правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях №6 2 Экологические проблемы мегаполисов и их связь с безопасностью жизнедеятельности №17 2 Человеческий фактор – фактор риска в подсистеме "Человек - производственная среда", "Человек - машина" и "Человек - окружающая среда" №20 2 Влияние микотоксинов на иммунную систему животных и человека. 2 Экологические аспекты демографической ситуации в России 2 рефераты подготовка реферата на тему «Поражающие факторы оружия массового поражения» 4 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 4 «Аварийно - спасательные и другие неотложные работы» 4 «Дни Воинской славы России. Ордена и медали Росси и, СССР» 4 «Назначение вооруженных сил. Средства вооруженной борьбы» 4 «Важнейшие боевые традиции Вооруженных сил России. Порядок вручения, хранения и содержания Боевого Знамени воинской части» 4 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ Д ИСЦИПЛИНЫ ОП.08. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕ ЯТЕЛЬНОСТИ Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения Виды интерактивных методов обучения Введение Цели и задачи изучаемой дисциплины. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности 2 1 Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях Тема 1.1 Чрезвычайные ситуации мирного времени. Содержание учебного материала 1. Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций. 2. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. 3. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения. 4. Чрезвычайные ситуации социального происхождения. 5. Чрезвычайные ситуации, вызванные терроризмом 6. Зашита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайной ситуации. 10 2 Разрешение проблем , Обучающие игры , интерактивный метод , Кейс - метод , Игровые задания «Домино по ОБЖ» Выполнение электронного эссе № Безопасность жизнедеятельности как наука №24 2 Тема 1.2 Чрезвычайные ситуации военного времени. Содержание учебного материала 1. Характеристика ядерного оружия и действий населения в очаге ядерного поражения. 2. Особенности химического оружия. Действия населения в очаге химического поражения. 3. Биологическое оружие. Действия населения в очаге биологического поражения. 4. Зашита населения при радиоактивном и химическом заражении местности. 8 2 Разрешение проблем, Обучающие игры, интерактивный метод, Кейс - метод, Игровые задания «Домино по ОБЖ» Выполнение электронного эссе № К акие законы составляют правовую основу организации работ в 2 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения Виды интерактивных методов обучения чрезвычайных ситуациях №6 Раздел 2. Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени Тема 2.1. Гражданская оборона - важная составляющая национальной безопасности и обороноспособности страны Содержание учебного материала 1. Гражданская оборона как составляющий объект РСЧС 2. 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 3.Аварийно - спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. 2 2 Разрешение проблем, Обучающие игры, интерактивный метод, Кейс - метод, Игровые задания «Домино по ОБЖ» составление таблиц: построение схем по дисциплине БЖД 2 Самостоятельная работа Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 4 Самостоятельная работа «Аварийно - спасательные и другие неотложные работы» 4 Тема 2.2. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций. Содержание учебного материала 1. Понятие устойчивости работы объектов экономики. 2. Факторы, определяющие устойчивость работы объектов. 2 3 Разрешение проблем, Обучающие игры, интерактивный метод, Кейс - метод, Игровые задания «Домино по ОБЖ» Выполнение электронного эссе № Экологические проблемы мегаполисов и их связь с безопасностью жизнедеятельности №17 2 Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения Виды интерактивных методов обучения Самостоятельная работа обучающихся « Поражающие факторы оружия массового поражения » 4 Раздел 3. Основы военной службы Тема 3.1 В ооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны нашего государства Содержание учебного материала 1.Воинская обязанность в Российской Федерации 2.Правовые основы военной службы 3.Особенности военной службы 4.Государственные и воинские символы, традиции и ритуалы Вооруженных Сил. 5. «Сборка - разборка автомата Калашникова АК - 74» 32 2 Разрешение проблем, Обучающие игры, интерактивный метод, Кейс - метод, Игровые задания «Домино по ОБЖ» составление таблиц: построение схем по дисциплине БЖД 2 Самостоятельная работа : «Дни Воинской славы России. Ордена и медали России, СССР» Самостоятельная работа: «Назначение вооруженных сил. Средства вооруженной борьбы» Самостоятельная работа : построение схем : «Войска не входящие в рода и виды ВС РФ» Самостоятельная работа : «Важнейшие боевые традиции Вооруженных сил России. Порядок вручения, хранения и содержания Боевого Знамени воинской части» 14 Раздел 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Тема 4.1. Основы здорового образа жизни, медицинских знаний и Содержание учебного материала 1. Первая медицинская помощь пострадавшим в несчастных случаях на производстве и в чрезвычайных ситуациях 2. Общие правила и порядок оказания первой медицинской 6 2 Разрешение проблем, Обучающие игры, интерактивный Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения Виды интерактивных методов обучения оказание первой медицинской помощи помощи 3. Обеспечение здорового образа жизни. метод, Кейс - метод, Игровые задания «Домино по ОБЖ» составление таблиц: построение схем по дисциплине БЖД 2 Выполнение электронного эссе № Влияние микотоксинов на иммунную систему животных и человека. 2 Выполнение электронного эссе № Экологические аспекты демографической ситуации в России 2 Тема 4.2 . Опасные и вредные производственные факторы. Общие понятия Содержание учебного материала 1. Влияние на организм человека метеорологических условий 2. Защита от шума, ультра - н инфразвука, вибрации 3. Зашита от электромагнитных полей и лазерного излучения 6 2 Разрешение проблем, Обучающие игры, интерактивный метод, Кейс - метод, Игровые задания «Домино по ОБЖ» составление таблиц: построение схем по дисциплине БЖД 1 Выполнение электронного эссе № Человеческий фактор – фактор риска в подсистеме "Человек - производственная среда", "Человек - машина" и "Человек - окружающая среда" №20 2 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Всего: 113 Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). Наименование разделов и тем Содержа ние учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения Виды интерактивных методов обучения Тема 5 . Здоровье родителей, здоровье будущего ребенка, здоровье нации Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 1 1 Разрешение проблем, Обучающие игры, интерактивный метод, Кейс - метод, Игровые задания «Домино по ОБЖ» Репродуктивное здоровье женщины. Правила личной гигиены и здоровье человека. Влияние окружающей среды, вредных привычек 2 Женская половая система и ее функционирование. Ранние половые связи и их последствия для здоровья 2 Инфекции, передаваемые половым путем и их профилактика. 2 Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем. 2 Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. Демографическая безопасность государства 1 Всего: 10 15 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Требования к минимальному материально - техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия: - учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности» ; - открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий; - стрелкового тира (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы; Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - Аудиторная доска ; - Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) ; - Общевойсковой противогаз или противогаз ГП - 5 ; - Респиратор Р - 2 ; - войсковой прибор химической разведки (ВПХР; - Аптечка индивидуальная (АИ - 2) ; - ММГ со складывающимся прикладом автомат (АКС 74 - макет); - ММГ со стационарным пластмассовым прикладом автомат (АК - 74 - макет); - Тренажер ЭЛЕКТ - Электрик "ГОША"; - Знамя Военно - патриотического клуба «ВИТЯЗИ» (900*1300); - Видеопроектор ; - Компьютер; - Комплект плакатов по Гражданской обороне; - Комплект плакатов по Основам военной службы; 16 Технические средства обучения : - персональный компьютер с программным обеспечением, - принтер, сканер, мультимедиа проектор , - экран переносной, - комплект учебно - методической документации на электронных носителях. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории : - Стенд « Первая медицинская помощь» - Стенд «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях» - Стенд «Воинские звания и знаки различия» - Стенд «Военная форма одежды» - Стенд «Правовые основы военной службы» - Стенд «Великие российские полководцы» 4.2 Информационное обеспечение обучения КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Учебная дисциплина: ОП. 17 . Безопасность жизнедеятельности Форма обучения: П(Ц)К общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей специальностей 21.02.01 , очная: _ 2 ,3 _ курс 4,5 семестр Специальность 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений заочная: __ курс ___ семестр 1. Фактическая обеспеченность дисциплины учебной и учебно - методической литературой Учебная, учебно - методическ ая литература по рабочей программе Название учебной и учебно - методической литературы, автор, издательство Год издан ия Вид изда - ния Вид заня - тий Кол - во экзем пляр ов в БИК Контингент обучающих ся, использующ их указанную литературу Обеспече нность обучающ ихся литерату рой, % Место хранени я Наличие эл. варианта в электронн о - библиотеч ной системе ТюмГНГУ Основная Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – 2 - е изд. – Москва, Просвещение, 2010. – 304с.: ил. 2010 У Л, С 25 25 100 Библиот ека филиала + Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс: учебник / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – 3 - е изд. – Москва, Просвещение, 2012. – 296с.: ил. 2012 У Л, С 25 25 100 Библиот ека филиала + 18 Учебная, учебно - методическ ая литература по рабочей программе Название учебной и учебно - методической литературы, автор, издательство Год издан ия Вид изда - ния Вид заня - тий Кол - во экзем пляр ов в БИК Контингент обучающих ся, использующ их указанную литературу Обеспече нность обучающ ихся литерату рой, % Место хранени я Наличие эл. варианта в электронн о - библиотеч ной системе ТюмГНГУ Медведев В.Т. и др. Охрана труда и промышленная экология: учебное пособие /В.Т. Медведев. – 4 - е изд., стер. – Москва: ИЦ «Академия», 2012. – 416с. 2012 У Л, С 25 25 100 Библиот ека филиала Девисилов В.А. Охрана труда: учебник /В.А. Девисилов. – 5 - е изд., перераб. и доп. – Москва: ФОРУМ, 2010. - 512с. 2010 У Л, С 25 25 100 Библиот ека филиала Косолапова, Н. В. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для сред. проф. образования / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – 9 - е изд., стер. - Москва : ИЦ «Академия», 2014. – 336 с. 2014 У Л, С 25 25 100 Библиот ека филиала Дополните льная Безопасность жизнедеятельности Автор: Андрианов Н.В. Издательство: Нижний Новгород Год: 2009 2009 ЭМУ Л, С 25 250 1 БИК, кафедра РЯиКР + Методические указания к решению задач по курс у БЖД Автор: Ротфельд М.В., Елин А.М. Издательство: ГОУВПО "МГТУ им. А.Н. Косыгина" Год: 2010 2010 ЭМУ Л, С 25 250 1 БИК, кафедра РЯиКР + 19 2. План обеспечения и обновления учебной и учебно - методической литературы Учебная литература по рабочей программе Название учебной и учебно - методической литературы Вид занятий Вид издания Способ обновления учебных изданий Год издания Основная Учебник серии «Основы наук»/ С. В. Белов. — 2 - е изд., испр. и доп. — М.: Изд - во Юрайт, 2011. — 680 с. — ил. ISBN 978 - 5 - 9916 - 0945 - 6, ч/б, dpi300, навигатор. Л, ПР У заявка в БИК 2011 Безопасность жизнедеятельности Сапронов Ю.Г. Издательство: Академия Год: 2012 Стр: 336 ISBN: 978 - 5 - 7695 - 8161 - 8 Л, ПР У заявка в БИК 2012 Учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. - М. : ИЦ "Академия", 2013. - 144 с. Л, ПР У заявка в БИК 2013 Дополнительн ая Безопасность жизнедеятельности: практикум / Ю.В. Бородин, М.В. Василевский, А.Г. Дашковский, О.Б. Назаренко, Ю.Ф. Свиридов, Н.А. Чулков, Ю.М. Федорчук. — Томск: Изд - во Томского политехнического университета, 2009. — 101 с . ПР МУ ресурсы кафедры 2019 Безопасность жизнедеятельности, Лабораторный практикум, Монахов А.Ф., Макаров А.К., Королёв И.В. М.: Изд - во МЭИ, 2009. – 184 с. . ПР МУ ресурсы кафедры 2009 Практикум по безопасности жизнедеятельности, Фролов А.В., 2009. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 490 с. ПР МУ ресурсы кафедры 2009 20 Учебная литература по рабочей программе Название учебной и учебно - методической литературы Вид занятий Вид издания Способ обновления учебных изданий Год издания Методические указания для обучающихся по изучению дисциплины ОП.08. Безопасность жизнедеятельности ПР Мб ресурсы П(ж)К 2015 Методические указания для обучающихся по подготовке к лабораторным работам и практическим занятиям по дисциплине ОП.08. Безопасность жизнедеятельности ПР Мб ресурсы П(ж)К 2015 Методические указания для обучающихся по самостоятельной работе по дисциплине ОП.08. Безопасность жизнедеятельности ПР Мб ресурсы П(ж)К 2015 Методические указания для обучающихся по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине ОП.08. Безопасность жизнедеятельности ПР Мб ресурсы П(ж)К 2015 Председатель П(Ц)К ______________ И.О. Фамилия «_____» ______________ 20__ г. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, курсовой работы, исследований в виде реф ератов. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Умения: Экспертное оценивание в форме: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; Разработка алгоритма действия при ЧС Поиск и выбор защитных сооружений от ЧС Показ действий по эвакуации при ЧС предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; Разработка профилактических мер для снижения уровня опасностей различного вида. Планирование аварийно - спасательных работ при ликвидации последствий ЧС использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оруж ия массового поражения; Проверка выполнения норматива по РХБЗ, подготовки средств коллективной защиты к эксплуатации. применять первичные средства пожаротушения; Анализ результатов подбора средств пожаротушения в соответствии с видом пожара. Показ выполнения упражнения по тушению условного пожара. ориентироваться в перечне военно - учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; Поиск и выбор военно - учётных специальностей родственных полученной в институте специальности применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; Подготавливать решение действий по вводным задачам, касающихся полученных профессиональных знаний. владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и Построение бесконфликтного общения в учебной группе Отслеживание острых ситуаций при 22 экстремальных условиях военной службы; общении со студент ами в группе, преподавателями, родителями. Прогнозирование своего поведения в экстремальных условиях. оказывать первую помощь пострадавшим; Показ алгоритма действия при определении состояния пострадавшего. Выполнение приёмов само и взаимопомощи при травмах, кровотечениях и переломах. Знания: Экспертное оценивание в форме: принципов обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; Мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; Систематизирование и изложение полученных знаний. основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; Анализ опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и в быту. Соблюдение требований безопасности в профессиональной деятельности. Приведение примеров снижения вероятностей потенциальных опасностей. основы военной службы и обороны государства; Т естировани е ; Перечисление обязанностей граждан РФ, связанных с обороной государства. Установление различий меж ду мобилизацией, военным положением и военным временем задачи и основные мероприятия гражданской обороны; Перечисление задач войск ГО и центров МЧС. Классифицирование задач МЧС по степеням боевой готовности. способы защиты населения от оружия массового поражения; Описание способов защиты населения от ОМП. меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; Изложение профилактических мер по противопожарной безопасности и сообщения правил эвакуации при 23 пожарах. организацию и порядок п ризыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; Изложение определения воинского учёта. Перечисление обязанностей граждан по воинскому учёту. Перечисление категорий годности к военной службе Изложение порядка призыва на военную службу и представления отсрочек. Перечисление основных условий прохождения службы по контракту. основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно - учет ные специальности, родственные специальностям СПО; Систематизация структуры ВС РФ. Изложение структуры, вооружения и техники МСБ на БТР и БМП до отделения включительно. область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей воен ной службы; Обоснование необходимости полученных профессиональных знаний при прохождении службы в должности связиста. порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Описание перечня мероприятий при оказании ПМП пострадавшему. Подробное изложение алгоритма действий при проведении экстренной реанимации, остановки кровотечений, проведении прекардиального удара. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные общие и профессиональные Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Демонстрация интереса к будущей профессии - экспертная оценка решения ситуационных задач; - наблюдение и экспертная оценка на теоретических, практических и 24 Результаты (освоенные общие и профессиональные Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки лабораторных занятиях, в процессе освоения учебной программы; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Выбор и применение методов и способов решения профессио - нальных задач в области документирования и оформления хозяйственных операций Оценка эффективности и качества выполнения задач - экспертная оценка решения ситуационных задач; - наблюдение и экспертная оценка на теоретических, практических и лабора торных занятиях, в процессе освоения учебной программы; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области документирования и оформления хозя йствен - ных операций . - экспертная оценка решения ситуационных задач; - наблюдение и экспертная оценка на теоретических, практических и лабораторных занятиях, в процессе освоения учебной программы; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Эффективный поиск необходимой информации Использование различных источников, в том числе электрон ных . - экспертная оценка решения ситуационных задач; - наблюдение и экспертная оценка на теоретических, практических и лабораторных занятиях, в процессе освоения учебной программы; ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиона льной деятельности. Работа на компьютерах, Эффективное использование профессионального программного обеспечения . для совершенствования профессиональной деятельности - экспертная оценка решения ситуационных задач; - наблюдение и экспертная оценка на теоретических, практических и лабораторных занятиях, в процессе освоения 25 Результаты (освоенные общие и профессиональные Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки учебной программы; ОК 6. Работать в коллективе и команде, э ффективно общаться с коллегами, руководством , потребителями. Проявлять навыки межличностного общения. Уметь слушать собеседников. Проявлять умение работать в команде на общий результат. Проявлять справедливость, доброжелательность. Вдохновлять всех членов команды вносить полезный вклад в работу. Организовывать работу малой группы. Определять, какая поддержка требуется членам команды, и Оказывать такую поддержку. - экспертная оценка решения ситуационных задач; - наблюдение и экспертная оценка на теоретических, практических и лабораторных занятиях, в процессе освоения учебной програм мы; ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Самоанализ и коррекция результатов собственной работы - проявление ответственности за работу членов команды, результат выполнения заданий. - эксп ертная оценка решения ситуационных задач; - наблюдение и экспертная оценка на теоретических, практических и лабораторных занятиях, в процессе освоения учебной программы; ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, зани маться самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - Самостоятельное, систематическое, осознанное планирование самообразования, саморазвития, профессионального самосовершенствования, и повышения квалификации в соответствии с современными требованиями и на основе анализа собственной деятельности. - Обоснованный выбор - экспертная оценка решения ситуационных задач; - наблюдение и экспертная оценка на теоретических, практических и лабораторных занятия х, в процессе освоения учебной программы; 26 Результаты (освоенные общие и профессиональные Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки методов и способов личностного развития. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности; - применение инновационных методов при выполнени и производственных операций. - экспертная оценка решения ситуационных задач; - наблюдение и экспертная оценка на теоретических, практических и лабораторных занятиях, в процессе освоения учебной программы ; ПК 1.1. Контролировать и соблюдать основные показатели разработки месторождений. знание: нормативной и правовой документации по основам безопасности и жизнедеятельности, по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, по организации безопасных условий труда; - знание безопасности жиз недеятельности при Ч.С техногенного характера Текущий контроль: устный и письменный опрос; решение ситуационных задач; оценка участия в ролевых (деловых) играх и тренингах; практические занятия; тестирование по темам МДК; ПК 1.2. Контролировать и поддерживать оптимальные режимы разработки и эксплуатации скважин. - знание безопасности при Ч.С техногенного характера ПК 1.3. Предотвращать и ликвидировать последствия аварийных ситуаций на нефтяных и газовых месторождениях. - знание предотвращения последствий аварийных ситуаций техногенного характера на нефтяных и газовых месторождениях; - знание оказания медицинской помощи при ликвидации последствий при Ч.С 27 Результаты (освоенные общие и профессиональные Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки ПК 1.4. Проводить диагностику, текущий и капитальный ремонт скважин. - умение проводить профилактические мероприятия по предупреждению Ч.С техногенного характера Текущий контроль: устный и письменный опрос; решение ситуационных задач; оценка участия в ролевых (деловых) играх и тренингах; практические занятия; тестирование по темам МДК; Текущий контроль: устный и письменный опрос; решение ситуационных задач; оценка участия в ролевых (деловых) играх и тренингах; практические занятия; ПК 1.5. Принимать меры по охране окружающей среды и недр. - знание и применение методов и средс тв контроля экологического состояния окружающей среды ПК 2.1. Выполнять основные технологические расчеты по выбору наземного и скважинного оборудования. – разрабатывать экономически обоснованные мероприятия по защите от пожаров людей и имущества, определять капитальные затраты и текущие расходы на обеспечение пожарной безопасности; ПК 2.2. Производить техническое обслуживание нефтегазопромыслового оборудования. - соблюдение мер безопасности при проведение диагностики, текущего и капитального ремонта скважин ПК 2.3 Осуществлять контроль за работой наземного и скважинного оборудования на стадии эксплуатации. - предотвращение и ликвидация последствий аварийных ситуаций на нефтяных и газовых месторождениях; ПК 2.4. Осуществлять текущий и плановый ремонт нефтегазопромыслового оборудования. Соблюдение правил безопасности при - проведение диагностики, текущего и капитального ремонта скважин ПК 2.5. Оформлять технологическую и техническую - использование средств автоматизации технологических 28 Результаты (освоенные общие и профессиональные Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки документацию по эксплуатации нефтегазопро мыслового оборудования. процессов добычи нефти и газа; - подготовка скважины к эксплуатации; - устанавливать технологический режим работы скважины и вести за ним контроль; - способы добычи нефти тестирование по темам МДК; Текущий контроль: устный и письменный опрос; решение ситуационных задач; оценка участия в ролевых (деловых) играх и тренингах; п рактические занятия; тестирование по темам МДК; ПК 3.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование и организацию производственных работ на нефтяных и газовых месторождениях. - знание факторов определяющих устойчивость работы объектов ПК 3.2. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на нефтяных и газовых месторождениях. - знание правовых, организационных и экономических основ по обеспечению безопасности жизнедеятельности ПК 3.3. Контролировать выполнение производственных работ по добыче нефти и газа, сбору и транспорту скважинной продукции. - умение проводить проверку и обучение по охране труда руководителей, специалистов и работников. 29 Приложение 3 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (по учебной дисциплине) 1. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (для разработки программы профессионального модуля) 2. Активное участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии, достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений. 3. Ан ализ информации, полученной в ходе проведения бесед. 4. Анализ материалов приемной комиссии. 5. Анализ отзывов с мест прохождения практики; 6. Анализ полноты, качества, достоверности, логичности изложения найденной информации. 7. Анализ реакции обучающегося на зам ечания и предложения педагогов 8. Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы 9. Анализ результатов практических работ. 10. Ведомость успеваемости (итоговая, текущая) 11. Входной контроль: тестирование 12. Выполнение исследовательской творческой работы. 13. Выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы, курсовой работы (проекта); 14. Зачеты по производственной практике 15. Зачеты по учебной и производственной практике, по разделу профессионального модуля. 16. Защита выпускной письменной экзаменационной работы 17. Защиты отчётов по практическим занятиям, тестирования, контрольных работ по темам МДК, проверочных работ по учебной практике, 18. Изготовление полезной продукции по заказам предприятий, интерпретация резуль татов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения модуля 19. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы 20. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в пр оцессе освоения программы профессионального модуля. 21. Итоговая аттестация: 22. Итоговый контроль в форме: итоговой государственной аттестации 23. Итоговый контроль по разделу: зачет по учебной практике; контрольная работа по разделу модуля. 24. Комплексный экзамен по модулю (выпускная практическая квалификационная работа) 25. Контроль своевременности сдачи практических заданий, отчетов. 26. Наблюдение во время практических занятий. Сравнительная оценка результатов с требованиями нормативных документов и инструкций 30 27. Наблюдение за деятельностью и поведением обучающегося в ходе освоения образовательной программы. 28. Наблюдение за организацией рабочего места в процессе деятельности. 29. Наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик. 30. Наблюдение и экспертная оценка за активное участие в поиске необходимой информации. Тест. Реферат. Доклад. 31. Наблюдение и экспертная оценка коммуникабельности. 32. Наблюдение и экспертная оценка планов, конспектов мероприятий. 33. На блюдение и экспертная оценка эффективности и правильности выбора информации для выполнения профессиональных задач в области подготовки аппаратных частей средств вычислительной техники и оргтехники к сборке и разборке в процессе учебной и производственной практик. 34. Наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях, в процессе учебной и производственной практик. 35. Наблюдение при выполнении практических занятий. 36. Наличие при писного свидетельства. 37. Отзывы с мест прохождения производственной практики. 38. Письменный экзамен 39. Положительные отзывы по итогам учебной и производственной практики 40. Практические занятия 41. Промежуточная аттестация. 42. Протокол результатов профессиональных кон курсов; 43. Распорядительные документы. 44. Рубежный контроль: контрольные работы по темам МДК. 45. Сведения военкомата. 46. Сопроводительные документы. 47. Текущий контроль в форме: защиты практических занятий; контрольных работ по темам МДК. 48. Текущий контроль в форме: защиты практических и лабораторных занятий; 49. Текущий контроль: устный и письменный опрос; решение ситуационных задач; оценка участия в ролевых (деловых) играх и тренингах; тестирование по темам МДК; контрольные работы по темам МДК; выполнение рефератов, докладов; участие в исследовательской, творческой работе; оценка выполнения заданий для самостоятельной работы; отчеты по практическим работам. 50. Тестирование. 51. Текущий контроль в форме: контрольных работ по темам МДК; зачетов по производственной практик е и каждому из разделов профессионального модуля; защиты письменной экзаменационной работы; комплексному экзамену по профессиональному модулю. 52. Устный экзамен 31 53. Участие в профессиональных конкурсах мастерства. 54. Экспертиза портфолио личных достижений учащего ся, интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения модуля 55. Экспертная оценка практических работ 56. Экспертная оценка результатов деятельности об у чающихся в процессе освоения образовательной программы : на практических занятиях (при решении ситуационных задач ,при участии в деловых играх : при подготовке и участии в семинарах , при подготовке рефератов , докладов и т.д.), при выполнении работ на различных этапах производственной практики, при проведении: контрольных работ , зачетов , экзаменов по междисциплинарным курсам , экзамена (квалификационного по модулю) 57. Экспертная оценка на выпускных практических квалификационных работах 58. Экспертная оценка деятельности обучающихся в рамках учебной и производстве нной практик. 59. Экспертная оценка защиты практических и лабораторных работ. 60. Экспертная оценка компьютерного тестирования обучающихся. 61. Экспертная оценка лабораторных работ 62. Экспертная оценка на практическом занятии 63. Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы: на практических занятиях (при выполнении и защите практических работ) , при решении ситуационных задач ,при участии в деловых играх, при подготовке и участии в семинарах, при подгот овке эссе , рефератов , докладов , презентаций; при выполнении работ на различных этапах производственной практики при анализе структуры управления и предложений по ее улучшению , при анализе процесса коммуникации , существующего на предприятии разработке предложений по его изменению . 64. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы :на практических занятиях (при выполнении и защите практических работ) , при решении ситуационных задач , при участии в деловых играх , при подготовке рефератов , докладов ; при выполнении работ на различных этапах производственной практики ;при проведении зачетов , квалификационного экзамена по модулю. 65. Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе осв оения образовательной программы :на практических занятиях при выполнении и защите практических работ , при решении ситуационных задач , при участии в деловых играх ,при подготовке рефератов , докладов , при составлении тестов и кроссвордов , при подготов ке презентаций ;при выполнении работ на различных этапах производственной практики анализ схемы делегирования полномочий и качества выполнения делегированных функций , порядок отчетности по выполняемым функциям , разработка управленческого решения , требую щего коллективного генерирования 32 идей; 66. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: на практических занятиях; при выполнении работ на различных этапах производственной практики; при проведении: заче тов, экзаменов по междисциплинарным курсам, экзамена (квалификационного) по модулю 67. Экспертная оценка решения ситуационных задач. 68. Экспертная оценка сообщений, презентаций, рефератов. 69. Экспертная оценка установленного оборудования и операционной системы. 70. Экспертное наблюдение и оценка в ходе конкурсов профессионального мастерства, выставок технического творчества, олимпиад, научно - практических конференций 71. Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения профессионального модуля . 72. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике 73. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик 74. Экспе ртное наблюдение и оценка при выполнении работ в процессе освоения профессионального модуля 75. Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике 33 Приложение 4 Интерактивные методы в теоретическом обучении (лекции) - Интерактивная (проблемная) лекция - Мини - лекция - Интервью - Обратная связь - Лекция с заранее объявленными ошибками Интерактивные методы на практических занятиях (семинарах) - Разминка - Дискуссия - Метод «Мозгового штурма» - Кейс - метод (разбор конкретных производственных ситуаций) - Коллективные решения творческих задач - Деловая игра - Круглый стол - Коллоквиум - Методика «Дерево решений» - Анализ конкретных ситуаций (кейс - метод) - Тренинг Интерактивные методы в лабораторном практикуме - Анализ конкретных ситуаций (кейс - метод) - Работа в малых группах - Моделирование производственных процессов и ситуаций - Ролевая игра - Тренинг Интерактивные методы в самостоятельной работе - Разработка проекта - Обучение в парах (спарринг - партнерство) Дополнения и изменения к рабочей учебной программе по дисциплине ________________________________________________________ на 2015/ 2016 учебный год В рабочую учебную программу вносятся следующие дополнения (изменения): Изменений и дополнений на 2015 - 2016 учебный год не внес ено ____________________________________ __________________________ ____________________________________________________ ________________ ____________________________________________________ ________________ ___________________________________________________ _________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Дополнения (изменения) в рабочую учебную программу рассмотрены и одобрены на заседании П(Ц)К ОГСЭ . Протокол от « » ________ 201_г. № _ Председа тель П(Ц)К ОП и ПМ ___________ Р.Г.Валиуллина 35 Дополнения и изменения к рабочей учебной программе по дисциплине ________________________________________________________ на 2015/ 2016 учебный год В рабочую учебную программу вносятся следующие дополнения (изменения): Изменений и дополнений на 2015 - 2016 учебный год________ ________________________________ не внесено ________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Дополнения (изменения) в рабочую учебную программу рассмотрены и одобрены на заседан ии П(Ц)К ОГСЭ. Протокол от « » ______ 201 г. № __ Председатель П(Ц)К ОП и ПМ ___________ Р.Г.Валиуллина