Урок по литературному чтению на тему Л. Н. Толстой Лев и собачка. (3 класс)


Урок по литературному чтению. 3класс. Школа России.
Тема урока:
Характер героя, его портрет, поступок.
Л.Н. Толстой "Лев и собачка".
Цели деятельности учителя:
-способствовать формированию умений отличать жанры литературы, понимать особенности жанра «быль», анализировать произведение;
обеспечение условий для привлечения внимания детей к биографии писателя, понимания его мыслей и чувств, заложенных в произведении, раскрытия трагедийного смысла были «Лев и собачка», раскрытия жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки; способствовать воспитанию чувства любви и доброты к братьям нашим меньшим.
Планируемые результаты
Предметные:
различают жанры литературы, понимают особенности жанра «быль», анализируют произведение; раскрывают трагедийный смысл были «Лев и собачка», воспринимают мысли и чувства автора, заложенные в произведении; умеют осмысленно и выразительно читать произведение «Лев и собачка».
Личностные:
проявляют интерес к новому учебному материалу, ориентируются в нравственном содержании поступков, различают этические чувства, умеют передавать свое эмоциональное отношение к произведению.
Метапредметные УУД:
познавательные:
понимают информацию в выразительных средствах произведения, на первоначальном уровне анализируют произведение; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;
коммуникативные:
адекватно воспринимают содержание высказываний собеседников; высказывают оценочные суждения, рассуждения, доказывают свою позицию;
регулятивные:
выполняют учебные действия в устной речи и оценивают их.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, подборка слайдов по теме урока, выставка книг Л.Н.Толстого, аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого "Лев и собачка", видеозапись «Парусник в море».
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
- Назовите имя, отчество и фамилию этого писателя.
(Слайд № 1)
Дети: Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!
- Как называется произведение, над которым вы работали дома?
- Назовите подзаголовок этого произведения. (Это быль)
- Как вы понимаете это слово?
(1. То, что было в прошлом. 2. Рассказ о действительном происшествии.)
- Кто главный герой этого рассказа?
- Почему рассказ называется «Прыжок»?
- Почему автор выбрал для рассказа именно этот эпизод долгого плавания?
- Чтобы вы яснее почувствовали, как нелегко долгое время находиться в кругосветном плавании, давайте несколько мгновений побудем на этом паруснике.
СЛАЙД № 2(Видеозапись. На морских волнах качается парусник. Слышны шум моря, скрип мачты, шорох парусов.)
- Когда вам первые стало страшно за мальчика?
Расскажите или прочитайте пересказ этого отрывка?
- Когда вам стало ещё страшнее?
- Перескажите ту часть текста, героем которой является капитан.
- Как вы считаете, надо ли было целиться в мальчика и кричать: «Застрелю!»?
Разве недостаточно было просто крикнуть: «Прыгай в воду!»?
- Давайте выделим качества, которыми должен обладать капитан.
( Мужественным, смелым, предусмотрительным, заботливым, ответственным, в совершенстве знающим морское дело и т.п.)
- Скажите, чему учит нас этот рассказ?
Физ.пауза
2. Актуализация знаний учащихся.
Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством писателя.
В ходе нашей беседы постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?
А. Кто это? ( отгадывание загадки)
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака)
(Собака – иллюстрация на слайде № 3)
- Что вы можете рассказать о собаке?
(Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
Б.- Посмотрите, кто это?
(Лев - иллюстрация на слайде № 4)
-Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
-Выступление 2-х учеников с сообщением о льве.
-Да, ребята, страх и сильное смятение овладевают всеми, когда они видят это животное и слышат его могучее рычание.
- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)
- Кто догадался, как называется новое для нас произведение Л.Н. Толстого? (Лев и собачка Л.Н. Толстой)
Опишите, каким представляете льва
- Лев – он какой? (сильный, смелый, беспощадный…)
- Собачка? (маленькая, беззащитная, слабая….)
-Как вы думаете, какова цель нашего урока?
-Цель нашего урока – раскрытия жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки
3. Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».
А)Первичное восприятие текста.
- Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее, Лев Николаевич не остался равнодушен, и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».
СЛАЙД № 5. Карта Англии.
Сядьте поудобнее, откройте стр. слушайте и следите эту историю
по учебнику, помечая карандашом непонятные слова.
В) Слушание рассказа СЛАЙД №6 (Аудиозапись)
Г) Беседа по содержанию.
Какое чувство возникло у вас? (Печаль, грусть, тревога.)
Я думаю, что вы очень внимательно слушали эту историю.
Ответьте мне, о чем эта быль?
(О любви и привязанности животных друг к другу)
- Назовите главных героев. (Лев и собачка).
- Где происходит действие? (в зверинце)
- Какой эпизод показался вам самым напряженным?
- Что вы чувствовали?
4.Словарная работа.
- Перед прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
Если не будет орфографических словарей. (Слайд № 7)
-Смысл, каких слов вам был не понятен?
Обратите внимание, эти трудные для вашего понимания слова расположены на слайде в следующем порядке.
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
Чтение детьми были « цепочкой» (по абзацу).
г) Беседа по содержанию в целом. Выборочное чтение. Анализ произведения.
- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец?
(За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
- В чем выражалась жестокость людей по отношению к животным в данном произведении?
(Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
Выборочное чтение. 1) Найдите отрывок, где собачка ласково и хитро приветствует льва. 2) Найдите тот отрывок, где говориться о том, как жили лев и собачка. 3) Найдите отрывок к иллюстрации в книге. 4) Прочитайте отрывок о переживании льва смерти собачки. 
5.Предлагаю поработать по рядам. СЛАЙД №8
1ряд-художники. Какие картины можно нарисовать по этому рассказу? Какие использовать краски?
2ряд-музыканты. Какая музыка может сопровождать действия?
3ряд-литераторы. Подберите пословицы, которые передают основную мысль.
Без друга в жизни туго. (напечатать)
Верному другу цены нет.
Не мил свет, когда друга нет.
Не будь сыт куском, будь сыт другом.
Любовь сильнее страха.
ПРОВЕРКА работы по рядам.
6.Заключительная беседа.
-Прочитайте про себя последние два предложения.
Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).
-Какой конец в этой истории? (печальный)
Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое мнение).
- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?
- Какой урок преподал нам лев?
(Урок доброты, верности, преданности.)
- Скажите, пожалуйста, как могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу.
- Вы слышите его?
-Всегда ли вы можете заметить боль, радость, как людей, так и животных?
-Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.
ВРУЧЕНИЕ СЕРДЕЦ ДОБРОТЫ.
7. Итог урока: рефлексия.
- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
- Чем особенно вам запомнился этот рассказ?
- Что особо поразило вас?
- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)
- С каким чувством вы уходите с урока?
8.Задание на дом: Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Ваши творческие работы будут соответственно оценены.

Акварель художника Петра Соколова. 1836 год.










Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
1 ряд- литераторы.
Подберите пословицы, которые передают основную мысль.
2 ряд- музыканты.
Какая музыка может сопровождать действия?
3 ряд- художники.
Какие картины можно нарисовать по этому рассказу?
Какие бы краски вы использовали ?