Разработка урока литературного чтения во 2 классе Л. Толстой Котенок


Тема. Л.Н.Толстой « Котенок».
Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мьшление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
а) - С творчеством какого писателя мы знакомимся на уроках чтения?( с творчеством Л.Н.Толстого)
- Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого. Продолжите предложения.
Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.
Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы
Писатель написал для детей учебник….. «Азбука»
Толстой учил … детей
Он сочинял … для детей ……………
- К каким рассказам подходят эти пословицы
“Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”
Грамоте учиться – всегда пригодится.
б) Организация работы в парах
— Возьмите конверт с цветными полосками.
(На цветных полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «У страха глаза велики»)
— Найдите среди четырёх полосок лишнюю. Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».
-Обоснуйте свой ответ.
III. Изучение нового материала.
1.Речевая разминка.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л.Н.Толстого «Котенок»
- Начнём с речевой разминки . - Для чего нужна речевая разминка? (Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать)
ол – ил – ул – ал
Белый кот клубок катал.
ил –ул –ал –олОн загнал его под стол,
ал – ол – ил – улА затем загнал под стул.
ел – ил – ёл – ял
Долго кот клубок катал,
ил – ел – юл — улПотянулся и уснул.
2. Работа над лексическим значением слов
Работа в парах по карточкам.
Учащиеся получают карточку.
- Объясните значение слов из рассказа «Котёнок».
Соедините линиями слово и его значение.
Амбар стебли пшеницы, ржи после обмолота.
Солома травянистое дикорастущее с кислым вкусом.
Щавель очень быстро
Подле около
Что было духу строение для хранения зерна, муки.
3. Поэтапное чтение рассказа.
Чтение 1 части.
Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети
искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А
Катя стояла внизу и всё спрашивала:
- Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:
- Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)
- Когда происходило событие? (весной)
- Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?
- Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?
Чтение 2 части.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где
вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.
Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли сним.
- Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.
- Что они делали с котёнком?
- Что произошло с другими котятами?
- Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут
развиваться события?
Чтение 3 части.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались нанего. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
- Назад, назад!
- Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит радовались? (любовались)
- Почему же котёнок остался один?
- Когда ребята вспомнили о котёнке?
- В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)
Можете вы предположить, что случится?
Чтение 4 части.
И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят
схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину
и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася
что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки
хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал
его с собой в поле.
- Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?
- Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.
- Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)
- Как поступил Вася?
- Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своегокотёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, внашем случае как раз это и видно).
IV. Работа с текстом после чтения.
1. Беседа о прочитанном.
- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?
Это рассказ-быль, быль – о том, что произошло на самом деле.
- Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)
- Кто является главным героем? (дети)
- Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?
- Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?
- Вам понравился рассказ?
Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустястолько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужново все времена …)
V. Закрепление изученного материала
1.Работа над выразительностью речи.
- Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?
( радостно)
- Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково)
2. Составление характеристики героя.
- Итак, мы поговорили о событиях рассказа – это внешний сюжет. Но в рассказе есть и другой сюжет- внутренний – это мир чувств. Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.
- Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?
- А когда нашли?
- Как они отнеслись к котенку, которого оставили себе?
- Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котенка и двух собак около него?
- Правильно ли поступила Катя? Поставьте себя на ее место.
- Можно ли осуждать Катю, что она убежала?
- Как вы думаете, что пережил Вася?
- А кто виноват, что котенок попал в беду?
- Какие черты характера проявились в поступке мальчика?
(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)
- Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?
3.Работа в парах.
На карточках слова: решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, ответственность, желание защитить беспомощного.- Выберите слова, которые характеризуют Васю.
Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения. Он настоящий герой.
4. Работа в группах.
- Сейчас вы будете работать в группах, чтобы восстановить последовательность событий.
Проверка выполнения работы.
План рассказа
1. Кошка пропала.
2. Нашлась, да не одна, а с котятами!
3. На прогулке с котенком.
4. Чуть не случилась беда!
- Этот план нам поможет разделить текст на 4 части. С какой целью мы выполняли это задание?
5. Работа с иллюстрацией.
- Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?
- Найдите это место в тексте и прочитайте.
- В какой последовательности происходят события в рассказе? Расположите картинки в нужном порядке.
6. Деление текста на части, подготовка к пересказу.
- Определите главную мысль каждой части.
VI. Итог урока.
- Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л.Н.Толстого.
( «Жизнь дана на добрые дела» )- Как вы понимаете смысл пословицы?
VII. Рефлексия.
На сегодняшнем уроке я узнал…
Этот рассказ учит меня…
После урока мне захотелось…
VIII.Домашнее задание
Подготовить рассказ о своём любимце или пересказ текста.