МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Л.Н.ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Л.Н.ТОЛСТОЙ «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ»
Калмыкова Е.Г.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №14»Зеленый шум»
Место проведения урока: кабинет с компьютером, проектором, экраном.
Тип урока: изучение нового материала.
Тема урока: Л.Н.Толстой «Отец и сыновья» (Басня)

Цели урока:
•Организовать знакомство с произведением Л.Н. Толстого, учить находить главную мысль в тексте. Формировать умение и навыки работы с текстом, умение различать жанры.
•Развивать логическое мышление, технику чтения и монологическо-диалогическую речь, развивать воображение.
•Воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям; любовь к культуре и традициям родного края.
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование:
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. Москва. «Вентана-Граф». 2001 г.; Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. Москва. «Вентана-Граф». 2001 г.;
- Портрет Л. Н. Толстого;
- Выставка книг Л.Н. Толстого;
- Таблицы с пословицами;
ИКТ: Мультимедийная презентация к уроку.
Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, в парах, коллективная, индивидуальная.
Оформление доски: Запись темы, эпиграфа, словарика терминов, домашнее задание.
Эпиграф:
Доброта побеждает всё, а сама непобедима.
(Л.Н.Толстой)
Словарик терминов: Басня, пословица, притча.
Ход урока
I.Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
II.Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Звучит музыка «Родительский дом»
Беседа:
- О чем эта песня? Кого вспоминали, когда слушали песню? (родителей, семью).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (формулирование целей урока учащимися)
Работа в парах.
Правильно, сегодня мы поговорим о семье. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о семье, о семейной жизни. Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья». (Последняя пословица «На что и клад коли в семье лад»)
Словарная работа:
- Все ли слова вам понятны в этой пословице?
(Лад – согласие)
Объяснить значение данных слов.
Какие басни подходят к теме «Семья» ?
1.Вместе – мы сила.
2.Нет друга – ищи, а нашел – береги
3.Врозь грузно, а вместе дружно.
4.Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
5.Своя семья – самые верные друзья.
6.Сердце матери лучше солнца греет.
7.Вся семья вместе, так и душа на месте.
8.На что и клад, коли в семье лад.
9.Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
10.Согласие крепче каменных стен.
11.Красив тот, кто красиво поступает
12.Дружно – не гузно, а один и у каши загинет.
13.Одна пчела не много меду натаскает.
14.Крепкую дружбу и водой не разольешь
15.Один в поле не воин.
16.Один и камень не сдвинешь, а вместе и гору поднимешь.
17.Добрый человек добру и учит.
18.Согласие крепче каменных стен.
19.Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
III.Изучение нового материала.
Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: что такое добро, а что – зло, где истина, а где ложь? Почему люди не все живут в мире и согласии? И как сделать так, чтобы все жили дружно?
И сегодня мы вместе с Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы при изучении произведения «Отец и сыновья».
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого.
- Что вы о нем уже знаете?
- Учащиеся нашего класса напомнят вам о жизни Л.Н. Толстого
(выступление подготовленных учащихся).
Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.
Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. И это неслучайно: в 2008 году мы отмечали 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, а в 2010году отмечается 100 – летие со дня смерти писателя.
Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравейных братьев. Её придумал старший – Николенька.
Как- то он объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравейными братьями. Николенька говорил, что тайну муравейных братьев он написал на зелёной палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага.
Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду. Но когда мальчику было три года - умерла его мать, а в девять он потерял отца. Воспитанием будущего писателя занялась тётушка.
Учился юноша в Тульской гимназии, потом в университете в городе Казани. Не окончив университета, поступил на военную службу. Три года он служил на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму: в то время там шла война.
Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем.
Писать он начал в двадцать два года и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание – литература.
В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже известным писателем. Здесь он создал почти все свои произведения.
Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. В летние месяцы целыми днями пропадал он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках.
Первичное чтение произведения «Отец и сыновья» учителем. Словарная работа (объяснить лексическое значение непонятных слов).
Работа над текстом.
- О чем это произведение? (о том, что надо всегда жить в мире и согласии).
- Над чем надо задуматься?
- Какому жизненному правилу вас учит произведение?
Вторичное чтение произведения. Учащиеся читают «эхом».
- К какому жанру относится это произведение? (Басня)
- Что такое басня? С этим понятием мы уже знакомились.
(Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.)- В литературе есть ещё один жанр, который имеет такие же признаки как и басня. Этот жанр называется притча.
На доске расположена карточка с определением:
ПРИТЧА – поучение в примерах. (В.И.Даль).
ПРИТЧА – так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. (Энциклопедический словарь юного литературоведа.)
- Ребята, чем отличается басня от притчи?
Физкульминутка.
IV. Первичное закрепление.
Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное»
- Какова мораль басни? В каких предложениях она заключена? Прочитайте.
- Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы вы повели себя в этой ситуации?
«Что нужно для счастья? – спрашивал Л.Толстой и сам же отвечал. – Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.
Каждый из вас написал сочинения о своей семье. Подойдите к доске и украсьте своим сочинением наше родовое дерево. Ведь солнце – это символ вечности, тепла и доброты. Пусть ваши семьи всегда согревают только теплые лучи солнца, пусть в них будет всегда согласие и любовь. (Отдельные учащиеся зачитывают свои сочинения).
V. Подведение итогов урока.
- С каким произведением познакомились?
- Чему научились на уроке?
Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
VI.Инструктаж по домашнему заданию.
Попробуй сочинить:
1. Напиши свою басню, название которой можешь заимствовать у Толстого.
2. Составь рассказ, который начинается или заканчивается одной из пословиц.
VII.Рефлексия.