Конспект урока литературного чтения по теме Л. Н. Толстой «Два брата» (философская сказка)

Урок литературного чтения по теме "Л.Н. Толстой «Два брата»"
(философская сказка)
Задачи
1. Образовательные:
-работать над приёмами понимания текста;
-работать над лексико-грамматическим строем языка;
-работать над формированием умений и навыков владения видами речевой деятельности: слушание, говорение.
2. Развивающие:
-развивать интерес к книге;
-развивать основные психические процессы.
3. Воспитывающие:
-создание комфортных условий на уроке;
-воспитывать любовь к книге;
-воспитывать самостоятельного читателя;
-воспитывать духовную и душевную потребность в чтении.
Цель: показать разность взглядов людей на смысл жизни и счастье.
Ход урока
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-установить тематические рамки;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности
Организационный момент
- Сегодня на уроке предстоит выполнить очень серьёзную работу. Мы с вами будем читать, думать и учиться выражать свои мысли по теме урока.
- Но сначала мы подготовимся к этой серьёзной и интересной работе.
2. Динамическая разминка
Упражнение «Фотоглаз»
- В течение некоторого времени посмотрите на тренажёр, а затем воспроизведите эти слова на листочках:
Зло, зачин, добро, концовка, помощник, кульминация.
- К какому литературному жанру можно отнести эти слова?
- Что сегодня на уроке мы будем читать? (Сказку)
«Закончи фразу»
- На доске начало фраз, ваша задача - закончить их.
Сказка - ложь, да в ней намёк,
Скоро сказка сказывается, да не
- Как можно назвать эти фразы?
- Что такое « пословица»?
- Попробуем собрать предложение - определение слова «пословица».
(Пословица- это краткое народное изречение с поучительным содержанием.)
- Это определение нам ещё понадобится.
3. Основная часть урока
Проверка домашнего задания.
Цели:
-необходимость проверки, обратная связь,
-создание возможности для учащихся корректировать свою работу,
-формировать навык самооценки и самоконтроля
- С творчеством, какого писателя начали знакомиться на прошлом уроке?
Биографические данные о писателе
Л. Н. Толстой - знаменитый писатель-классик (это писатель, произведения, которого имеют огромное неоценимое значение), который известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в 1828 году в богатой семье, получил отличное образование. Известен этот человек не только как писатель, но и как педагог. Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине в 1859 году Л. Н. Толстой открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» он начал писать в 1859 году, работая над ним около 20-ти лет, закончил в середине 70-х годов. Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о дурных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки. (Демонстрация этого учебника.)
Цели:
-организовать постановку цели урока;
-организовать составление совместного плана действий;
- определить средства;
2. Сообщение задачи урока
-уточнить следующий шаг учебной деятельности
- Вы уже сказали, что мы сегодня на уроке будем читать сказку. Да, действительно, мы познакомимся со сказкой Льва Николаевича Толстого «Два брата». Мы должны увидеть воспитательное значение этого произведения.
- Как вы думаете, о чём эта сказка, судя по названию? (Звучат предположения детей.)
- Прочтём сказку и узнаем, верны ли ваши предположения.
3. Чтение сказки про себя
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Похожи ли братья друг на друга по поведению, по своим взглядам?
- Чем же различны братья? Заполним сравнительную таблицу.
Старший Младший
Рассудительный Решительный
Практичный Отважный
Спокойный Смелый
Мужественный
Романтик
- Эта таблица помогает нам увидеть, насколько братья были разными.
- Если они разные, могли ли они одинаково думать, рассуждать, поступать?
4. Чтение вслух
Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
- Работая над этим произведением, мы должны будем ответить на следующий вопрос.
В чём заключается мудрость этой сказки?
Словарная работа по ходу чтения
-подле - ____________________около
-писано - ___________________написано
-меньшой - _________________младший
написано на смех - ___________ради шутки
пошёл странствовать - ________путешествовать
задерёт - ____________________разорвёт
помянуть - ___________________вспомнить
хошь - _______________________хочешь
не сули - _____________________не обещай
5. Анализ произведения
Цели:
-организация коллективной дискуссии (в том числе, и проблемной);
-подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией;
-формулирование основной идеи или концепта текста (совокупности главных смыслов).
- Для работы над произведением нам понадобятся ещё три слова: «довод», «мудрость», «кредо».
-Поясните значение этих слов (это слова, приводимые в доказательство чего-либо; это чьи - нибудь убеждения в чем – либо; это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт и глубокие знания ).
6. Скользящее чтение
Цели:
-организовать повторное чтение;
- проверить осмысление содержания,
- Какие пословицы вводит Л.Н. Толстой, чтобы выразить кредо каждого брата.
Младший
Искать большего счастья - малое потерять.
Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
Старший
Волков бояться в лес не ходить.
Под лежачий камень и вода не течет.

Какое же кредо у каждого брата? (Вновь идёт добавление сравнительной таблицы.)
Это человек, убеждённый в том,
что счастье заключается
в спокойной жизни.
Это человек убеждённый в том,
что счастье заключается
в странствиях и труде.

- Как помогают пословицы понять смысл сказки? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, обратимся к определению «Пословицы».
- Кого из братьев считаете счастливым вы? (Дети высказывают свои мнения.)
- Ваши мнения разделились.
- Как вы думаете, почему это произошло? (Потому что каждый из нас понимает смысл счастья по-своему.)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
4. Итог урока
- Пришла пора ответить на главный вопрос урока.
В чём заключается мудрость этой сказки?
(Вновь звучат предположения детей.)
- Лев Николаевич Толстой очень просто и понятно говорит в этой сказке о серьёзных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому, что по-разному люди понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье! А еще он сказал: «Счастье всего человечества не стоит слезы одного обиженного ребенка».
Домашнее задание
Счастье!.. Представьте себе, что это живое существо, попробуйте нарисовать его дома.