Стендовый урок по литературному чтению по теме Л.Н.Толстой Прыжок


Стендовый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: Л.Н.Толстой «Прыжок»
Учитель МАОУ Борковской СОШ
Янина Л.В.
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 2. Представляю вашему вниманию урок, который был проведен в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Авторы учебника: Л.А Ефросинина и М.И.Оморокова», (УМК «Школа 21 века»). Тип урока - комбинированный.
Слайд 3.Цели, которые были поставлены мною перед проведением урока:
Создать условия для ознакомления с рассказом - былью Л.Н. Толстого “Прыжок”; способствовать развитию эмоционально – эстетического восприятия произведения, формированию творческих способностей, обогащению словарного запаса и развитию речи; содействовать воспитанию интереса к чтению произведений Л.Н.Толстого.

Слайд 4.Планируемые результаты:
Предметные: Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев.
Личностные: Осознают значимость чтения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные - выделяют существенную информацию из текста, строят рассуждения.
Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Слайд5. Оборудование к уроку
Презентация к уроку;
Учебник «Литературное чтение»;
Рабочая тетрадь к учебнику;
Видеозапись текста;
Карточки для групповой работы;
Карточки для индивидуальной работы;
Карточки со словами (активные, внимательные, размышляющие)
Ручки.
Слайд 6. Мною были отобраны следующие методы и приемы обучения:
Словесные методы: рассказ, беседа.
Наглядные методы:
прослушивание фонограммы
просмотр слайдов презентации
Практические методы:
работа с книгой
Частично-поисковый метод:
самостоятельная работа
микроисследование
Элементы проблемного обучения, который представлен
созданием проблемной ситуации
Слайд 7. Основной формой организации учебной работы стала:
Групповая форма организации работы обучающихся (класс делится на группы, каждая получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством учителя).
Кроме того были использованы:
Фронтальная форма организации обучающихся (при фронтальной беседе во время актуализации опорных знаний обучающихся, при целеполагании и подведении итогов)
Индивидуальная форма организации обучающихся (при проверке усвоения изученного материала обучающихся самостоятельно выполняют работу на карточках).Слайд 8. В целях наиболее эффективного решения поставленных, мною была выбрана следующая структура урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Сообщение темы и целей урока.
«Открытие» новых знаний.
Обобщение и закрепление новых знаний.
Итог урока.
Давайте посмотрим, как композиционно связаны этапы урока, как активизируют мыслительную деятельность обучающихся, способствуют развитию творчества и самостоятельности мышления.
Слайд 9.
1.этап. Организационный момент предполагает приветственное слово учителя и эмоциональный настрой на урок. Его цель – проверка готовности обучающихся к уроку, настрой их на восприятие новой темы
Чтобы настроить ребят на урок, я использую прием мотивационного включения.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Ученики начальной школы положительно реагируют на подобные обращения.
Слайд10.
2этап. Цель второго этапа урока – актуализация знаний обучающихся, полученных на предыдущем уроке.
Сегодня на уроке вы многое узнаете, откроете что- то новое.
– Каким бы сегодня вы хотели увидеть урок? (Интересным, познавательным)
– Чтобы урок получился таким, недостаточно действий учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть ученики на уроке? (Активными, внимательными, размышляющими)(карточки вывешиваются на доску ).
- Думаю, что урок у нас сегодня будет именно таким, как мы его себе представили.
Использую частично – поисковый метод по нахождению фамилии писателя, с чьим творчеством, мы продолжим знакомство.
Идет развитие процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения.

Слайд 11.
На экране появляются писатели: А. Л. Барто, Е. Благинина, Л. Н. Толстой, В.Осеева
-Кого вы видите на экране?( писатели )Назовите их
- Что общего в творчестве этих писателей.?(они писали о детях.)
- На какие две группы мы можем разделить?(поэты, прозаики.)
Найди лишнее слово
- Как вы думаете с творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство?
(Дети выбирают фамилию Л. Н. Толстого)
Слайд 12.
3 человека работают по карточке. В конце урока работы оцениваются.
Слайд 13.
Остальные работают в группах по 4 человека
-Что вы можете рассказать о Л.Н.Толстом? ( Работа в группах(первые три группы)
-Вспомнить какие произведения Л.Н.Толстого детям знакомы (вторые три группы)
Я использовала обучающую структуру ДЖОН ТОТС («запиши мысли», из серии Сингапурских методов), она способствует развитию навыков активного слушания и вовлекает учеников в совместную работу, ученики обучаются и расширяют свои знания, опираясь на знания других.
У каждого ученика в группе по 4 листочка – карточки. На каждом ученик пишет какой-то факт из биографии Л.Н.Толстого, затем по очереди ученики выкладывают в центр стола эти карточки, проговаривая вслух то, что они написали. Затем, кто-то из команды зачитывает вслух то, что получилось у всей команды.
Слайд14. 3 этап урока
Микроцель: научить учеников определять тему урока, ставить перед собой учебную задачу, решение которой потребует активного применения имеющихся знаний; сформировать мотивацию к поиску информации.
Методы: словесный, проблемная ситуация.
Слайд15.
- Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Постарайтесь отгадать название.
JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)
-Назовите тему урока?
Поставьте цели, дополнив предложения.
Прочитать (рассказ л.Н.Толстого «Прыжок»)
выяснить (главную мысль в рассказе)
обсудить ( поступки героев)
Учитель: Постараемся понять, какой смысл вложил автор в слово-название, о чем он хотел нам рассказать, поучимся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль.
Чему будем учиться? Что развивать?
С помощью такого подхода к формулированию темы и цели урока у учащихся создаётся внутренняя установка и самоустановка на достижение цели. Она действует в течение всего урока и соответственно обеспечивает более плодотворную учебную деятельность на остальных его структурных компонентах.
Слайд.16 Цель подготовки к основному этапу урока, к открытию новых знаний. - антиципация(предугадывание предстоящего чтения). Именно она позволяет включить школьника в процесс планирования, целеполагания предстоящей на данном уроке учебной деятельности. Посредством антиципации формируется устойчивая установка ученика на осознанную, целенаправленную и плодотворную работу; создаётся благоприятный эмоциональный фон, происходит мобилизация основных качеств личности. Повышается осознанность и активность детей при работе с новым произведением, заинтересовывает их чтением, сочетает этот процесс с развитием интеллектуальных качеств.
- Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?
Что означает слово “прыжок”?
- А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.)
 Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок.
-Но мы не знаем куда был совершен прыжок и не знаем причину.- Может быть во время словарной работы, кто-то догадается о чем пойдет речь?
Слайд.17
Прежде, чем прочитать текст, уточним значение незнакомых слов,
Словарная работа
Аршин – старая рус. мера длины =71см
Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса
Задней рукой – обезьян называют четырёхрукимиПодманить – подозвать к себе, с помощью приманки
- Раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, кот ведет себя пылко, вызывающе
Слайд.18
Работа по теме
Прослушивание аудиозапись.
Беседа после прослушивания
-Понравился рассказ?
-Назовите главных героев рассказа?
-Где происходит событие?
- Какие чувства вы испытали?
Слайд.19.
Физминутка Слайд.20
4 этап. Работа по теме.
Цели этого этата урока:
Научить поиску и выделению необходимой информации; установлению причинно – следственных связей, адекватному использованию речевых средств для решения  коммуникативных задач, выражению своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью, аргументированию своего мнения  и позиции в коммуникации.
Открыли учебники на стр. 138
Приём «чтение с остановками» (смысловыми отрывками)
Беседа по содержанию
1.Аналитическая работа с частями текста. ( один читает, а другие следят и поднимают руку, в том месте, где бы по их мнению закончилась часть. Фронтальная работа по содержанию каждой части.
В группах обсуждают, как лучше и точнее озаглавить части. Капитан группы принимает окончательное решение по названию части.
Слайд 21.
План
На палубе.
Проказы обезьяны.
Погоня за обезьяной.
На перекладине.
Непростое решение отца.
6 Мальчик спасен
Слайд 22.
Заключительная беседа. Цели :
1.адекватное использование речевых средств для решения  коммуникативных задач;
2.выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью;
3.аргументирование своего мнения.
- Что бы могло произойти, если бы отец не вышел на палубу?
- Как вы думаете, как поведет себя мальчик, после того, как очнется?
- Как бы вы поступили на месте мальчика? Отца? --    Как вы думаете, у этой истории мог бы быть другой конец? – 
Слайд 23.
Обобщение читательского опыта детей.
Возвращение к задаче урока.
Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? -
(Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)-Зачем автор рассказал нам эту историю? (Он учит нас тому, что страх преодолеть нелегко, иногда надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит не совершать необдуманных поступков, учит управлять собой, своими эмоциями.)Вот это главная идея произведения
Слайд 24.
Цели рефлексии:
помочь ученикам сформулировать получаемые результаты, 
выражать свои мысли  с достаточной полнотой и точностью
методика незаконченного предложения
-Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу .
- Мне захотелось...
- Я задумался...
- Я понял (а)...
- Я почувствовал (а)...
Слайд 25.
Самооценка . Цели:
-контроль и оценка способов своей деятельности ;-самооценка на основе  критерий успешности;
- адекватное понимание успешности или неуспешности.
- А сейчас сами оцените свою работу на уроке:
Отлично работал, и многое понял – белый парус.
Хорошо работал – голубой парус.
Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – жёлтый парус.
Слайд 26.
Домашнее задание по выбору:
1.Работа в тетради стр. 84-85;
2.Иллюстрация к одной из частей рассказ;
3.Пересказ основных событий рассказа от лица:
активные
внимательные
размышляющие