РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ «Занимательная наука информатика» 4 класс

Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc426933293" 14Пояснительная записка 152
13 LINK \l "_Toc426933294" 14Общая характеристика учебного предмета 153
13 LINK \l "_Toc426933295" 14Место предмета в учебном плане 615
13 LINK \l "_Toc426933296" 14Результаты обучения 715
13 LINK \l "_Toc426933297" 14Содержание учебного предмета 815
13 LINK \l "_Toc426933298" 14Тематическое планирование по дисциплине 915
13 LINK \l "_Toc426933299" 14Календарно-тематическое планирование 1015
13 LINK \l "_Toc426933301" 14Требования к уровню подготовки обучающихся 1516
13 LINK \l "_Toc426933302" 14Перечень учебно-методического обеспечения 1715
15

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Информатика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы Н.В. Матеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Понкратовой, Н.А. Нуровой/Информатика. Программа для начальной школы: 2-4 классы/ Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
Обучение информатике в начальной школе это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.
Цели изучения курса информатики в начальной школе:
Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
Приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного рода схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т.д. с помощью компьютера;
Воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Изучение информатики в 4 классе направленно на решение следующих задач:
Формировать общее представление школьников об информационной картине мира, в частности приобретения учащимися информационной и коммуникационной компетентности.
Научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
Получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;
Научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:
научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
осознанно использовать в своей учебной деятельности:
- устную и письменную речь с целью общения;
- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
- навыки использования компьютера при решении информационных задач;
Понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;
Получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
Освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;
Научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
Научиться описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
Получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
Научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
Получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.


Общая характеристика учебного предмета

Информатика в настоящее время – это одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
В процессе изучения информатики в начальной школе школьники целенаправленно осваивают приемы и способы информационной деятельности через работу с учебными текстами, устное и письменное выполнение специальных заданий, компьютерный практикум. Компьютер на уроке информатики выступает как инструмент учения, средство обучения и как объект изучения одновременно.
Понятие «информация» раскрывается на основе анализа примеров и уровне представлений о использовании информации при обучении, получении знаний. Параллельно даются примеры основных информационных процессов: сбора, хранения, переработки, передачи, кодирования.
Основное внимание в начальной школе отводится деятельности по представлению и кодированию информации. Результатом такой деятельности являются информационные модели (тексты, рисунки, диаграммы).
Обсуждение вопросов управления информационными процессами выводит на традиционные для начальной школы темы «Алгоритм» и «Исполнитель».
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Под предметной компетентностью в области информатики понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».
Повторение
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектам. Компьютер как система.
Суждение, умозаключение, понятие
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.
Мир моделей
Модель объекта. Текстовые и графические модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель.
Управление
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Средство управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.
В состав УМК для четвертого класса входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), предназначенные для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть хотя бы один или два компьютера. ЭОР являются неотъемлемой составляющей УМК по информатике для четвертого класса и не дублируют ни один из других элементов УМК.
Единый системный подход обеспечивает возможность неограниченного расширения, конструирования новых проектов, расширения и модификации содержания, форм представления учебного материала и видов работы с ним.
С помощью ЭОР могут быть решены следующие педагогические задачи:
организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера;
получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий;
повышение интенсивности и эффективности уроков информатики;
обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала;
обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация деятелъностного подхода.
ЭОР организованы в виде уроков. Таким способом обеспечивается четкость и последовательность предоставления учебного материала пользователю. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода: пока один ученик выполняет одно задание, другой может за то же самое время выполнить два или три задания. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.
Единая структура ЭОР для каждого класса, каждого параграфа и каждого задания удобна и формирует представление об иерархической структуре через опыт, что является наиболее целесообразным в начальной школе. Параллельно происходит формирование умения школьников пользоваться любым информационным объектом с многоуровневой структурой. Это умение относится к числу общеучебных.
В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.




Компьютерный практикум
Компьютерный практикум рекомендуется проводить во время уроков - работа на компьютере 15 минут, после чего проводится зарядка для глаз.
Цель компьютерного практикума научить учащихся начальной школы:
представлять на экране компьютера информации об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
выполнять элементарные преобразования информации из ряда в список, из списка в ряд, таблицу, в схему;
работать с экранными (электронными) текстами изображениями, используя текстовый и графический редактор;
производить несложные вычисления с помощь программного калькулятора;
осуществлять поиск, простейшие преобразования хранение, использование и передачу электронной информации;
использовать указатели, справочники, словари поиска нужной информации;
создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
находить нужную программу на Рабочем стол компьютера и запускать ее на исполнение;
управлять экранными объектами с помощью мыши;
получить навыки набора текста с клавиатуры.

Место предмета в учебном плане

В соответствии ООП НООО и учебным планом МБОУ СОШ № 6 курс информатики изучается со 2 по 4 класс по одному часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часов. В четвертом классе на изучение информатики отводится 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недели).
Программой предусмотрено проведение 5 контрольных работ.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение информатики в четвертом классе необходимо не только для базового курса в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе. Этот предмет формирует у учащихся основы ИКТ – компетентности, многое компоненты которых входят в структуру УУД. Это задает основные ценностные ориентиры содержания данного предмета. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжение образования на более высоких ступенях (в том числе обучение информатики в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании предмета:
основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
основы информационной грамотности, в части овладения способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
основы ИКТ - квалификации, в частности овладение основами применение компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связанны с овладением системы информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.

Результаты обучения

Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Содержание учебного предмета

Содержание четвёртого класса – это то, ради чего информатика должна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и в процессе управления. Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой.

Повторение (7 часов).
Человек в мире информации
Действия с данными.
Объект и его свойства.
Отношения между объектами.
Компьютер

Суждение, умозаключение, понятие (9 часов)
Понятие.
Деление и обобщение понятий.
Отношения между понятиями.
Совместимые и несовместимые понятия.
Понятия «истина» и «ложь».
Суждение.
Умозаключение.

Мир моделей. (8 часов)
Модель объекта.
Модель отношений между понятиями.
Алгоритм.
Исполнитель алгоритма.
Компьютерная программа.

Управление. (8 часов)
Управление собой и другими людьми.
Управление неживыми объектами.
Схема управления.
Управляющее воздействие
Повторение (2 часа)
Резерв (1 час)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тематическое планирование
Основные виды учебной деятельности учащихся

Повторение
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Установление причинно-следственных связей
-Извлечение необходимой информации
-Структурирование знаний
-Анализ объектов
-Обобщение
-Построение логических цепочек, рассуждений

Суждение, умозаключение, понятие
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Анализ описательных примеров
-Установление причинно-следственных связей
-Поиск и выделение необходимой информации
-Способность к волевому усилию
-Обобщение информации
-Применение методов информационного поиска
-Построение логических цепочек, рассуждений
-Выдвижение гипотез и их обоснование
-Определение основной и второстепенной информации
-Смыслообразование

Мир моделей
-Моделирование
-Структурирование знаний
-Классифицировать понятия
-Построение логических цепочек рассуждений
-Установление причинно-следственных связей
-Рефлексия действий
-Умение работать с текстом
-Построение логических цепочек, рассуждений
-Анализ и обобщение информации

Управление
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Составление и анализ текста
-Знаково-символьные действия
-Смыслообразование
-Планирование
-Обобщение информации
-Представление информации в различных формах
-Извлечение необходимой информации


Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов



Всего
Теория
Контрольные работы

1
Повторение
7
6
1

2
Суждение, умозаключение, понятие
9
8
1

3
Мир моделей
8
7
1

4
Управление
8
7
1

5
Повторение
2
1
1

6
Резервный урок
1
-
-

Всего
35
29
5


Календарно – тематическое планирование 4 класс

№ п/п
Наименование изучаемой темы
Основное содержание по теме
Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

1
Тема 1: «Повторение» Всего часов 7


Дата
Тема урока, тип урока

Кол-во часов
Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным*)
Контрольно-оценочная деятельность
Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы**
Д.З.*






Учащийся научится
Учащийся сможет научиться
Вид
Форма



1.1
1 неделя
Техника безопасности при работе на компьютере. Человек в мире информации.
1
Информация Сообщение Виды информации
определять органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа. Называть виды информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая). приводить примеры различных видов информации
осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Смысловое чтение;
Установление причинно-следственных связей.

текущий
беседа
Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе Клавиатурный тренажер и тренажер мыши.
Мир информатики 1 «Техника безопасности», презентация
П.1 с. 8-16 Р.т. № 2,4 с.4-5

1.2
2 неделя
Действия с данными комбинированный
1
Получение, представление хранение, передача, обработка информации
Называть действия, которые можно производить с информацией (получать, представлять, хранить, передавать, обрабатывать, преобразовывать, кодировать, декодировать). выделять смысл действий с информацией.
Установление причинно-следственных связей; осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Смысловое чтение;
Извлечение необходимой информации.

текущий
беседа
Клавиатурный тренажер и тренажер мыши.
Мир информатики 3 «Представление и преобразование информации», презентация
П. 2 с. 16-25 Р.т. № 1,2,3 с. 8-9

1.3
3 неделя
Объект и его свойства комбинированный
1
Объект, свойства объекта, Имя объекта, Описание объекта
Называть объекты реальной действительности, его свойства.
Структурирование знаний;
осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме;
Осознанное чтение;
Анализ объектов;
Обобщение;
Построение логических цепочек рассуждений.
текущий
беседа
Создание простых информационных объектов в графическом и текстовом редактора.
Презентация, ЭОР
П. 3 с. 26-33 Р.т.№ 3,7,9,10 с. 15- 19

1.4
4 неделя
Отношения между объектами комбинированный
1
Виды отношений
Приводить примеры отношений между объектами.
Структурирование знаний;
осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме;
Осознанное чтение;
Анализ объектов;
Обобщение;
Построение логических цепочек рассуждений.
текущий
беседа
Создание простых информационных объектов в графическом и текстовом редактора.
Презентация, ЭОР
П. 4 с. 34-39 Р.Т. № 2,5,8 с. 23,24, 26

1.5
5 неделя
Компьютер как система комбинированный
1
Устройства компьютера, данные, тестовый редактор, графический редактор.
Называть и различать устройства ввода и вывода, обработки, передачи и хранения информации. Понимать, что компьютер работает с данными с помощью программ.
Структурирование знаний;
осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме;
Осознанное чтение;
Анализ объектов;
Обобщение;
Построение логических цепочек рассуждений.
текущий
беседа
Создание простых информационных объектов в графическом и текстовом редактора.
Презентация, ЭОР
П. 5 с. 40-45 Р.Т. № 1,5,8,9 с. 29, 31-32

1.6
6 неделя
Повторение, работа со словарем
урок обобщения и систематизации
1
 Объект, свойства объекта, Имя объекта, Описание объекта
Обобщить и систематизировать материал по теме.


беседа
Создание простых информационных объектов в графическом и текстовом редактора.
Презентация, ЭОР
С. 46 Р.т. № 6-10 с. 37-38

1.7
7 неделя
Контрольная работа № 1 урок контроля и проверки знаний и умений
1
 
 

Контрольная работа

Презентация, ЭОР


Тема 2: «Суждение, умозаключение, понятие» Всего часов 9

2.1
8 неделя
Мир понятий изучение нового материала
1
Определение понятия Содержание понятия Термин Значение термина
 Иметь представление: о мире понятий; отражении объектов окружающего мира в сознании человека
Приводить пример термина
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Смысловое чтение; Анализ описательных  примеров; Установление причинно-следственных связей; Поиск и выделение необходимой информации; Способность к волевому усилию
текущий
беседа
Работа в графическом редакторе.
Презентация, ЭОР
П. 6 с. 48-58 Р.т. № 1,3,5,8, 11 с. 41-44

2.2
9 неделя
Деление понятий комбинированный
1
Деление понятия
 Обозначать правило записи и произношения понятий
Приводить примеры деления и обобщения понятий
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Смысловое чтение; Анализ описательных  примеров; Установление причинно-следственных связей; Поиск и выделение необходимой информации; Способность к волевому усилию
текущий
беседа
Работа в графическом редакторе.
Презентация, ЭОР
П. 7 с. 57-63 Р.т. № 2,4,5,6,7 с. 46,47, 48

2.3
10 неделя
Обобщение понятий комбинированный
1
Обобщение понятий Отношения между понятиями «род-вид» и «вид-род»
Обозночать: преимущества наглядного способа представления информации; назначение диаграммы Эйлера-Венна
Уметь: приводить примеры симметричных и несимметричных отношений
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Смысловое чтение; Анализ описательных  примеров; Установление причинно-следственных связей; Поиск и выделение необходимой информации; Способность к волевому усилию
текущий
беседа
Работа в графическом редакторе.
Презентация, ЭОР
П. 8 с. 64-68 Р.т. № 4,7,8,9 с. 54-57

2.4
11 неделя
Отношения между понятиями комбинированный
1
Виды отношений между понятиями Отношение равнозначности, пересечения, подчинения, противоречия
 Уметь: приводить примеры совместимых и несовместимых отношений между понятиями
Знать: виды отношений между понятиями
Понимать: принцип построения диаграмм Эйлера-Венна
Смысла образование;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Обобщение информации; Применение методов информационного поиска; Построение логических цепочек рассуждений; Выдвижение гипотез и их обоснование
текущий
беседа
Работа в графическом и текстовом редакторе.
Презентация, ЭОР
П. 9 с. 69-78 Р.т. № 4,5,6,7,9 с. 63-65

2.5
12 неделя
Понятие «истина» и «ложь» комбинированный
1
Истина, ложь
 Понимать: суть понятий «истина» и «ложь»
Уметь: приводить примеры истинных и ложных высказываний
Смыслообразование;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Обобщение информации; Применение методов информационного поиска; Построение логических цепочек рассуждений; Выдвижение гипотез и их обоснование
текущий
беседа
Работа в графическом и текстовом редакторе.
Презентация, ЭОР
П. 10 с. 79-83 Р.т. № 1,4,6,7 с. 70-71, 72-73

2.6
13 неделя
Суждение комбинированный
1
Простое и сложное Истинное и ложное суждение
 Понимать: что такое суждение; что суждение может быть истинным или ложным; что суждения бывают простые и сложные
Уметь: приводить пример суждения (истинного, ложного, простого, сложного)
Смыслообразование; Контроль; Поиск и выделение необходимой информации; Определение основной и второстепенной информации.
текущий
беседа
Работа в графическом и текстовом редакторе.
Презентация, ЭОР
П. 11 с. 84-90 Р.т. № 2,4,6,7 с. 75-77

2.7
14 неделя
Умозаключение комбинированный
1
Посылка Заключение и умозаключение
 Понять: что такое посылки; на основании чего делается умозаключения
Уметь: приводить пример умозаключения; приводить пример посылок и делать на их основе заключение
Смыслообразование; Контроль; Поиск и выделение необходимой информации; Определение основной и второстепенной информации.
текущий
беседа
Работа в графическом и текстовом редакторе.
Презентация, ЭОР
П. 12 с. 91-95 Р.т. № 2,4,6 с. 80,82,84

2.8
15 неделя
Повторение, работа со словарем
урок обобщения и систематизации
1

 Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи

текущий
беседа
Графический редактор.
Презентация, ЭОР
С. 96-97 Р.т. № 1,2,3,6 с. 87-88, 90

2.9
16 неделя
Контрольная работа
урок контроля и проверки знаний и умений
1
Суждение, понятие, умозаключение

Анализ и обобщение информации; Контроль
Контрольная работа

Презентация, ЭОР


Тема 3: «Мир моделей» Всего часов 8

3.1
17 неделя
Модель объекта изучение нового материала
1
Материальные и информационные модели; Виртуальная модель; Цели моделирования
Понимать: понятие модели
Иметь представление: о целях создания модели
Знать: виды моделей объектов; свойства объектов в модели
Уметь: приводить примеры моделей объектов
Моделирование; Структурирование знаний; Классификация понятий; Построение логических цепочек, рассуждений
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР Мир информатики 4 год обучения
П. 13 с. 5-14 Р.т. № 1,2,4,5 с. 3-5

3.2
18 неделя
Текстовая и графическая модель комбинированный
1
Текстовая и графическая модель
 Понимать: круги Эйлера-Венна – графическая модель, суждение – текстовая модель
Уметь: составлять графические и текстовые модели
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР, Мир информатики 4 год обучения
П. 14 с. 15-20 Р.т.№ 2,3,4,5,111,6,8,9,10 с. 9-12,14

3.3
19 неделя
Алгоритм как модель действий комбинированный
1
Алгоритм компьютерная программа
 Понимать: что такое алгоритм
Уметь: составлять алгоритмы
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР Мир информатики 4 год обучения
П. 15 с.21-29 Р.т. № 2,4,5 с. 18,20

3.4
20 неделя
Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов комбинированный
1
Текстовые, графические и линейные алгоритмы, алгоритм с ветвлением
 Знать: виды алгоритмов; линейный алгоритм; алгоритм с ветвлением
Уметь: записывать алгоритм разными способами
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР
П. 16 с. 30-36 Р.т. № 1,5,6 с. 25,29-30

3.5
21 неделя
Исполнитель алгоритма комбинированный
1
Система команд исполнителя.
 Понимать: исполнитель алгоритма; система команд исполнителя; отличие человека-исполнителя от исполнителя-компьютера
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 17 с. 37-42 Р.т. № 1,5 с. 33,36

3.6
22 неделя
Компьютер как исполнитель
урок обобщения и систематизации
1
 Человек и компьютер исполнители алгоритма
 Понимать: назначение компьютерной программы; отличие человека-исполнителя от исполнителя-робота
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР Мир информатики 4 год обучения
П. 18 с.43-49 Р.т. № 3,5 с. 39-40

3.7
23 неделя
Повторение, работа со словарем
урок контроля и проверки знаний и умений
1
 
 Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Установление причинно-следственных связей; Структурирование знаний; Рефлексия действий; Умение работать с текстом; Построение логических цепочек, рассуждений
 текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя.
Презентация, ЭОР
С. 50-51 Р.т. 5,6,7,8 с. 45-47

3.8
24 неделя
Контрольная работа
1




Анализ и обобщение информации; Контроль
Контрольная работа
беседа
Презентация, ЭОР


Тема 4: «Управление» Всего часов 10

4.1
25 неделя
Кто чем и зачем управляет изучение нового материала
1
Цели управления; Основы управления Основа, выбор. Мировоззрение
 Понимать: управление; цели управления; связь управления с выбором
Уметь: приводить примеры выбора
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение; Умение составлять и анализировать тексты
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 19 с. 52-59 Р.т. № 1,2,3 с. 50-52

4.2
26 неделя
Управляющий объект и объект управления комбинированный
1
Управление машинами и устройствами
 Знать: цели управления собой; цели управления людьми
Уметь: приводить примеры управления собой и людьми
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение; Умение составлять и анализировать тексты
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 20 с. 61-67 Р.т.№ 1,3 с. 59-60

4.3
27 неделя
Цель управления комбинированный
1
Управление собой, Управление другими людьми
 Знать: суть управления неживыми объектами (самокат, велосипед, автомобиль, самолет, компьютер)
Уметь: приводить примеры управления человека чем-либо
 
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Смысловое чтение; Умение составлять и анализировать тексты
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 21 с. 68-75 Р.т. № 1,3,5 с. 66-69

4.4
28 неделя
Управляющее воздействие комбинированный
1
Управляющий объект, управляющее воздействие, управляемый объект
Понимать: принципы управления без обратной связи, с обратной связью
Уметь: приводить примеры управления собой, управления без обратной связи, управления с обратной связью; выделять объект управления и управляющий объект
Знаково-симв. действия; Смыслообразование;
Планирование; Обобщение информации; Умение представлять информацию в различных формах; Извлечение необходимой информации
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 22 с. 76-85 Р.т. № 4,5 с. 76

4.5
29 неделям
Средство управления комбинированный 
1
Блок выбора, блок схема
Понимать: что управляет работой компьютера
Знать: назначение операционной системы; схему управления компьютером с обратной связью и без обратной связи
Знаково-симв. действия; Смыслообразование;
Планирование; Обобщение информации; Умение представлять информацию в различных формах; Извлечение необходимой информации
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 23 с. 86-93 Р.т. № 5,6 с. 82-83

4.6
30 неделя
Результат управления комбинированный
1
схема управления, результат управления
Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Знаково-симв. действия; Смыслообразование;
Планирование; Обобщение информации; Умение представлять информацию в различных формах; Извлечение необходимой информации
текущий
беседа
 Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 24 с. 94-109 Р.т. № 5,6,8 с. 90-92

4.7
31 неделя
Современные средства коммуникации
комбинированный
1
Интернет
Уметь: обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Знаково-симв. действия; Смыслообразование;
Планирование; Обобщение информации; Умение представлять информацию в различных формах; Извлечение необходимой информации
текущий
беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя
П. 25 с. 110-117 Р.т. № 5,6,7 с. 99-101

4.8
32 неделя
Подготовка к итоговой контрольной работе
комбинированный
1
Алгоритм, исполнитель, управляющий объект, управляемый объект, схема управления
Работа с компьютерной моделью Исполнителя

текущий
беседа

П. 19-25 Р.т. № 7,8,9 с.107-108

4.9
33 неделя
Итоговая контрольная работа
комбинированный
1
Информация, виды информации, способы ее получения и обработки. Модели. Алгоритмы


Контрольная работа

Презентация, ЭОР, карточки


4.10
34 неделя
Годовое повторение по всем разделам.
1
Информация, виды информации, способы ее получения и обработки. Модели. Алгоритмы



беседа
Работа с компьютерной моделью Исполнителя



4.11
35 неделя
Резервный урок
1








Требования к уровню подготовки:
Знать/понимать
что данные - это закодированная информация;
что тексты и изображения  - это информационные объекты;
что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
правили работы с компьютером и технику безопасности;
Уметь
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;
создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.


Перечень учебно-методического обеспечения
Учебная литература
Учебник «Информатика» 4 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 4 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Учебно-методическая литература для учителя
Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы. 2-4 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике во втором классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике в третьем классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. К. Информатика и ИКТ. Методическое пособие. 4 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.
Интернет-ресурсы.
Электронное сопровождение УМК:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 4 класс (http://school-collection.edu.ru)
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru)
Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru)
Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru)
ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс, Н.В. Матвеева и др.
ЦОР:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н. В. Матвеевой и др.. «Информатика», 4 класс ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
ЭОР Единая коллекция «Виртуальные лаборатории» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
ЭОР на CD – диске к методическому пособию для учителя 4 класс, Н. В. Матвеева и др.
Авторская мастерская Н. В. Матвеева ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] authors/informatika/4/ )
.Технические средства обучения.
Аппаратные средства
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Проектор.
Локальная вычислительная сеть.

Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
Растровый редактор (входит в состав операционной системы).
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционной системы).
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
Браузер Google Chrome, Internet Explorer.
Антивирусная программа
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер.
Офисное приложение, включающее текстовый процессор со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентацийt, электронные таблицы, систему управления базами данных.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов









13PAGE 15


13PAGE 14215


13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 515