РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ «Занимательная наука информатика» 3 класс

Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc426933293" 14Пояснительная записка 153
13 LINK \l "_Toc426933294" 14Общая характеристика учебного предмета 415
13 LINK \l "_Toc426933295" 14Место предмета в учебном плане 615
13 LINK \l "_Toc426933296" 14Результаты обучения 615
13 LINK \l "_Toc426933297" 14Содержание учебного предмета 715
13 LINK \l "_Toc426933298" 14Тематическое планирование по дисциплине 815
13 LINK \l "_Toc426933299" 14Календарно-тематическое планирование 915
13 LINK \l "_Toc426933301" 14Требования к уровню подготовки обучающихся 1715
13 LINK \l "_Toc426933302" 14Перечень учебно-методического обеспечения 1915
15 Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Информатика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана с учетом авторской программы Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Понкратовой, Н.А. Нуровой учебного предмета "Информатика и ИКТ" разработана на основе учебно-методического комплекта "Информатика" для 2-4 классов – Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, 2012г.
Обучение информатике в начальной школе это объективная потребность настоящего времени, очередной шаг в развитии общего образования, необходимость которого осознана еще не всеми.
Цели изучения курса информатики в начальной школе:
Развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
Получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, использовать компьютер при тестировании, при организации развивающих игр и эстафет, при поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.;
воспитание способностей школьника к адаптации в быстро меняющейся информационной среде ка: одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общеучебных и общекультурных навыков работы информацией.
Изучение информатики в 3 классе направленно на решение следующих задач:
Развитие коммуникативных умений и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией, осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу в процессе выполнения учебных задач);
Формирование основополагающих понятий информатики, таких как «действие с информацией», «объект», «свойства объекта», «действия объекта», «элементный состав объекта», «характеристика объекта», «отношение объектов», «информационный объект» и др.;
Фрмирование умения описывать объекты реальной действительности с использованием понятий и терминов информатики;
Развитие умения представлять информацию об объектах в разных видах и формах: в виде чисел, текста, рисунков;
Закрепление умения организовывать текстовые, графические и иные данные разными способами (в виде списков, таблиц, схем);
Развитие навыков использования информации и знаний при решении различных информационных задач;
Формирование навыков использования компьютерной техники и современных технологий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики
в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем
изучаемым предметам в начальной школе.

Общая характеристика учебного предмета
Введение непрерывного изучения информатике – это необходимый шаг. Отвечающий потребностям времени.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение,
устройства мультимедиа);
организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Обучение информатики строится на основе трех основных идей:
1. элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере;
2. разделения в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели;
3. формирования и развития умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т.е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.
Человек и информация
Человек и информация. Источник и приёмник информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.
Действия с информацией
Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.
Объект и его характеристика
Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами.
Информационный объект и компьютер
Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы.
В состав УМК для третьего класса входят электронные образовательные ресурсы (ЭОР), предназначенные для организации компьютерного практикума в компьютерном классе или в обычном классе, в котором есть хотя бы один или два компьютера. ЭОР являются неотъемлемой составляющей УМК по информатике для третьего класса и не дублируют ни один из других элементов УМК.
Единый системный подход обеспечивает возможность неограниченного расширения, конструирования новых проектов, расширения и модификации содержания, форм представления учебного материала и видов работы с ним.
С помощью ЭОР могут быть решены следующие педагогические задачи:
организация целенаправленного обучения работе на компьютере с помощью тренажера работы с мышью и клавиатурного тренажера;
получение навыков выполнения необходимых операций в процессе выполнения содержательных заданий;
повышение интенсивности и эффективности уроков информатики;
обеспечение наглядности и вариативности изложения учебного материала;
обеспечение активного взаимодействия школьников с учебным материалом, т. е. реализация деятелъностного подхода.
ЭОР организованы в виде уроков. Таким способом обеспечивается четкость и последовательность предоставления учебного материала пользователю. Появляется возможность систематического выполнения практических работ в связи с изучаемой на уроке темой и организации индивидуального подхода: пока один ученик выполняет одно задание, другой может за то же самое время выполнить два или три задания. В процессе их выполнения происходит не только получение и закрепление знаний, но и формируются навыки работы на компьютере. Важной особенностью такого подхода является непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией.
Единая структура ЭОР для каждого класса, каждого параграфа и каждого задания удобна и формирует представление об иерархической структуре через опыт, что является наиболее целесообразным в начальной школе. Параллельно происходит формирование умения школьников пользоваться любым информационным объектом с многоуровневой структурой. Это умение относится к числу общеучебных.
В процессе работы над электронными заданиями ученик получает возможность активного, деятельностного усвоения знаний. В ходе выполнения компьютерных упражнений формируется и развивается способность мыслить и действовать самостоятельно, происходит формирование навыков принятия решения.
Все это необходимо учащимся не только для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе, но и для успешного усвоения учебного материала по всем изучаемым предметам в начальной школе.

Компьютерный практикум
В 3 классе компьютерный практикум рекомендуется проводить с использованием электронного пособия. Время работы на компьютере 15 минут, после чего проводится зарядка для глаз.
Цель компьютерного практикума – научить учащихся начальной школы:
представлять на экране компьютера информацию об объектах различными способами:
в виде текста, рисунков, чисел;
выполнять элементарные преобразования информации – из ряда в список, из списка
в ряд, в таблицу, в схему;
работать с экранными «электронными» текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор;
производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее
на исполнение;
управлять экранными объектами с помощью мыши;
получить навыки набора текста с клавиатуры.

Место предмета в учебном плане
В соответствии ООН НОО и учебным планом МБОУ СОШ № 6 курс информатики со 2 по 4 класс по одному часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 102 часа. В третьем классе на изучение информатики отводиться 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Информатика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где информационное содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Информатика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Результаты обучения

Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни отнестся:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;
сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Содержание учебного предмета
В третьем классе происходит повторение и развитие учебного материала, пройденного во втором классе. Кульминационным моментом содержания в третьем классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т.е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения. Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе об информационных системах.

Информация, человек и компьютер (6 часов)
Человек и информация
Источники и приемники информации
Носители информации
Компьютер
Действия с информацией (9 часов)
Получение информации
Представление информации
Кодирование информации
Кодирование и шифрование данных
Хранение информации
Обработка информации
Мир объектов (9 часов)
Объект, его имя и свойства
Функции объекта
Отношения между объектами
Характеристика объекта
Компьютер, системы и сети (10 часов)
Компьютер – как система
Системные программы и операционная система
Файловая система
Компьютерные сети
Информационные системы

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тематическое планирование
Основные виды учебной деятельности учащихся

Информация, человек и компьютер
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Установление причинно-следственных связей
-Извлечение необходимой информации
-Структурирование знаний
-Анализ объектов
-Обобщение
-Построение логических цепочек, рассуждений

Действия с информацией
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Анализ описательных примеров
-Установление причинно-следственных связей
-Поиск и выделение необходимой информации
-Способность к волевому усилию
-Обобщение информации
-Применение методов информационного поиска
-Построение логических цепочек, рассуждений
-Выдвижение гипотез и их обоснование
-Определение основной и второстепенной информации
-Смыслообразование

Мир объектов
-Моделирование
-Структурирование знаний
-Классифицировать понятия
-Построение логических цепочек рассуждений
-Установление причинно-следственных связей
-Рефлексия действий
-Умение работать с текстом
-Построение логических цепочек, рассуждений
-Анализ и обобщение информации

Компьютер, системы и сети
-Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме
-Смысловое чтение
-Составление и анализ текста
-Знаково-символьные действия
-Смыслообразование
-Планирование
-Обобщение информации
-Представление информации в различных формах
-Извлечение необходимой информации


Учебно-тематический план

№ п/п
Тема
Количество часов



Всего
Теория
Контрольные работы

1
Информация, человек и компьютер
6
5
1

2
Действия с информацией
9
8
1

3
Мир объектов
9
8
1

4
Компьютер системы и сети
10
9
1

5
Резерв
1
1
-

Всего
35
31
4

Календарно – тематическое планирование 3 класс

п/п
Наименование изучаемой темы


Основное содержание по теме
Характеристика основных видов деятельности
(на уровне учебных действий)

1
Глава 1: «Информация, человек и компьютер» Всего часов 6


Дата
Тема урока, тип урока

Кол-во часов
Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным*)
Контрольно-оценочная деятельность
Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы**
Д.З.*






Учащийся научится
Учащийся сможет научиться
Вид
Форма



1.1
1 неделя
Техника безопасности при работе на компьютере. Человек и информация Урок формирования умений и навыков
1
Информация виды информации. Органы чувств: нос, ухо, язык, глаза, кожа
Приводить примеры, иллюстрирующие различные виды информации; соблюдать требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Смысловое чтение.
Установление причинно-следственных связей.
Изучение нового материала
Беседа
ЭОР Матвеева 3 класс. ( среда Stratum), п. 1.
Презентация, ЭОР

П. 1. Т№1. с. 3-5 № 2,4,7

1.2
2 неделя
Источники и приемники информации Комбинированный урок
1
Источники и приемники информации
Приводить примеры источников и приемников информации; соблюдать требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ
Отличать источники от приемников информации
Установление причинно-следственных связей. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Структурирование знаний; смысловое чтение
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Источники и приемники информации»,
Презентация, ЭОР
П. 2. Т№1. с. 7-10 № 2,5,6

1.3
3 неделя
Носители информации
Комбинированный урок
1
Носитель и источник информации
 Приводить примеры различных носителей информации; различать носители информации

Структурирование знаний.
Умение осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме.
Осознанное чтение.
Анализ объектов.
Построение логических цепочек рассуждений.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Носители информации»,
Презентация, ЭОР
П. 3. Т№1. с. 12-14 № 3,4,5,7

1.4
4 неделя
Компьютер Комбинированный урок
1
Компьютер, ПК, состав ПК, клавиатура, мышь, принтер, сканер, монитор, системный блок, процессор, память
Состав персонального компьютера, названия его устройств, их назначение
Выполнять простые действия с помощью мыши, вводить простой текст с клавиатуры
Структурирование знаний.
Умение осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной и письменной форме.
Осознанное чтение.
Анализ объектов.
Построение логических цепочек рассуждений.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Устройства компьютера»,
Презентация, ЭОР
П. 4. Т№1. с. 16- 18 № 3,4,5(в)

1.6
5 неделя
Подготовка к контрольной работе №1 «Информация, человек и компьютер» Комбинированный урок
1
Информация, виды информации, источники, приемники, носители информации, компьютер.
Обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Умения работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией. Анализ описательных  примеров.
Установление причинно-следственных связей.
Поиск и выделение необходимой информации
Текущий
Беседа
П. 1-4 повторение в среде Stratum,
Презентация, ЭОР
п. 1-4 Т.№1 с. 22 № 5

1.6
6 неделя
Контрольная работа № 1по теме «Информация, человек и компьютер» Урок проверки и коррекции знаний и умений
1

Обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Умения работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией. Анализ описательных  примеров.
Установление причинно-следственных связей.
Поиск и выделение необходимой информации
Контрольная работа

Тетрадь для контрольных работ, Презентация
П. 1-4


Глава 2: «Действия с информацией» Всего часов 9

2.1
7 неделя
Получение информации Комбинированный урок
1
Получение информации, передача информации, хранение информации, наблюдение, вычисления.
Понимать что сбор информации – это одно из возможных действий с информацией
Представлять что человек собирает инф. с помощью своих органов чувств
Приводить примеры устройств для сбора информации
 Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Смысловое чтение;
Анализ описательных  примеров;
Установление причинно-следственных связей;
Поиск и выделение необходимой информации;
Способность к волевому усилию.
Текущий
Беседа
Среда stratum п. 6-7
Презентация, ЭОР
П. 5. Т№1. с. 24 - 26 № 2,3

2.2
8 неделя
Представление информации Комбинированный урок
1
Представление информации, способы и формы представления
Иметь представление о формах представления информации; о способах представления информации
Приводить примеры различных форм представления текстовой, графической и числовой информации
 Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Смысловое чтение;
Анализ описательных  примеров;
Установление причинно-следственных связей;
Поиск и выделение необходимой информации; Способность к волевому усилию.
Текущий
Беседа
Работа с текстовым редактором
Презентация, ЭОР
П. 6. Т№1. с. 28- 32 № 3,4,5,7

2.3
9 неделя
Кодирование информации Комбинированный урок
1
Код, преобразование, способы кодирования, данные, кодирование информации
Уметь различные способы кодирования информации
Приводить примеры правил кодирования информации
Владеть приемами кодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц
Смыслообразование;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Обобщение информации;
Применение методов информационного поиска;
Знаково-символич. действия;
Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Кодирование информации»
Презентация, ЭОР
П. 7 Т№1. с. 34-36 № 3, 4,5(б, в, г)

2.4
10 неделя
Кодирование и шифрование данных  Комбинированный урок
1
Кодирование и шифрование информации, код, кодировочная таблица, декодирование
Представление о декодировании информации; различных способах преобразования информации.
Формулирование правил преобразования информации. Владеть приемами декодирования с помощью алфавита и кодовых таблиц 
Смыслообразование;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Обобщение информации;
Применение методов информационного поиска;
Знаково-символич. действия;
Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
 
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Кодирование и шифрование»
Презентация, ЭОР
П. 8 Т №1. с. 38-42 № 2( в,г,д), 5,6

2.5
11 неделя
Хранение информации Комбинированный урок
1
Кодирование и шифрование информации, код, кодировочная таблица, декодирование
 Объяснять, для чего человек хранит информацию; приводить примеры носителей информации
Хранение информации – это одно из возможных действий с информацией; компьютер может хранить информацию
Смыслообразование;
Анализ информации; Установление причинно-следственных связей; Построение логических цепочек рассуждений;
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Хранение информации в памяти ПК»
Презентация, ЭОР
П.9 Т№1 с. 44-47 № 2,3(б),4

2.6
12 неделя
Обработка информации Комбинированный урок
1
Хранение информации, носители информации, библиотека, медиатека, электронная память
Обработка информации – это одно из возможных действий с информацией
Объяснять смысл обработки информации
Об обработке разных видов информации (текстовой, графической, числовой)
Понимать что компьютер – это инструмент для обработки информации 
 Смыслообразование.
Анализ информации. Установление причинно-следственных связей. Построение логических цепочек рассуждений;
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Текущий
Беседа
Работа в среде Stratum п. 12
Презентация, ЭОР
П. 10 с. 110-113 Т №1 с. 49-52 № 2,4


2.7
13 неделя
 Обработка информации Комбинированный урок
1
Обработка информации, виды информации, программа
Обработка информации – это одно из возможных действий с информацией
Объяснять смысл обработки информации

 Смыслообразование.
Анализ информации. Установление причинно-следственных связей; Построение логических цепочек рассуждений.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Текущий
Беседа
Работа в файлом «Обработка информации»
П. 11- 12 в среде Stratum
Презентация, ЭОР
П. 10 Т№1 с. 52-57 № 5,7,9

2.8
14 неделя
Подготовка к контрольной работе №2 «Действия с информацией»
1
Код, кодирование, декодирование, шифрование, обработка информации
Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Текущий
Беседа
Среда stratum п. 6-7
Презентация, ЭОР
Т.№1 с. 59 – 65 № 3,5,7,8

2.9
15 неделя
Контрольная работа № 2 по теме «Действия с информацией» Урок проверки знаний и умений
1

 Обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Умения работать с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией. Анализ описательных  примеров.
Установление причинно-следственных связей.
Поиск и выделение необходимой информации
Контрольная работа

Вариант 1:
с. 13- 15
( № 1,2,4,5), с.19- 24
( № 1,3,4,5,6)
Вариант 2:
с. 16- 18
( № 1,2,4,5),
с. 25-30
(№1,3,4,5,6)
Примечание: так как в ТКР работы №2 и №3 отражают один и тот же раздел, то можно их выполнить сразу в сокращенном варианте.
Презентация, тетрадь для контрольных работ
П. 5-10

Глава 3: «Мир объектов» Всего часов 9

3.1
16 неделя
Объект и его имя Комбинированный урок
1
объект нашего внимания, предмет, живое существо, явление, событие, виды имен объектов
 Иметь представление: о понятии объекта
Понимать в каждый момент времени человек может думать только об одном объекте
Знать основные категории объектов и проводить их классификацию
Смыслообразование.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Обобщение информации;
Знаково-символич. действия.
Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Текущий
Беседа
Работа с ЭОР в среде Stratum
( п. 13) или в электронном пособии в любом браузере
( п. 13-14)
Презентация, ЭОР
П. 11.(с. 7- 11)
Т№2. с. 3-8 № 2,5,8(б),9

3.2
17 неделя
Объект и его свойства Комбинированный урок
1
объект, свойства, совокупность свойств, характеристика
Иметь представление: всем объектам люди дают имена
Понимать для чего объектам дают имена
Знать основные виды имен объектов (общее, конкретное, собственное)
Смыслообразование.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Обобщение информации.
Знаково-символич. действия.
Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Объект и его свойства»
Презентация, ЭОР
П. 11. с. 11-16 Т.№2 с. 5-9 № 6,7,11

3.3
18 неделя
Функции объекта Комбинированный урок
1
Назначение, элементный состав, действия объекта
Знать что такое характеристика объекта; основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах
Понимать многообразие свойств объекта
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Функции объекта» и с учебником
.(с. 29)
Презентация, ЭОР
П. 12 ( с. 21- 25) Т №2 с. 13 – 16 № 1,3


3.4
19 неделя
Функции объекта Комбинированный урок
1
Назначение, элементный состав, действия объекта
Знать что такое характеристика объекта; основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах
Понимать многообразие свойств объекта
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие. установление причинно - следственных связей. Построение логической цепи рассуждений.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Функции объекта 2»
Презентация, ЭОР
П. 12 Т №2 с. № 5


3.5
20 неделя
Отношения между объектами Комбинированный урок
1
Отношения объектов, виды отношений
Знать что такое «отношения объектов» как важная часть характеристики объекта
Понимать многообразие отношений между объектами
Уметь устанавливать отношения между объектами; различать отношения объектов между собой; определять тип отношений между объектами; обозначать отношения в виде схемы и в текстовой форме
 
Установление причинно-следственных связей.
Структурирование знаний.
Рефлексия действий;
Классификация понятий.
Умение работать с текстом.
Построение логических цепочек, рассуждений.
 
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Отношения между объектами»
Презентация, ЭОР
П. 13 Т №2 с. 18 – 24 № 2,3,4,7,9

3.6
21 неделя
Характеристика объекта Комбинированный урок
1
объект, элементный состав объекта, назначение части, цель описания, характеристика

 Понимать свойства объектов бывают общими и отличительными.
Уметь выделять в объектах общие и отличительные свойства; производить планомерный и осознанный анализ и сравнение объектов
 Установление причинно-следственных связей;
Структурирование знаний.
Рефлексия действий;
Классификация понятий.
Умение работать с текстом.
Построение логических цепочек, рассуждений.
 
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Характеристика объекта»
Презентация, ЭОР
П. 14 Т №2 с.26- 32 № 1,4,5,6(в,г),8

3.7
22 неделя
Документы и данные об объекте Комбинированный урок
1
Документ, электронный документ, описание объекта в документе
Понимать многообразие свойств объектов
Знать существенное свойство объекта
Уметь: выделять существенное свойство
Установление причинно-следственных связей.
Структурирование знаний.
Классификация понятий.
Умение работать с текстом
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Электронный документ»
Презентация, ЭОР
П. 15 Т №2 с. 36-38 № 3,5,7

3.8
23 неделя
Повторение. Подготовка к контрольной работе №3 « Мир объектов» Комбинированный урок
1
Объект, действия объекта, функции, элементный состав объекта
Уметь обоснованно приводить примеры, решать информационные задачи
 Установление причинно-следственных связей;
Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений.
Анализ информации.
Обобщение информации.
Текущий
Беседа
Работа с ЭОР в браузере
П. 13 -20 (раздел «Уметь»)
Презентация, ЭОР
П 11-15 Т №2 с. 40- 47 № 1,3,5,6

3.9
24 неделя
Контрольная работа№ 3 по теме «Мир объектов» Урок проверки знаний и умений
1

Уметь обоснованно приводить примеры, решать информационные задачи
 Установление причинно-следственных связей.
Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений.
Анализ информации;
Обобщение информации. 
Контрольная работа

Вариант 1:
с. 31-34
( №1,2,4,6*),
с. 39-43(№ 1,2,5,6)
Вариант 2:
с. 35-38
(№1,2,4,6*),
с. 44-48
( №1,2,5,6)
Примечание: так как в ТКР работы №4 и №5 отражают один и тот же раздел, то можно их выполнить сразу в сокращенном варианте.
Презентация, тетрадь для контрольных работ
П 11-15

Глава 4: «Компьютер, системы и сети» Всего часов 10

4.1
25 неделя
Компьютер – это система Комбинированный урок
1
Компьютер, части компьютера, программы и данные
Уметь строить схему компьютера как систему его основных частей.
Понимать из каких взаимосвязанных частей состоит компьютер и как они связаны между собой
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений.
Анализ информации;
Обобщение информации. 

Текущий
Беседа
Работа с файлом «Компьютер»
Презентация
П. 16 Т №2 с. 49-53 № 2, 5,6

4.2
26 неделя
Системные программы и операционная система Комбинированный урок
1
Программы, системные программы: драйверы, утилиты, архиваторы, антивирусы, операционная система
Понимать что такое системные программы и операционная система.
Уметь различать и называть виды системных программ.
Установление причинно- следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Системные программы»
Презентация
П. 17 Т №2 с. 55-58 № 2, 4, 6

4.3
27 неделя
Файловая система Комбинированный урок
1
Файл, система хранения файлов
Понимать, что такое файловая система.
Уметь пользоваться файловой системой.
Применение методов информационного поиска.
Рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Текущий
Беседа
Работа с файлом «Файловая система»
Презентация
П. 18 Т №2 с. 60-63 № 2,4,7

4.4
28 неделя
Компьютерные сети
1
Компьютерная сеть, локальная сеть, сервер, браузер
Понимать, что такое компьютерные сети, какие они бывают.
Уметь составлять сравнительную характеристику локальной и глобальной сетей, компьютера и сервера.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений.
Анализ информации;
Обобщение информации. 

Текущий
Беседа
Работа с файлом «Компьютерные сети»
Презентация
П. 19 Т №2 с. 65-68 №2,4,6

4.5
29 неделя
Информационные системы Комбинированный урок
1
Библиотека, энциклопедия, Интернет
Понимать, что такое информационная система, какие существуют информационные системы.
Уметь осуществлять поиск информации в информационной системе.
Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами
Текущий
Беседа
Работа в Интернете по распечатке и с таблицей в рабочей тетради
П. 20 Т №2 с. 70-74 № 2,3,8, 9

4.6
30 неделя
Подготовка к контрольной работе №4 Комбинированный урок
1
Компьютер, операционная система, системные программы, файл, файловая система, компьютерная сеть, локальная сеть, Глобальная сеть
Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Установление причинно-следственных связей.
Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений.
Анализ информации;
Обобщение информации.
Текущий
Беседа
Работа с файлом «Повторение»
Презентация
П. 16-20 Т.№2 С. 76-79 № 2,4,5

4.7
31 неделя
Контрольная работа №4
Урок проверки знаний и умений
1
Компьютер, операционная система, системные программы, файл, файловая система, компьютерная сеть, локальная сеть, Глобальная сеть
Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Структурирование знаний;
Научатся самостоятельно работать с учебником и рабочей тетрадью. Научится оценивать то, что усвоено и что подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Контрольная работа

КР №6 в ТКР
Вариант 1:
с. 49-52
Вариант 2:
с. 53-56
Презентация
П. 16-20

4.8
32 неделя
Годовое повторение
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Компьютер, части компьютера, программы и данные
Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Установление причинно-следственных связей;
Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений;
Анализ информации;
Обобщение информации.
Итоговый
Беседа
Работа в текстовом редакторе
Повторить термины на с. 106-107

4.9
33 неделя
Повторение изученного материала Урок обобщения и систематизации знаний Урок обобщения и систематизации знаний
1
Программы, системные программы: драйверы, утилиты, архиваторы, антивирусы, операционная система
Уметь обоснованно приводить примеры; решать информационные задачи
Установление причинно-следственных связей;
Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений;
Анализ информации;
Обобщение информации.
Итоговый
Беседа
Работа в текстовом редакторе
Презентация, распечатка


4.10
34 неделя
Повторение изученного материала
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Файл, система хранения файлов

Установление причинно-следственных связей;
Структурирование знаний.
Построение логических цепочек, рассуждений.
Анализ информации;
Обобщение информации.
Итоговый
Беседа
Работа в текстовом редакторе
Презентация, распечатка


4.11
35 неделя
Резервный урок
1









Требования к уровню подготовки:
Виды информации. Человек и компьютер (6 ч.)
Правила работы на компьютере и ТБ. Человек и информация. Источники и приёмники информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации.  Что мы знаем о компьютере.
Знать: 
что бывают искусственные и естественные источники информации;
основные источники информации;
правила работы с компьютером и технику безопасности;
Уметь:  
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: запускать тренажёры и тесты

Действия с информацией (9 ч.)
Немного истории о действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации.  Хранение информации. Обработка информации. 
Знать: 
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде.
Уметь:  
кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); 
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.

Объект и его характеристика (9 ч.)
Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения.  Элементный состав объекта.
Действия объекта. Отношения между объектами. 
Знать: 
что тексты и изображения  - это информационные объекты;
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами;
Уметь:  
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера.

Информационный объект и компьютер (10 ч.)
Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект.
Электронный документ и файл. Текст и текстовой редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и электронные таблицы. Таблица и электронные таблицы.
Знать: 
что документ  - это информационный объект;
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы).
Уметь:  
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск); 
запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор; электронные таблицы. 
Повторение изученного за год (1 ч.) 
Резерв 1ч.
Перечень учебно-методического обеспечения

Учебная литература
Учебник «Информатика» 3 класс, (в двух частях) Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 3 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Тетрадь для контрольных работ «Информатика» 3 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2. Учебно-методическая литература для учителя:
Бородин М. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы. 2-4 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике во втором классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Обучение информатике в третьем классе, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н. К. Информатика и ИКТ. Методическое пособие. 4 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Электронное пособие. CD-диски, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.
3. Интернет-ресурсы.
Электронное сопровождение УМК:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 3 класс(http://school-collection.edu.ru)
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»(http://school-collection.edu.ru)
Авторская мастерская Н.В. Матвеевой(http://metodist.lbz.ru)
Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru)
ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
ЦОР:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н. В. Матвеевой и др.. «Информатика», 3 класс ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] )
ЭОР Единая коллекция «Виртуальные лаборатории» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
ЭОР на CD – диске к методическому пособию для учителя 3 класс, Н. В. Матвеева и др.
Авторская мастерская Н. В. Матвеева ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] authors/informatika/3/ )
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР включают презентации, упражнения, клавиатурный тренажер, тренажер работы с мышью, плакаты и словарь.
4.Технические средства обучения.
Аппаратные средства
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Колонки (рабочее место учителя).
Проектор.
Локальная вычислительная сеть.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
Растровый редактор (входит в состав операционной системы).
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционной системы).
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
Браузер Google Chrome, Internet Explorer.
Антивирусная программа
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер.
Офисное приложение, включающее текстовый процессор со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентацийt, электронные таблицы, систему управления базами данных.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов











13PAGE 15


13PAGE 14715


13PAGE 15


13PAGE 141915




Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 515