Научная статья МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАьяМОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ УЧИТРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
В течение пяти лет наш коллектив осуществлял деятельность в рамках Федеральной экспериментальной площадки по проблеме «Интеграция общего и дополнительного образования с целью развития личности ребенка». В результате систематизации данных мною были составлены возможности взаимодействия учителей и педагогов ДО в условиях интеграции усилий общего и дополнительного образования.
На сегодняшний день, в рамках реализации стандартов второго поколения особое внимание уделяется учреждениям дополнительного образования и данные модели имеют практическую значимость при разработке и реализации интегративных курсов.
В ходе экспериментальной деятельности были выделены следующие уровни интеграции:
уровень межпредметных связей (предполагает реализацию на информационном уровне или разделении процесса деятельности обучающихся. Решает такие дидактические задачи: актуализация знаний учащихся; обобщение; систематизация);
уровень дидактического синтеза (предполагает интеграцию форм учебных занятий различных дисциплин, как правило, в рамках общего учебного занятия, урока. Информация выступает как средство воздействия на ребенка, устраняет перегрузку);
уровень целостности (завершается формированием новой учебной дисциплины, носящей интегративный характер и имеющей собственный предмет изучения).
Особое внимание стоит уделить моделям осуществления интеграционных связей на уровне межпредметном и дидактического синтеза.

Условные обозначения:





учитель общеобразовательной школы




педагог дополнительного образования


1. УРОВЕНЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
1.1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ПОДАЧА ИНФОРМАЦИИ (когнитивность)

















1.2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ, УМЕНИЯМИ













1.3. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПОДАЧА ИНФОРМАЦИИ















1.4. КОМБИНИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ





















УРОВЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА


















Выбор методов и средств обучения, на проводимых занятиях, обусловлен возрастными, психологическими особенностями обучающихся. Однако, предпочтительнее применение методов исследовательской, поисковой, проектной деятельности.
Деятельность педагога дополнительного образования и учителя общеобразовательного учреждения осуществляется по результатам составления «листов согласования». Данный документ предполагает распределение информационного блока, уточнение структуры, последовательности изложениясследовательской, поисковой, проектной деятельности.
твляется программного материала.
Интеграция усилий возможна не только в рамках предметов художествен-эстетического цикла, но и при изучении предметов естественно-математического.

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ 1 кл. МОУ СОШ № 2 – ВОЛОГЖИНОЙ С.В. И ПЕДАГОГА МО УДОД ГЦВР «ДОСУГ» - ДУБЧЕНКО Е.В.
ТЕМА УЧИТЕЛЯ: «ДЕСЯТОК»
ТЕМА ПЕДАГОГА: «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» (авторская программа социально-педагогической направленности «Познай себя» Дубченко Е.В.)

КОЛ-ВО ЧАСОВ
УЧИТЕЛЬ
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПЕДАГОГ


ЗНАНИЯ
УМЕНИЯ

ЗНАНИЯ
УМЕНИЯ


Понятие «десяток», образование десятка
Считать десятками, наглядно изображать десятки
«Занимательные истории»
Учащиеся делятся на команды, каждой предлагаются ключевые слова (числительные, 2 существительных) из которых ребятам предстоит составить рассказ, сказку. Составленные произведения зачитываются командам соперников. Их задача отгадать как можно больше ключевых слов.

«Счет по цепочке» (в прямом и обратном порядке, склоненных по падежам – не оглашая)
«Закончи фразу»
Учащимся предлагается закончить фразы: «Капитану было не до . пиратов», «Мюнхаузен рассказал о . подвигах» (вставить числительные 10, 20, 30)

«Портрет незнакомца»
Загадывается какое-либо число. Ребята одной команды подбирают описание этого числа (н-р 30: это сестра и брат, сестра встречается в треугольнике, брат появляется там, где чего-то исчезает) команда соперников пытается отгадать это число.

«Пароль недели»
Необходимо прочитать слоги в порядке номеров, надписанных выше
10 40 70 80 20 50 60 30 90
Ре да жить друж бя вай те та но!
Предлагается вспомнить какому герою, из какого произведения принадлежит афоризм.

«Каких чисел недостает»
Педагог называет два числа, ребята называют число, находящиеся между ними при счете.
Понятие речи, виды речи
Правильно использовать и склонять числительные


Понятие «круглое число»
Запись круглых чисел, их чтение, наглядное изображение


Осознанное применение понятий «число», «цифра»


Образование чисел второго десятка, название чисел второго десятка, название компонентов арифметических действий сложения и вычитания
Умение читать и записывать числа второго десятка, выполнение арифметических действий в пределах второго десятка

История возникновения десятичной системы исчисления, история возникновения численности, римские, арабские числа
Использовать понятие «десяток», «единицы», склонение числительных второго десятка, состав чисел второго десятка, как суммы разрядных слагаемых


Приведенные упражнения не только развивают речь, способствуют более крепкому усвоению программного материала, но и способствуют развитию познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, что в свою очередь характеризует вид интеграции на уровне дидактического синтеза.
У

У

П

целеполагание

П

мотивирование

У

основной блок информации

П

блок дополнительной информации

практическая область применения

У

П

целеполагание, мотивирование

основной блок информации

блок дополнительной информации

практическая область применения

У

целеполагание

П

мотивирование

У

овладение первичными умениями

П

область применения полученных умений, расширение диапазона





У

целеполагание

мотивирование

основной блок информации

блок дополнительной информации

П

овладение первичными умениями

область применения полученных умений, расширение диапазона

У

П

занятие

урок





дополнительные умения

способы овладения информацией

умения

основные умения

информация

основная информация

допол-ная информация

развитие личностной сферы ребенка



15