Рабочая программа по экономической и социальной географии мира, 58 часов

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13


ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
Область применения программы:
Реализация программы среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» осуществляется в соответствии с примерной программой общеобразовательной дисциплины География, разработанной для профессиональных образовательных организаций кандидатом географических наук Баранчиковым Е.В. при участии доктора педагогических наук, профессора Рыковой Е.А. и рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО (протокол №3 от 21 июля 2015 года).
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относиться к базовым общеобразовательным дисциплинам среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «География» призвана акцентировать внимание на целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов. При реализации программы учитывается метапредметная связь с общеобразовательными дисциплинами: Естествознание, Основы безопасности жизнедеятельности, Обществознание, История, а также обеспечивается преемственность преподавания дисциплины «География» с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС: «Основы экономики», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы социологии и политологии».
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геологических и экологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и стран;
воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; политической и экономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС.
Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине «География»:
Общее количество часов на изучение дисциплины дается в соответствии с примерными объемными параметрами общеобразовательной подготовки в образовательных учреждениях СПО социально-экономического профиля с учетом профиля получаемого профессионального образования составляет 54 часа, из которых аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, 36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов 18 часов (письмо ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ от 14.07.2012 г.).
В данной рабочей программе, в связи с обучением курсантов на занятиях, состоящих из двух аудиторных часов, а так же продолжительным периодом между занятиями 2 недели, были внесены некоторые изменения:
Общее количество часов составляет 58, из которых на аудиторные занятия, включая практические, приходится 39 часов, а на самостоятельную работу 19 часов. Увеличение произошло за счет прибавления количества практических и самостоятельных работ по разделу «Региональная география». СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка
58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка
39

В том числе:


практические занятия
14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
19

в том числе:


на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности


из них:


Составление таблиц «Этапы формирования политической карты мира», «Классификация государств по уровню экономического развития (5 типов)
2

Подготовка докладов на тему: «Характерные черты современной урбанизации»; Построить график «Динамика численности населения регионов мира за последние 150 лет»
2

Нарисовать карту зон экологического загрязнения в России. Подготовка докладов на тему: «Использование альтернативных источников энергии в регионе России»
2

Творческая работа на тему: «Современная экологии и ее значение для устойчивого развития общества»
2

Подготовка доклада на тему: «Крупнейшие машиностроительные компании мира. Философия успеха»
2

Подготовить доклад на тему: «История развития и современное значение вида транспорта » (виды транспорта -на выбор учащегося)
2

Подготовить доклад на тему: «Этапы формирования Европейского союза» ( этапы - на выбор учащегося)
2

На контурной карте отразить типологию государств Азии по регионам
1

Подготовить доклад на тему: «Причины слабого экономического развития стран Африки»
2

Подготовить доклад на тему: «Особенности экономического развития США и внешняя торговля страны»
2

Итоговая аттестация в форме
зачет



2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины География

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

36


Введение.
Источники географической информации

Содержание учебного материала:
2
1


География как наука. Структура географии. Экономическая и социальная география мира: значение, роль, структура. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование.



Тема 1.1 Политическое устройство мира
Содержание учебного материала
4
2


Страны на современной политической карте мира. Экономическая типология стран. Социальные показатели состояния развития стран мира. Государственное устройство стран мира.




Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Составить таблицу: «Этапы формирования политической карты мира»

1



Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Составить таблицу: «Классификация государств по уровню экономического развития (5 типов)
1


Тема 1.2 Население мира
Содержание учебного материала
4
2


Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения. Демографическая политика в разных регионах и странах мира.