Фольклорный праздник «Масленицу встречаем — Зимушку провожаем!»


Фольклорный праздник «Масленицу встречаем — Зимушку провожаем!»

Цель проведения праздника:
• формирование у детей младшего школьного возраста интереса к русской народной культуре посредством непосредственного вовлечения их в творческий и игровой процесс.
Задачи:
• создание положительного эмоционального настроя детей;
• углубление знаний о русской культуре, песнях, играх и обрядах;
• формирование всесторонне развитой личности посредством приобщения к культуре и искусству русского народа в процессе содержательной досуговой деятельности;
• развитие художественно- творческих способностей, словесного творчества, эмоционально- ценностного отношения каждого ребенка к действительности;
• воспитание чувства патриотизма, интереса к особенностям русских народных традиций;
• взаимодействие всех субъектов педагогического процесса и оказание комплексного воздействия на все стороны личности ребенка, способствуя его успешной социализации.
Предварительная работа:
• знакомство с празднованием Масленицы на Руси посредством просмотра презентаций, чтения детьми познавательной литературы;
• беседы с детьми на тему «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»;
• чтение детьми потешек, закличек, русских народных сказок;
• знакомство с народными играми, песнями, хороводами;
• изготовление костюмов и элементов костюмов к празднику;
• изготовление куклы «Масленица», куколок «Берегиня»;
• создание мини-музея «Народная игрушка- русская матрешка»;
• создание мини- музея «Народные игровые инструменты»;
• выставка рисунков «Самовар Самоварович», «Красота русского платка»;
• семейный фотоконкурс «Народные игры и забавы»;
• привлечение родителей воспитанников к выпечке блинов, оладьев.
Атрибуты:
• кукла- чучело «Масленица»;
• народные костюмы: «Скоморохи», «Домовой»;
• русские сарафаны для группы девочек;
• русские рубашки для группы мальчиков;
• костюм дляучителя«Сказительница»;
• элементы костюмов для персонажей: «Зима», «Блинок»;
• русские народные платки для оформления и для каждой девочки;
• народные музыкальные инструменты;
• карусель с лентами;
• столы, накрытые праздничными скатертями;
• самовар и чайный сервиз на каждый стол;
• блины и оладьи, которые напекли родители;
• варенье, мёд;
• валенки большие и маленькие для конкурса
Технические средства:
• звуковоспроизводящая аппаратура
• ноутбук с презентацией «Веселая Масленица»
Музыкальное оформление:
- «Полянка» русский народный наигрыш
- «Зимушка- зима» детская песня
- «Валенки» русская народная мелодия
- «Гармонь» русская народная мелодия
- «Калинка» русская народная мелодия
- «Масленица пришла» праздничная песня
- «Масленица (Ой да разгулялась зима)»
- «Масленицу зовем» веселые частушки
- «Прощай, прощай Масленица»
- «Карусели» песня- игра
ПРАЗДНИК
Класс празднично украшен.Дети ждут гостей. Звучит русский народный наигрыш «Полянка».
Сказительница (учитель, одетый в праздничную одежду):
- Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить, порадоваться, позабавиться, с Зимушкой снежной проститься да с Весной красной повстречаться!
На фоне просмотра презентации «Веселая Масленица»:
- Чтобы Зима не гневалась, ушла в положенный срок, русский народ издавна устраивал ей пышные веселые проводы, назвав этот обряд Масленицей. Длилась Масленица целую неделю, каждый день имел свое название, за каждым были закреплены определенные действия, правила поведения: понедельник- «встреча»; вторник- «заигрыш»; среда- «лакомка, разгул»; четверг- «разгуляй, широкий, четверток»; пятница- «тещины вечера»; суббота- «золовкины посиделки»; воскресенье- «прощеный день, проводы». Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня- масленица, госпожа- масленица».
- Сегодня здесь Весну встречаем
И с поклоном приглашаем
Всех, кто любит веселиться
И смеяться, и резвиться!
Давайте проводы Зимы играть,
Весну красную встречать!
Звучит песня «Масленица (Ой да разгулялась зима)» в исполнении группы девочек.
Сказительница:
- Какое только что закончилось время года?
Дети:
- Зима!
Сказительница:
- Правильно, зима. День становится длиннее. Все теплее солнышко светит. Кажется, что мы совсем недавно встретили ее, радовались первому морозу, первому снегу, любовались снежными узорами на окне. Давайте еще раз встретимся с Зимушкой- зимой!
Под музыкальное сопровождение «Зимушка- зима» в комнату входит девочка в костюме «Зима»
Зимушка:
- Снова в заботах зима-рукодельница -
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям - пушистые шапки,
Ёлочкам - варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
- Ах, поскорее весна бы настала… (Е. Явецкая)
Сказительница:
- Погоди, Зимушка, прощаться!
Не спеши с ребятами расставаться.
Мы хотим с тобой сплясать,
Песни спеть и поиграть!
Под музыкальное сопровождение «Валенки» выходит девочка в народном сарафане, на ногах- валенки.
Девочка:
- Как у нашей Даши
Чёсаные валенки,
А шуба багряная,
А личико румяное.
Вот какая Даша,
Красавица наша!
Проводится хороводная игра «Валенки»
Дети образуют круг, берутся за руки. В центр круга встает девочка, на кисти рук у нее надеты два валенка большого размера. Дети двигаются по кругу, девочка с валенками на руках - внутри круга, в противоположную сторону.
Дети (поют, называя имя девочки, находящейся внутри круга):
- Даша на базар ходила,
Даша валенки купила.
Стали мы её просить:
- Дай немного поносить!
Все останавливаются. Даша отвечает:
- Мне не жалко, поносите,
Поносите и верните!
Девочка подходит к детям, стоящим в кругу рядом друг с другом, протягивает им валенки, располагая их между детьми. Двое детей берут по одному валенку, надевают на свою обувь, поворачиваются спиной друг к другу и оббегают круг. Один бежит в правую сторону, другой – в левую. Пробежав по кругу и возвратившись к Даше, дети снимают валенок с ноги. Возвративший свой валенок первым считается выигравшим и при повторении игры становится в центр круга.
Зимушка:
- Я- Зимушка холодная, белая да седая!
В мешке стужу вожу,
С неба холодом трясу,
Сугробы наметаю,
Ковром землю застилаю!
Проводится игра «Не заморозь!»
Дети становятся в круг.
Зима говорит:
- Сейчас я заморожу вам, детки, носики!
Дети должны закрыть свои носики руками, чтобы Зима не успела до них дотронуться. Потом Зима пытается заморозить им ушки, глазки, животики и т. д.
Зимушка:
- Принесла я ветер, холод и мороз,
Вот вам одежды целый воз,
Кто смелее - оденется быстрее.
Проводится конкурсная игра "Кто быстрее оденется"
Дети делятся на несколько команд. Выбирают в каждой команде по одному ребенку: его будут одевать. За определенное время нужно одеть ребенка в зимнюю одежду, головной убор и обувь.
Дети:
- Достаточно, Зимушка,
Реки льдом ковать!
Деревца морозить,
Птиц и зверей вьюгами да метелями пугать!
Попрощаемся, Зима!
Ждем тебя, Весна- красна!
«Зимушка» покидает класс
В уголке за ширмой кто-то начинает шуршать, а затем чихать.
Домовёнок Кузя:
- Ап- чхи!
Сказительница:
- Кто это там в углу?
Выходи к гостям, покажись-ка нам!
Появляется домовенок Кузя.
Домовёнок Кузя:
- Я - хозяин дома, домовёнок Кузя.
За хозяйством в избе присматриваю,
Богатство семейное берегу.
Поиграть, потанцевать с вами хочу!
Проводится русская игра- забава «Катание на карусели».
Дети становятся парами вокруг карусели, берут ленточки в руки. Под музыкальное сопровождение идут по кругу, громко поют песню:
- Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, а потом постепенно ускоряют движения. После того, как дети пробегут два круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:
- Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз- два, раз- два!
Вот и кончилась игра!
Движение карусели замедляется, дети опускают руки.
Домовёнок Кузя:
- Будем петь, играть, гулять,
Боярыню - масленицу встречать!
Звучит веселая песня. В комнату входят скоморохи.
Они выносят куклу- чучело «Масленица»
Мальчик 1:- Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Девочка 1:
- С Масленицей поздравляем,
Солнца красного желаем,
Отогреться от зимы
Поскорей желаем мы!
Мальчик 2:
- С Масленицей ласковой поздравляем вас,
Пирогам повластвовать наступает час..
Масленица, Масленица,
Зиму унеси,
Масленица, Масленица,
К нам Весна приди!
Девочка 2:
- Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай!
Чтобы блины горочкой,
И все с икорочкой!
Звучат веселые частушки «Масленицу зовем» в исполнении группы детей.
- Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём!
- С доброй вестью к вам пришли,
Веселье, радость принесли!
Зима-то кончается,
Масленица начинается!
- Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Все друзья плясали, пели
И блиночки кушали!
- Становись в круг, весь народ!
Гармонист, грянь хоровод!
С доброй вестью к вам пришли,
Веселье, радость принесли!
- Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся,
Блинами объедаемся!
- Мы Маслену-хохотушкуПроводили на покой.
А теперь Весну-подружку
С солнцем встретим за рекой.
Вбегает в комнату Масленый Блинок.
Блинок:
-Уф, еле успел! Слышу, меня вспоминают, думаю: зачем это я понадобился? Уж не весну ли звать надумали!
Дети:
- Устали мы от зимы, очень хочется на солнышке погреться, на зеленой травке поиграть!
Блинок:
- А давайте-ка мы на улицу выйдем да чучело по древнему обычаю «сожжем», зиму проводим и весну позовем!
ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА школы.
Дошкольники выходят на игровую площадку школыгде уже собрались дети других классов На площадке проводится праздничная программа с играми, эстафетами, хороводами
По окончании программы дети лепят снежки и забрасывают ими куклу - чучело «Масленица»:
- Гори, чучело зимы!
Нам не надо кутерьмы!
Мы хотим весны, мы хотим весны!
Прощай, зима, здравствуй, весна!
- Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты прощай, прощай,
Наша широкая!
Зазывают весну:
- Весна, весна, весна красная,
Приди, весна, приди, ясная!
Красно солнышко в дорогу выезжай,
Зимний холод, зимний холод прогоняй!
Дети исполняют хороводную песню «Прощай, прощай Масленица»
Затем детей приглашают на чаепитие с блинами и оладьями. Дети рассаживаются за столами, начинается веселое чаепитие. Проводится дегустация разных сортов варенья, которыми угощает домовой Кузя.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «Весенние праздники, игры и забавы для детей», В. М. Петров,
Г. Н. Гришина (ТЦ «Сфера», Москва, 1999)
2. «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников»
М. А. Давыдова (ООО «ВАКО», Москва, 2007)
3. «Игры, забавы, развлечения для детей 6-7 лет» Э. М. Гамидова(издательство «Учитель», Волгоград, 2015)
4. «Духовно- нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста» Т. М. Акинина(УЦ ПЕРСПЕКТИВА, Москва, 2012)
5. «Народные праздники на святой Руси» Н. П. Степанов
(Москва, 1992)
6. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева
(ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2004)
7. «Знакомство детей с русским народным творчеством» О. Л. Князева
(ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2004)