Конспект урока: «Линия и пятно. Декоративные элементы».

Тема урока: «Линия и пятно. Декоративные элементы».
Цель: развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через изобразительное искусство; развивать интерес к художественной деятельности к произведениям графического искусства; умение воспринимать красоту окружающего мира, отображенного в графических произведениях.

Задачи:
- предоставление детям возможности освоить и развить художественные навыки;
- знакомство с новой техникой изображения;
- воспитание чувства прекрасного, аккуратности, наблюдательности и внимания.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Ознакомление с новым материалом.
Восприятие учащимися нового материала.
Просмотр работ. Подведение итогов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
–Здравствуйте,ребята! Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель задаёт вопросы:
что такое графика, и какие виды графики вы знаете?
какие материалы являются графическими?
что такое декорирование, стилизация формы?
3. Ознакомление с новым материалом.
Дается небольшая информация о декоративной стилизации.
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Природные формы всегда доступны, их можно трансформировать, стилизовать. Стилизуя изображаемые объекты, можно найти множество новых оригинальных способов отображения действительности. Использование декора в таком способе изображения должно быть направлено на усиление выразительности объекта. Виды декора могут быть самые разные – это дело фантазии автора.
Сегодня мы с вами попробуем стилизовать простые формы известных вам растений, грибов, рыб, насекомых и используем различные виды декора при их изображении.
А помогут создать нам этот декор такие графические элементы как точка, линия и пятно.
Возьмем бумагу формата А – 3, на ней надо изобразить любую простую форму – растение, бабочку, рыбу. Далее надо плоскость листа расчленить на части, которые получаются при пересечении хаотичных линий. Каждый получившийся такой участок украсить своим декором так, чтобы форма изображаемого объекта четко читалась, а для этого надо умело распределить пятна по тону в формате плоскости, то есть правильно использовать сочетание контрастов – светлого и темного.
Если использовать только линии и точки, то это даст ощущение прозрачности поверхности, легкости, мягкости, такая поверхность лишена сильных контрастов, а значит, она малоактивна. Линию и точки можно использовать для передачи светлых поверхностей.
Пятно в отличие от линии и точки воспринимается очень активно, имеет резкость и контраст, а поэтому используется для выявления формы и передачи темных поверхностей. Смешанный декор линии, пятна и точки является наиболее выразительным, так как позволяет в зависимости от преобладания или линии или пятен получить разную эмоциональную окраску.
Рассмотрите внимательно таблицу с разнообразием декоративных элементов, которые можно использовать при работе. Обратите внимание, как получается светлый и темный декор.
Количество видов декора может быть разным и может повторяться
в различных частях листа, чтобы не нарушить композиционную цельность.
Очень важно во время декорирования сохранить форму изображаемых объектов, то есть силуэт должен четко читаться, а этого можно добиться только при использовании контрастов темного и светлого.

Пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции.
 
В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки. Каждая такая форма обладает своими специфическими композиционно-художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную, тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка»  мягкими затеками и т. д.
 
Простейшая композиционная задача заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер.
Одно и тоже пятно может выглядеть светлым на более темном фоне и темным на более светлом фоне.
Темное и светлое образуют контраст.
Контраст – это противопоставление.
Резкий контраст( черное и белое)
Мягкий контраст- противоположности сближены.

Ахроматические цвета – черный, белый и все оттенки серого.
Выполнение упражнений


Выполните рисунок используя резкий контраст (например изображение панды)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Тренировочное упражнение для студентов.
Материал: лист бумаги формата А4, графитные карандаши, резинка, образец с различными типами линий.
Ход работы.
На листе нарисовать от руки 6 одинаковых квадратов.
В 1-ом квадрате изобразить волнистые горизонтальные линии с разной степенью нажима на карандаш.
Во 2-ом квадрате нарисовать дугообразные линии, не поворачивая при этом лист.
В 3-ем квадрате изобразить прямые вертикальные линии с разной степенью нажима на карандаш.
В 4-ом квадрате нарисовать ломаные линии без отрыва карандаша от листа.
В 5-ом квадрате изобразить спираль без отрыва карандаша от листа.
В 6-ом квадрате нарисовать штриховые полосы с градацией тона.
Подписать работу.













Контрольные вопросы и задания: 1.Какую роль играет рисунок в различных видах ИЗО искусства? 2. Расскажите о выразительных средствах рисунка. 3. Перечислите художественные материалы для рисунка. 4.Выполните упражнение на передачу различного характера линий с помощью графитного карандаша.

Задание для самостоятельной работы: зарисовка растительных форм средствами линии, пятна и штриха( например, 3 зарисовки одного и того же комнатного растения разными приёмами художественной выразительности)

Просмотр работ. Подведение итогов.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Что нового для себя вы открыли на уроке?
- Оцените работы самостоятельно.
- Ребята, давайте разложим ваши рисунки и сравним их между собой. Посмотрите, насколько у каждого из вас читается образ, насколько каждый из вас грамотно разместил декор по плоскости изображения. Кто не справился с задачей? Почему? В целом работы у всех получились отличные.
Все молодцы! До свидания!