Исследование в действии: «Использование различных форм взаимодействия на уроках и во внеурочное время для повышения темпа чтения у учащихся начальных классов».

«Нельзя быть счастливым, не умея читать.
Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек,
нравственный невежда»

В.А.Сухомлинский
Исследование в действии:
«Использование различных форм взаимодействия на уроках и во внеурочное время для повышения темпа чтения у учащихся начальных классов».

Цель: научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению.
Ожидаемый результат: повысят темп чтения через использование различных приемов.

Методы сбора данных:
Наблюдение за чтением учащихся на уроках и во внеурочное время.
Анкетирование учащихся и родителей.
Фото, видеосъемка деятельности учащихся на уроке
Мнения учащихся, родителей об использовании различных форм взаимодействия на уроках литературного чтения.
База исследования: КГУ «Средняя школа имени В.И.Ленина» село Улкен Нарын ВКО
Место проведения исследования: 3 «Б» класс
Время проведения исследования: 29 января-20 марта 2014 года
Раздел 1. Обоснование выбора темы для исследования
Проработав более 17 лет в школе учителем начальных классов, я часто задавала себе вопрос: как научить детей хорошо читать. С проблемой низкой техники чтения я встретилась в данном классе. Это очень важно, так как научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения.Обучаясь на занятиях коучинга, я узнала о новых методах и подходах в работе учителя: диалогическое обучение, критическое мышление, ОдО и др., старалась уделять большое внимание изучению методов и средств. Исходя из этого, я задалась целью провести в 3 классе исследование: «Использование различных форм взаимодействия на уроках и во внеурочное время для повышения темпа чтения у учащихся начальных классов». Сначала хочу дать краткую характеристику класса. В данном классе обучаются 17 учеников, из которых 10-девочки и 7-мальчики, 1учащийся-обучается по вспомогательной программе на дому. Уровень ЗУН средний, составляет 47%.Я проверила темп чтения учащихся на начало исследования. Результаты показывают, что из 16 учащихся норму выполнили только 3 учеников (более 70слов). Для того, чтобы успешно организовать исследование было проведено родительское собрание.
Фото 1. Родительское собрание-практикум
Родителям было предложено анкетирование. Цель этой работы помочь родителям осознать ценность детского чтения, познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса на начало исследования.
Также родителям была показана презентация «Воспитание у детей интереса к чтению», обсуждение ситуаций в группах. Я отметила, что родители узнали, как заинтересовать ребенка читать, поняли, что читают детям редко, но стараются обсуждать прочитанное. На собрании родители были ознакомлены с состоянием читательского интереса учащихся из анкет учеников.
Фото 2. Анкета учащегося
Я порекомендовала родителям записать детей в районную библиотеку, читать детям книги, увлекать своим примером и запланировала на уроках внеклассного чтения больше знакомить детей с интересными книгами, завести читательский дневник, инсценировать сказки.
Раздел 2. Отчет о внесенных в практику изменениях и использованных методах сбора данных.
На уроках я применяла идеи модулей, используя разные формы взаимодействия, пыталась выяснить, как влияют на результат темпа чтения учащихся, внесенные в мою практику изменения.
Основной акцент я поставила на следующих подходах:
- критическое мышление, потому что ученикам необходимы не просто знания, а развитие таких навыков как: наблюдение, анализ, синтез, оценивание
-диалогическое обучение, т.к. преподавание в форме диалога позволяет использовать потенциал диалога для стимулирования и развития учащихся
-ОдО, для того, «чтобы учащиеся взяли на себя большую ответственность за свое обучение, а роль учителя - помочь учащимся в обучении тому, как учиться»
-обучение Талантливых и Одаренных
В исследовании участвовали все дети третьего класса, но основное внимание было обращено на трех учеников, читающих с разной скоростью чтения. И цель моего исследования выяснить, как повлияют внесенные в практику изменения на быстрого, среднего и медленного ученика.


Фото 3.быстрый Фото 4.средний ученик Фото 5. медленный
1.Наблюдая за тремя учениками, я давала им отдельные индивидуальные задания. Например, задание приготовить книжку-мультфильм по прочитанному произведению. Этот прием был эффективным, как для быстрого, среднего, так и для медленного ученика.
Фото3.Книжки-мультфильмы учащихся

2.Использовали игры на уроке «Передачка», «Вкусные слова» и другие.
3.Дети и родители ежедневно вели читательский дневник, где отмечали дату чтения рассказа или книги, автора и название книги, а также, сколько страниц за этот день прочитали и за какое время. Каждый ребенок писал аннотацию о прочитанном произведении.

Фото 4. Читательский дневник учащегося
4.Составляли памятки по чтению
5.Выполняли красочную «Гусеницу» с названиями и авторами, прочитанных книг.
6. Прием пятиминутного чтения вначале урока я использовала на каждом занятии, будь то урок математики или музыки. Жужжащее чтение вначале урока вполголоса было эффективным, что впоследствии отразилось на результатах темпа чтения учащихся данного класса. К исследованию подключились мои коллеги.
7. Многократность чтения, чтение в темпе скороговорки.
8.Учащиеся самостоятельно находили скороговорки, чистоговорки, записывали в тетради и заучивали наизусть.

Раздел 3. Выводы и анализ.
Проанализировав работу учащихся по критериям правильного, беглого, выразительного чтения, я пришла к выводам:
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 1 «Техника чтения быстрого, среднего, медленного»

Раздел 4. « Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики».
При проведении исследования в действии я хотела найти наиболее эффективные формы взаимодействия на уроках и во внеурочное время, которые способствовали повышению темпа чтения учащихся.
На мой взгляд, я считаю, что исследование достигло ожидаемого результата. Все участники исследования понимали цель данной работы. Однако двух месяцев для исследования было недостаточно. Я предполагаю, что результат окажется успешнее, если мы продолжим исследование в данном классе. В следующий раз, внося изменения в практику, я буду больше внимания уделять средним ученикам. Запланировала организовать «Литературную гостиную». Проведя технику чтения на конец исследования, я обнаружила, что из 16 учеников у 13 учеников темп чтения соответствует норме. Мне необходимо постепенно усложнять и разнообразить процесс обучения, для того чтобы при отработке необходимых знаний и навыков у учащихся появилось стремление к обучению и любознательность.
Список используемой литературы: Стрельцова О. «Воспитание у детей интереса к чтению». Начальная школа.









13PAGE \* MERGEFORMAT14115