ТРКМЧП в начальной школе


Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе.
МОУ СОШ пгт Атамановка
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Василовская А.И.
Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум – передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.
Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).
Немного истории. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка, Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка, К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления, Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении, гражданского и правового образования и др.
Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:
дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления;
критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить;
существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Что же такое критическое мышление? Приведу цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Оно предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами, а также предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление».
Подробнее остановлюсь на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии).
Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.
На стадии «Вызова» использую следующие приёмы.
Фрагмент урока окружающего мира. Тема: «Как мы общаемся с миром».
Вызов.
Приём «Корзина идей».
На доске вывешено изображение корзины. Объявляю тему урока и спрашиваю:
- Ребята, как каждый из вас общается с миром? Обсудите в паре.
Далее представитель от каждой пары называет по одному сведению или факту, не повторяя ранее сказанное. Записываю все мнения, даже ошибочные (важно!), в Корзину идей. На стадии осмысления по ходу работы ошибочные сведения исправляются.
Фрагмент урока обучения грамоте (литературное чтение). Тема: «Значение слова» (стихотворение И.Токмаковой «Плим»)
Вызов.
Приём «Выглядит как…, звучит как…»
-Что вы представляете, когда слышите слово «плим»? (Выглядит как – зрительные ассоциации, звучит как – зрительные ассоциации).
Урок обучения грамоте (русский язык). Тема: «Алфавит».
1.Вызов.
Приём «Верите ли вы».
Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?
Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?
Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?
Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук?
Фрагмент урока литературного чтения. Тема: «Сказки народов России».
1.Вызов.
Приём «Прогнозирование по названию».
-Что вы знаете о зайце?
- А что можете рассказать о черепахе?
-Как вы думаете, о чём может идти речь в сказке под названием «Заяц и черепаха»?
Важно дать высказаться всем желающим.
На стадии рефлексии стоит вернуться к прогнозам и проверить, что сбылось, а также спросить детей, почему автор выбрал такое название.
Фрагмент урока литературного чтения. Тема: «Нет друга – ищи, а нашел – береги» ( Э.Шим «Брат и младшая сестра»).
1.Вызов.
Приём «Прогнозирование по иллюстрации»
-Прочитайте название рассказа и фамилию автора. Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о ком это произведение.
-Что с ними могло произойти?
-Давайте прочитаем рассказ и выясним, внимательно ли художник читал произведение и насколько правдивы его иллюстрации.
Фрагмент урока окружающего мира. Тема: «Охрана природы».
Вызов.
Приём «Таблица З-Х-У».
знаю хочу узнать узнал
-Что вы знаете о том, какой вред люди наносят природе? Заполните 1 графу.(Можно с помощью учителя).
-Что бы вам хотелось узнать по этой теме? Заполните 2-ую графу.
На стадии рефлексии заполняется 3-я графа и идёт обсуждение.
Фрагмент урока русского языка. Тема: «Звуки и буквы».
Вызов.
Приём «Кластер».
На доске записано: Звуки.
- Назовите всё, что вам пришло на ум, связанное с темой звуки.
Звуки природы звуки музыки
ЗВУКИ
Звуки речи слышим произносим
Гласные согласные
Ударные безударные твёрдые мягкие звонкие глухие
- Приведём в систему всё, что вы знаете о звуках.
Фрагмент урока окружающий мир. Тема: «С утра до вечера».
Вызов.
Приём «Верные и неверные утверждения».
У каждого ребёнка – листок с табличкой.
1 2 3 4 5
-Послушайте некоторые утверждения. Если вы согласны с ними, поставьте плюс, если несогласны – минус.
1. Чтобы быть весь день бодрыми, по утрам нужно делать зарядку.
2. В выходной день можно лечь спать попозже.
3. Зубы нужно чистить утром и вечером.
4. На завтрак полезнее съесть сосиску, чем кашу.
5. Нельзя гулять на улице, если там холодно.
На этапе рефлексии дети проверяют правильность выполнения этого задания.
Можно сделать вывод, что на стадии вызова у учащихся активизируются имеющиеся ранее знания, пробуждается интерес, определяются цели предстоящего изучения материала. Нередко можно увидеть такую картину: некоторые школьники не особо напрягаются, предпочитая дождаться момента, когда другие решат предложенную задачу. Поэтому стараюсь организовать деятельность на стадии вызова так, чтобы каждый ребёнок смог принять участие в работе. Моя задача – в свою очередь обобщить знания учащихся, помочь каждому из них определить «своё личное знание» и основные цели.

Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, диаграмм Венна, дневников двойной записи; развивающая лекция, изложение в паре, «инсерт» – чтение текста с пометками и т. д.
На стадии осмысления в первом классе можно использовать следующие приёмы.
Урок литературного чтения. Тема: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги» (В.Осеева «Хорошее»).
2. Осмысление.
Приём «Перепутанные логические цепочки».
Восстановите последовательность событий.
Покачала головой няня.
Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.
Погладила мама Юру по голове.
Обиделась сестрёнка, отошла.
Урок окружающего мира. Тема: «Красная книга России».
2. Осмысление.
Приём «Инсерт».
- Во время чтения статьи учебника делайте пометы:
+ это мне известно
- новое, неизвестное
V интересно, хочу узнать больше
? непонятно
Урок русского языка. Тема: «Слоги».
2. Осмысление.
Приём «Карусели»
Еле-еле, еле-еле,
Завертелись карусели.
Всё быстрей они бегут,
Совершая целый круг.
Работа в группе. Из слов, записанных на доске, первый ученик выписывает слово, которое нельзя разделить на слоги, передаёт другому, так по кругу, пока лист не вернётся. Затем – проверка.
Урок технологии. Тема: «Закладка с вышивкой».
2.Осмысление
Приём «Кубик»
На гранях большого яркого кубика – задания: опиши, сравни, ассоциации, проанализируй, примени, «за» и «против». Бросаем кубик, дети выполняют то задание, которое им выпало.
Урок литературного чтения. Тема: «Л.Н.Толстой «Косточка».
2. Осмысление.
Приём «Чтение со стопом».
При подготовке к уроку я заранее выделяю 3-4 остановки. Задаю учащимся вопросы, которые помогают пробудить их интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу разные стороны мышления, проанализировать средства художественной выразительности.
1-ая остановка после слов «Он всё ходил мимо слив»
- Почему Ваня никогда не ел слив?
- Как вы думаете, он решится взять без разрешения сливу? (Приём «Дерево предсказаний»)
2-ая остановка после слов «Нет, я не ел».
-Почему Ваня не смог удержаться?
-Отчего он покраснел?
3-я часть читается до конца.
-Для чего папа решил испугать детей?
-Почему все рассмеялись?
-Почему сам мальчик заплакал?
Урок литературного чтения. Тема: «Е.Пермяк «Золотая рыбка».
2. Осмысление.
Приём «Толстые и тонкие вопросы».
Тонкие вопросы Толстые вопросы
Куда поехала Юрина семья?
Сколько рыб поймал Юра?
Что сделали с рыбой?
Почему автор называет семью дружной?
Почему все хвалили Юру?
Чему Юра радовался?
-Попробуйте задать по содержанию рассказа сначала «тонкие» вопросы, на которые можно ответить одним словом.
- А теперь задайте «толстые» вопросы, которые требуют ответы-рассуждения.
Урок обучения грамоте. Тема: «Буква я в начале слова и после гласных».
2.Осмысление.
Приём «Ромашка Блума».
На доске – рисунок ромашки с 6-ю разноцветными лепестками. После знакомства с содержанием рассказа «Яблоня» на практическом материале знакомлю детей с видами вопросов:
Простые – Кто помирил всех зверей?
Уточняющие – Вы сказали, что всех помирил медведь?
Объясняющие – Почему разгорелся спор?
Творческие – Что могло случиться, если бы в спор не вмешался медведь?
Оценочные – Как бы вы назвали поведение ёжика?
Практические – Чему нас научил рассказ?
В парах дети составляют вопросы нужного вида.
Главными задачами на фазе осмысления или поиска ответов является активное получение информации, соотнесение новых знаний с ранее изученными. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.
Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия – синквейна, кластера («пучок»), дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.
Урок окружающего мира. Тема: «Природа в городе».
3.Рефлексия.
Приём «От обратного»
- Что было бы, если бы вдруг в нашем городе исчезли все природные объекты.
Урок обучения грамоте. Тема: «Буквы е,ё после согласных»
3.Рефлексия
Приём «РАФТ»
Р – роль – Знайка
А – аудитория – коротышки
Ф – форма – сказка
Т – тема – работа букв е,ё
- Представьте, что вы – Знайки. Перед вами – жители Цветочного города. Сочините сказку о роли букв е, ё в словах и выступите перед коротышками.
Урок обучения грамоте. Тема: «Гласные и согласные звуки».
3.Рефлексмя.
Приём «Синквейн»
Звуки
Гласные, согласные
Льются, шумят, звенят
Мы их произносим
Устная речь.
Урок окружающего мира. Тема: «В Ботаническом саду».
Приём «Архивариус».
Задание на дом: узнать, что такое дендрарий. Обязательно указать источник информации.
Урок обучения грамоте. Тема: «Буквы е,ё в начале слова и после гласных».
3.Рефлексия.
Приём «Нарисуй жадность».
Авторы отмечают, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.
Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, могу планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости своих учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение для меня как педагога – я могу свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечной цели применения технологии РКМЧП – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли в полном объеме извлекать необходимую информацию из любого текста, могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то. Передо мной стоит задача – работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. Авторы говорят, и я с ними согласна, что мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.
Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют, по мнению авторов технологии, определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление:
– учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
– ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
– должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
– в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
– учитель должен верить в способности каждого ученика.
Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.
Литература
Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие.-новосибирск, 2011.
Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.
Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.
Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2002. – 88 с.
Интернет-ресурсы.