Урок по Экономике организации на тему Показатели эффективного использования основных средств

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛУКОЯНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»


Рассмотрено:
на заседании ЦМК
по экономическим дисциплинам
Протокол № _1__
от «09» сентября 2014г.
Председатель ЦМК
______А.Р. Замалетдинова


Методическая разработка открытого урока
Дисциплина: Экономика организации
Для специальности: 100701 Коммерция (по отраслям)
Тема урока: «Показатели эффективного использования основных средств»



Разработала:
преподаватель спецдисциплин
Замалетдинова А.Р.





Гагино
2014 год



План

Психолого – педагогическая характеристика группы
Обоснование проекта урока
Проект урока
Структура урока
Самоанализ























Психолого – педагогическая характеристика группы
Характеристика обучающихся группы:
-общее количество обучающихся – 24 человека,
- соотношение по половому признаку – 1 юноша, 23 девушки,
- отношение к учёбе у обучающихся положительное, преобладающая оценка «хорошо». Успеваемость хорошая. Основные мотивы учения – это познавательные интересы, старательны. Можно отметить самостоятельность в суждениях, умение самостоятельно анализировать, сравнивать. Развито творческое воображение. Память устойчивая. Внимание сосредоточенное. Быстро схватывают основные понятия. Мышление развитое.
- уровень сформированности у обучающихся группы знаний, умений, навыков средний и выше среднего.
Социальные характеристики: обучающиеся редко конфликтуют друг с другом, доброжелательны, во взаимоотношениях со сверстниками можно отметить взаимовыручку, часто сильные обучающиеся помогают слабым, сформированный коллектив способствует сплочённости группы. На замечания педагогов реагируют адекватно. Наличие положительных лидеров способствует плодотворной работе группы. Была выбрана групповая форма работы, чтобы активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся на уроке. Групповая форма работы подразумевает творческую деятельность обучающихся в микрогрупповом режиме, ответственность каждого обучающегося за работу группы, оценка собственной деятельности на уроке. Постановка обучающимися собственных целей в начале урока является залогом успешности всего урока. Группы сформированы таким образом, что в каждой группе можно выделить лидера, способного организовать работу группы. Соотношение сильных и слабых обучающихся в группах одинаково, что позволяет предполагать эффективность работы каждой группы.







Обоснование проекта урока
Актуальность темы
Одной из особенностей урока является то, что преподаватель, предлагая обучающимся рассмотреть пример - исследовать два состояния основных средств - новый и старый трактора, подводит обучающихся к формулированию темы и целей урока.
Содержание материала соответствует уровню знаний обучающихся и программе, находится в рациональной последовательности его рассмотрения, имеет доступный уровень сложности, способствует развитию экономического мышления и общей культуры обучающихся, прививает любовь к профессии. Содержание учебного материала в соответствии с целевой установкой и методами обучения обеспечивают мотивацию деятельности обучающихся, сотрудничество преподавателя и обучающегося, контроль и самоконтроль.
Разнообразные формы познавательной деятельности способствуют включению каждого обучающегося в работу на уроке. Все части урока связаны между собой единой дидактической целью, переходы от одного этапа к другому проводятся плавно, логично.
На уроке используется: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] созданная в программе PowerPoint; терминологический диктант, годовая отчетность предприятий Гагинского района. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса.
Групповая форма урока способствует активизации творческих способностей и познавательной активности обучающихся, вырабатывает умение сравнивать, анализировать, доказывать своё мнение правильно, аргументировано. Работа на уроке построена по принципу: «Способны все!». Каждому обучающемуся предоставляется право выступить, проявить себя, высказать своё мнение. Постановка собственных целей способствует вовлечению в работу каждого обучающегося микрогруппы. Работа с отчетностью предприятий требует погружение в нее, расчет и анализ показателей, сравнительную характеристику, также способствует укреплению межпредметных связей: бухгалтерский учет, анализ финансово-хозяйственной деятельности. Работа с материалом сменяется непременной «социализацией».

Проект урока

Дисциплина: Экономика организации

Группа 2К, специальность: 100701 Коммерция (по отраслям)

Преподаватель: Замалетдинова А.Р.

Тема урока: «Показатели эффективного использования основных средств»

Тип урока: урок комбинированный

Продолжительность урока: 45 минут

Межпредметные связи: бухгалтерский учет, анализ финансово-хозяйственной деятельности

Внутрипредметные связи: понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура. Оценка основного капитала. Износ и амортизация основного капитала.

Данный урок в учебной программе относится к разделу «Материально-техническая база организации (предприятия)», Тема 2.1. Основной капитал организации и его роль в производстве.

Методы и приемы: наблюдения, сравнения, практические, алгоритмизированные, частично-поисковые.

Практическая реализация: на уроке представлен интересный фактический материал, в течение урока постоянно происходит смена видов деятельности обучающихся. Использование ИКТ делают урок интересным и разнообразным.

Цели урока:

Обучающая: закрепить базовый уровень экономической грамотности, необходимый для обучающихся; закрепить знания по оценке эффективности деятельности предприятия на основе расчетов показателей использования основных фондов предприятия, инновационности технологических процессов, разрабатываемых в условиях предстоящего курсового и дипломного проектирования.

Развивающая: развивать культуру экономического мышления, познавательные умения, умения самостоятельно расширять диапазон знаний, анализировать, делать выводы, выделять главное, приобретать навыки исследовательской работы, использовать знания в профессиональной деятельности.

Воспитательная: воспитывать широкий профессиональный кругозор, трудолюбие и упорство в достижении цели, прививать любовь к профессии.

Задачи:
в результате изучения этой темы обучающийся должен четко представлять задачи и цели анализа использования основных производственных фондов.
Знакомство с отчетностью предприятия
Профессиональная ориентация обучающихся
Навыки работы с ИКТ

Квалификационные требования:
Обучающийся должен уметь:
рассчитывать по принятой методологии основные экономические показатели деятельности организации;
находить и использовать необходимую экономическую информацию.
Обучающийся должен знать:
управление основными средствами и оценку эффективности их использования;
состав материальных ресурсов организации, показатели их эффективного использования.

Формирование компетенций обучающихся в ходе урока:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.
ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

Средства обучения:
Учебно-методические средства
Методические рекомендации по выполнению практического задания

Учебно-наглядные, технические средства
Изобразительные:
Мультимедийная презентация, созданная в программе Power Paint

Дидактический материал:
Задания для практической работы, годовая отчетность предприятий Гагинского района (ф.№5 Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках)

Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Пакет прикладных программ Microsoft Office
Табличный редактор Word
Графический редактор Paint.

Средства контроля:
Индивидуальный опрос
Фронтальный опрос
Самостоятельная работа обучающихся

Литература:

Т.Ф. Басова, В.И. Иванов, Н.Н. Кожевников и др. Основы экономики и управления: учеб. пособие-5-е изд., 2012.- 272 с.
Котерова Н.П. Микроэкономика: учеб. пособие: Допущено Минобразованием России. – 4-е изд., 2012.- 208с.
Сафронов Н.А. Экономика предприятия. Учебник. – М.: Юристъ, 2003. -720с. (Высшее образование)
Чечевицина Л.Н. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы). – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 2003г.

Хронокарта открытого урока

Время проведения – 45 минут

№ п/п
Структурный этап занятия
Время
Цель
Содержание
Результат

1.
Организационный момент
2 мин
Создание рабочей обстановки
Обеспечение психологической подготовки обучающихся к предстоящему занятию
Приветствие

Организация внимания

2.
Целеполагание и мотивация деятельности
5 мин
Акцентирование внимания на значимости темы
Анализ слайдов о состоянии основных средств предприятия
Восприятие информации, включение в работу

3.
Определение темы и целей урока


2 мин.

Формирование готовности к восприятию
Сообщение темы и целей урока

Запись темы урока в тетради

4.
Активизация и закрепление теоретических знаний
6 мин
Терминологический диктант
Проверка знаний обучающихся
Термины по теме
Запись терминов

5.
Расширение и углубление знаний обучающихся по теме
10 мин
Изучение нового материала
Показатели движения и технического состояния основных средств
Запись формул в тетрадь. Понимание их применения

6
Закрепление знаний обучающихся
16 мин

Выявление сформированности знаний обучающихся
Работа обучающихся в малых группах
Работа с таблицей на компьютере
Составление таблицы в группах и сводной таблицы на компьютере

7.
Итог урока
3 мин.

Обобщение и систематизация изученного материала
Выводы по результативности учетной деятельности и достижений целей урока
Оценка деятельности обучающихся

8.
Сообщение домашнего задания
1 мин.
Закрепить изученный материал
Выучить формулы по теме
Выработка умения применять формулы



Содержание урока

Ход урока
Обоснование деятельности преподавателя
Прогнозируемая деятельность обучающихся

1.
Организационный момент
Преподаватель приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих. Проверка подготовленности к уроку.
Дежурный называет отсутствующих

2.
Целеполагание и мотивация учебной деятельно-сти
Вводная часть: вступительное слово преподавателя.
Сегодня мы продолжим изучение темы: «Показатели эффективного использования основных средств» (Слайд№1).
Посмотрите на экран и сравните две картинки, на которых изображены трактора.

Ответьте на вопросы:
- Чем отличаются они?
- Как вы считаете почему?
- Какой вывод вы можете сделать ?
Обучающиеся слушают преподавателя
Обучающиеся сравнивают изображения на экране
Обучающиеся отвечают на вопросы, делают выводы

3.
Определение темы и цели урока
Сегодня на занятии мы с вами разберем тему «Показатели эффективного использования основных средств»
Целями нашей работы будут обучающая: закрепить базовый уровень экономической грамотности, необходимый для обучающихся; закрепить знания по оценке эффективности деятельности предприятия на основе расчетов показателей использования основных фондов предприятия, инновационности технологических процессов, разрабатываемых в условиях предстоящего курсового и дипломного проектирования; развивающая: развивать культуру экономического мышления, познавательные умения, умения самостоятельно расширять диапазон знаний, анализировать, делать выводы, выделять главное, приобретать навыки исследовательской работы, использовать знания в профессиональной деятельности; воспитательная: воспитывать широкий профессиональный кругозор, трудолюбие и упорство в достижении цели, прививать любовь к профессии.
Задачи:
в результате изучения этой темы обучающийся должен четко представлять задачи и цели анализа использования основных производственных фондов.
Знакомство с отчетностью предприятия
Профессиональная ориентация обучающихся
Навыки работы с ИКТ
Обучающие записывают число, тему урока в тетрадь

4.
Активизация и закрепление теоретических знаний
Задание: записать термин по определению.

Фондоотдача - показатель выпуска продукции на I руб. стоимости основных фондов, т.е. показывает насколько эффективны вложения в ОС
Фондоемкость - величина, обратная фондоотдаче, показывает долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции
Фондовооруженность труда определяется как отношение стоимости основных фондов к числу рабочих на предприятии, работавших в наибольшую смену
Коэффициент экстенсивного использования оборудования определяется как отношение фактического количества часов работы оборудования к количеству часов его работы по норме
Коэффициент интегрального использования оборудования определяется как произведение коэффициента экстенсивного и интенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности (мощности)
Обучающиеся пишут диктант из терминов



Обучающиеся называют записанные по определению термины









5.
Расширение и углубление знаний обучающихся по теме
1. Сообщение обучающегося по теме урока
2. Вступление преподавателя.
Основные фонды (средства) являются одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия, от их уровня использования напрямую зависит прибыль предприятия. При имеющемся техническом уровне и структуре основных производственных фондов увеличение выпуска продукции, снижение себестоимости и рост накоплений предприятий зависят от степени использования основных производственных фондов.
Поэтому изучение и исследование основных фондов, показателей ОПФ и поиск резервов повышения эффективности их использования является основной задачей предприятия.
3.Работа с лекционным материалом.

Показатели движения и технического состояния основных средств:
Коэффициент обновления ОПФ (Кобн) Кобн = ОФв.п / ОФк.г , где ОФв.п - стоимость вновь поступивших в текущем году ОПФ.
Коэффициент ввода ОПФ (Квв) Квв = ОФвв / ОФк.г , где ОФвв - стоимость введенных фондов в текущем году;
ОФк.г - стоимость ОПФ на конец года;
Коэффициент выбытия ОПФ (Квыб) Квыб = ОФвыб / ОФн.г , где ОФвыб - стоимость выбывающих фондов в текущем году;
ОФн.г - стоимость ОПФ на начало года;
Коэффициент износа ОПФ (Кизн) Кизн = И / ОФп , где И - сумма начисленного износа ОПФ на момент расчета, начиная со дня ввода фондов в эксплуатацию;
ОФп - первоначальная стоимость ОПФ;
Коэффициент годности ОПФ (Кг) Кг = (ОФп - И) / ОФп
4. Опрос по новому материалу.
Назовите с опорой на конспект показатели движения и технического состояния основных средств
Выступление обучающегося
Обучающиеся слушают вступающегося и преподавателя





Обучающиеся записывают лекционный материал












Обучающиеся отвечают с опорой на конспект

6.
Закрепление знаний обучающихся
Работа обучающихся в малых группах
Группа делится на 3 подгруппы, каждая получает задание.

Задание. У каждой группы на столах лежат годовые отчеты отчетного года предприятий Гагинского района. Нам понадобится форма№5 «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках». Ваша задача - определить показатели движения основных средств предприятия по данным отчетности.
Полученные результаты мы выведем на экран и сравним.
Демонстрация результата работы каждой группы на проектор
Задание. Представители каждой группы должны занести данные в электронную таблицу и объяснить полученные результаты
Демонстрация презентации курсовой работы по теме урока
Обучающиеся делятся на группы, получают задания
Обучающиеся в группах работают годовыми отчетами предприятий


Обучающиеся работают с таблицей на компьютере
Просмотр презентации

7.
Итог урока, оценка деятельности обучающихся
Ребята, давайте подведем итог сегодняшнему занятию.
Опрос обучающихся:
Я понял(а).
Было интересно.
Было сложно
Нужно выучить

Выставление оценок.
Обучающиеся высказывают своё мнение


8.
Сообщение домашнего задания –

Домашнее задание: выучить формулы по теме, решить задачу
Обучающиеся записывают домашнее задание












Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 615