Природные зоны. Тундра. Урок окружающего мира, 4 класс


МБОУ «СОШ №11» г. Калуги
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по окружающему миру, 4 класс, поучебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» для 4 класса, М.: «Просвещение», 2011
Тема урока: «Природные зоны. Тундра».
Автор:
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №11»
г. Калуги
Фокина Наталья Анатольевна
2014
Тема урока «Природные зоны. Тундра».
Цели: 1) образовательная: познакомить учащихся с особенностями природных условий тундры, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека, познакомить с экологическими проблемами зоны тундры,
2) развивающая: проанализировать, как растения и животные приспособились к климатическим условиям тундры, сравнить сходства и различия природы тундры и природу арктических пустынь, 3) воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Формируемые УУД
Личностные: соблюдение нравственных и этических норм поведения на уроке.
МетапредметныеКоммуникативные: умение работать в паре, вести диалог, высказывать свою точку зрения, взаимопомощь.
Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать свои действия, корректировать их, подводить итог, делать выводы, оценивать работу свою и товарищей.
Познавательные: анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать.
Материально-техническая база: проектор, интерактивная доска, ноутбук учителя, документ-камера.
Учебно-методическое обеспечение: карта природных зон, учебник А. А. Плешаков «Окружающий мир» для 4 класса, М.: «Просвещение», 2011, рабочая тетрадь А. А. Плешаков «Окружающий мир» для 4 класса, М.: «Просвещение», 2014, карточки с индивидуальным заданием.
Используемые приёмы ТРКМЧП (технология развития критического иышления через чтение и письмо): кластер, система меток.
Ход урока
1.Оргмомент. Создание комфортной ситуации.
Слайд 1: Делу, потехе, время, час
Задание: составить пословицу, объяснить смысл.
Обобщение учителя: - Будем трудиться, учиться, стараться и всё получится. А значит получить радость от своего труда и своих достижений.
2.Актуализация знаний.
У.: - Как понимаете выражение «природные зоны»?
Предполагаемый ответ:
- Природная зона - участок земной поверхности, отличающийся от других своеобразием природных условий, характером растительности, животного мира.
Природные зоны различаются по соотношению тепла и влаги.
У.: - Перечислите, какие вы помните природные зоны.
Д.: - Арктическая пустыня
Тундра
Тайга
Смешанный лес
Лесостепь
Степь
Пустыня
Полупустыня и т. д.
У.: - Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке?
Д.: - Зону арктических пустынь.
У.: - Давайте вспомним, что мы уже знаем о ней по схеме
а) индивидуальная работа по карточкам.
б) фронтальная работа по слайду 2
Кластер
Зона арктических пустынь
климат


деятельность
человека

животный мир
растительность




Температура воздуха
Рыбы
Звери

Г. П. на карте


Осадки

Птицы


3.Создание проблемы и определение цели урока.
У.: - Сегодня мы отправимся в путешествие в другую природную зону нашей страны. Посмотрите на карту природных зон и найдите следующую зону, которая находится южнее. Каким цветом она выделена. Кто может показать?
Дети находят зону тундры.
- Сформулируйте тему урока.
Д.: - Мы будем изучать природную зону тундры.
У.: - Может кто-то может нам рассказать о ней по кластеру?
У.: - Посмотрите на нашу схему (кластер): что мы можем узнать о тундре?
4.Открытие новых знаний через чтение текста учебника «Тундра», пометки в книге и письмо (заполнение таблицы в тетради).
Далее идёт работа в группах
1 группа находит материал в учебнике о климате тундры.
2 группа – о растительности тундры.
3 группа – о животном мире.
4 группа – о хозяйственной деятельности населения тундры.
Используется система меток.
Каждая группа заполняет свой раздел в таблице тетради
Название
п. з. Климат Растительность Животный мир Хоз. деятельность населения Прочее
Далее идёт обмен информацией, в ходе выступлений представителей групп дети заполняют таблицу целиком.
Расширение раздела в кластере (слайд 3):
Растительность




Деревья

Травы

Кустарники


В конце взаимопроверка и рассказ по кластеру о зоне тундры по
слайду 4 (полный кластер).
Зона тундры

деятельность
человека
климат

растительность
животный мир




Рыбы
Насекомые
Птицы
Звери
lefttop
Травы
Деревья

Кустарники

У.: - Сравните природу Крайнего Севера и тундры по кластеру.
5.Рефлексия
У.: - Что нового узнали?
- О каких незнакомых ранее растениях и животных прочитали?
Оценка своей работы с помощью смайликов:
У.: - Оцените свою работу. Покажите, на сколько вы довольны своей работой на уроке.
Оценка работы учителем.
Слайд 5: Ученье свет, а не ученье тьма. (объяснение смысла).
6.Домашнее задание (разного уровня по выбору):
Для всех – работа в печатной тетради,
Составить 2-3 цепи питания.
Приготовить доклады о ранее незнакомых растениях или животных.