Технологическая карта урока по информатике в 9 классе по теме Встроенные функции


Технологическая (развернутая) карта урока по информатике для 9 класса «Встроенные функции».
Цели урока: Практически отработать навыки использования стандартных встроенных функций при проведении расчетов и анализе данных
.
Тип урока: открытие новых знаний.
Используемые средства обучения: карточки, интерактивная доска (ИД).
Структура урока (указание этапов и времени).
№ п/п Этапы урока Планируемое время
1 Организационный момент 1 минута
2 Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности 5-6 минут
3 Постановка цели и задач урока 4-5 минут
4 Открытие новых знаний и первичное закрепление 3-5 минут
5 Практическая работа 15-18 минут
6 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 минуты
7 Итог урока. Рефлексия деятельности. 2 минуты
Цель/задачиэтапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Компетенции/
аспекты компетенции/УУД
I этап. Мотивация к учебной деятельности(самоопределение к учебной деятельности) (1 мин)
Цель:Мотивация к учеб-ной деятельности, включение
в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Задачи:
– проверить готовность к уроку;
– создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок  Приветствие.
Открыть на доске окно программы MicrosoftExcel.
-Что вы видите на экране?
-Мы с вами работали с этой программой?
– Что мы изучали на предыдущих уроках.
-окно программы excel
-да
-Изучили , какую информацию можно вносить в таблицу, приемы работы в таблице, что такое относительные, абсолютные, смешанные ссылки.
Коммуникативная: (умение высказывать свое мнение)
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5-6мин) Цель:Воспроизвести знания и способы действий, необходимые и достаточные для открытия новых знаний.
Задачи:- выявить затруднения в деятельности учащихся;
– определить границы знания и незнания;
– подвести детей к формулировке темы
- Какую информацию можно вносить в ЭТ?
- Какие типы данных вы знаете?
Задание1. Распределите информацию по столбцам.
Числовая Текстовая Дата,
время
2,5 - числовая
03 00 554323 - текстовая (т.к. первый стоит 0)
5.6 - текстовая ( т.к. число записывается через запятую)
-7Е+11 - числовая
Ученик -текстовая
07.07.2015 -дата
Июнь - текстовая 8 августа 2015 - дата
12\02\98 - текстовая ( у даты слэш в другую сторону)
02:12:34 - время
-Хорошо, с данными разобрались, а как вы определите, что это формула?
Задание2. Назовите номера строк, под которыми записаны формулы.
А$1+B1=
=C4-2D2
=4*B1-$C$3/2
= x+2y
=A1:D3
=SIN(A1)-сумм (А1:Н1)
Почему выражения, записанные под номерами 2,4 и 5, не являются формулами, они ведь тоже начинаются со знака равно?
(Что означает знак $ ?)
-Что вы можете сказать про запись 6? Является эта запись формулой?
-Чем является SIN(Х) в математике?
-Значит в ЭТ встроены уже функции, поэтому…
- данные и формулы
-числовой, текстовой, дата, время, логический.
 Определить, все ли я понял на предыдущих уроках, умею ли я правильно определять типы данных.
12704699000
- формула начинается со знака =
Ответ: 3,6?
-выражение под номером 2: не стоит знак между 2 и D2.
- выражение под номером 4: х и у не являются ячейками, между 2 и у нет знака.- выражение под номером 5: двоеточие обозначает не деление, а диапазон.
-?????
Возможные ответы учеников
-функцией
Информационная (переработка, использование информации для решения учебных ситуаций).
Коммуникативная(умение отстаивать свою точку зрения)
III этап. Постановка цели и задач урока(4-5 мин)
Цель: создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно находят решение
-Попробуйте сформулировать предложение дальше: «Формула начинается со знака = и может содержать …..
– Сегодня мы продолжим изучать электронные таблицы. Запишите тему нашего урока: Встроенные функции.
-Встроенные функции этозаранее определенные формулы.
(Одна из целей разработки табличных процессоров была автоматизация статистической обработки данных.Этим объясняется довольно многочисленная группа статистических функций.)Работа на интерактивной доске. Можно вызвать ученика.
-Давайте попробуем установить соответствие.
Имя функции Действие функции
СУММ Определение наибольшего значения из списка аргументов
МИН Суммирование аргументов
МАКС Вычисляет среднее арифметическое аргументов
СРЗНАЧ Определение наименьшего значения из списка аргументов
Удобно эти функции применять для целого диапазона ячеек – любой прямоугольной части таблицы.
-Запишите в тетрадь:
Диапазон – прямоугольная область таблицы.
Обозначается: А2:D3- прямоугольник, у которого верхний левый угол ячейка А2, правый нижний D3.
Задание.

Запись в тетрадь:
СУММ(диапазон)- вычисляет сумму заданного диапазона.
СУММ(A2:D2),
СУММ(A2, D2)
В чем разница между этими записями?
-Как вы думаете, а зачем придумали в ЭТ функции?
-Приведите примеры, где в жизни вам они понадобятся?
-Какие вопросы у вас возникли в связи с новой темой?
-Давайте попробуем разобраться. -Числа, адреса ячеек, знаки арифметических операций (+, -, *, /, ^)и встроенные функции.

домысливание
-6 ячеек
-8 ячеек
-5 ячеек
-вычисляет сумму диапазона
-вычисляет сумму двух ячеек А2 и D2
-Где найти эти функции и как ими пользоваться ?Общекультурная (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения).
IV этап . Открытие новых знаний и первичное закрепление (3-5 мин)
Цель: организация усвоения учащимися нового знания в результате совместной работы с учителем
Задачи:
– создать условия для освоения учащимися нового материала;
– обеспечить и организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся
-В электронных таблицах реализовано несколько сотен встроенных функций, подразделяющихся на: математические, статистические, логические, текстовые, финансовые и др.
(идет сопровождение в программе)
Правила ввода функций
Выделить ячейку, где будет введена функция
fx на панели инструментов
Выбрать функцию из списка
В окне Число ввести диапазон исходных данных
Ок

-Диалоговое окно позволяет упростить создание формул и свести к минимуму количество опечаток и синтаксических ошибок. При вводе функции в формулу диалоговое окно отображает имя функции, все её аргументы, описание функции и каждого из аргументов, текущий результат функции и всей формулы.

Можно набирать функцию сразу в строке формул. При этом будет высвечиваться подсказка.
Задание . Перед вами электронная таблица
А В С D E F
1 1 2 3 =срзнач(С1:Е1)
2 1 3 2 1 2 3 =мин(С3:Е4)
4 3 4 5 3 =макс(С4:Е4)
5 =сумм(А2:А4) Какие значения будут получены в ячейках А5, F1, F3, F4?
Личностные УУД:
- развитие познавательных интересов
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
V этап. Практическая работа (см. приложение 1) (15-18 мин)
Цель: организация усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Задачи:
-Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся практического задания
-Закрепление новых знаний посредством выполнения практического задания
– организация самопроверкиучащимися своих решений по эталону;
– выявление типичных ошибок и их коррекция
– создание ситуации успеха
Выполнение практической работы на ПК.
-Читать все умеют?
-Тогда внимательно читайте задание и самостоятельно выполняйте.
Если кто-то закончит работу раньше, поднимите руку, я проверю.
(Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют задание)
С чем столкнутся учащиеся в работе (Возможные трудности в работе) :Объединение ячеек
Установить формат числа с точностью 2 знака после запятой
Расположить заголовки таблицы в несколько строк, их выравнивание
Оформление границ
Использование абсолютных ссылок Кто выполнил работу может помочь одноклассникам. Коммуникативные УУД:
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Задачи:
– закрепитьизученный учебныйматериал;
– побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся;
По окончанию работы. Присаживайтесь на свои места.
Запишите домашнее задание: Выписать все статистические функции, которые мы сегодня рассмотрели.
Посмотреть математические функции и выписать 7-8 знакомых (например:ABS( ), корень( ), ПИ ( ), ГРАДУСЫ, COS, SIN) VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итогпроделанной работе на уроке, оценка результатов деятельности учащихся.
Итак, давайте подведем итоги урока.
проверка усвоенного материала.. Воспроизведение этапов проведенной практической работы.
Озвучивание полученных оценок.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Рефлексия.
Регулятивные УУД:
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД:
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Приложение 1
Практическая работа «Статистические функции».
Задание1.
На листе 1 - Составьте ЭТ «Результаты соревнований по плаванию»

В ячейки F3-F7 записывается минимальный результат из трех заплывов каждого участника.
Среднее время для каждого спортсмена находится как среднее арифметическое трех его заплывов.
В ячейку F9 записывается минимальное время из столбца.
В столбец «Отклонение» записывается разность между лучшим временем спортсмена и лучшим результатом соревнований.
В ячейку G9 записывается среднее арифметическое из столбца.
В ячейку «Максимальное отклонение» (H9) записывается максимальное значение столбца.
Проверь полученные результаты по таблице.

Задание 2.На листе 2 протабулируйте функцию хх+1 на отрезке [0;3] с шагом 0,2
Подсказка: найти среди математических функций, как записывается квадратный корень.
*Задание 3. На листе 3 постройте график функции SIN(x)на отрезке [-5;5] c шагом 1.
Сохраните работу в своей папке под названием «Встроенные функции»».