Применение здоровьесберегающих технологий на уроке информатики


ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.Автор:Быстрова Е.В.учитель информатикиГрабская ОШ I-IIстАмвросиевского района ДНР Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. В этой связи резко возросли требования к информационной компетентности личности, как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности, то есть определенный уровень информационной культуры и культуры поведения в информационной среде. В настоящее время главная задача системы общего образования – заложить основы информационной компетентности личности, т.е. помочь обучающемуся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения. Понятие «информационная компетентность» Понятие «информационная компетентность» определяется на современном этапе развития педагогики неоднозначно. В узком смысле она связывается с умением использовать новые информационные технологии, средства и методы (по существу, это компетентность в области информационно-коммуникационных технологий). Можно рассматривать информационную компетентность в более широком смысле, как интегративное качество личности, проявляющееся в способности самостоятельно искать, выбирать, интерпретировать, анализировать, организовывать, систематизировать, преобразовывать, сохранять, представлять и передавать информацию в различных формах и на различных носителях. Информационная компетентность – одна из ключевых компетентностей. Она имеет свою структуру и выполняет следующие функции:- познавательную, направленную на систематизацию знаний, познание и самопознание; коммуникативную, направленную на передачу информации с использованием различных носителей; адаптивную, позволяющую адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе; нормативную, включающую систему норм, правил и требований в информационном обществе;оценочную, заключающуюся в умении ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную информацию; развивающую, способствующую формированию активной и творческой позиции личности. Проектная деятельность на уроках информатики :Создает устойчивую положительную мотивацию к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач;Формирует чувство ответственности за выполняемую работу;Создает условия для отношений сотрудничества между учащимися;формирует навыки применения программного обеспечения в разных прикладных областях;способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения;позволяет создать реальный продукт. Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи. Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников. Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов. В рамках только предмета информатики трудно найти много достаточно интересных тем для проектов, так как информатика сама по себе – прикладная дисциплина. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами. Задания на развитие информационной компетентности могут быть следующих типов: подготовка тематического справочного материала: буклеты, электронные учебники и электронные учебные пособия(использование мультимедийных энциклопедий, справочников, Интернет-ресурсов, баз данных – работа с текстовыми и HTML-редакторами). математическое и имитационное моделирование (сбор статистического материала, выявление зависимостей – использование электронных таблиц, использование программ автоматизированного вычисления, работа с программами построения графических зависимостей); разработка мультимедийных презентаций по различным темам (поиски и структурирование учебного материала, отбор и обработка необходимой информации – использование ресурсов Интернет, работа с редакторами презентаций). При выполнении заданий любого типа обучающийся попадает в ситуацию необходимости:представления информации (работа с графическими и текстовыми редакторами, публикация результатов в Интернет, подготовка и демонстрация презентации, составление графических зависимостей);передачи информации (использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций).поиска информации (рекомендуется использовать ресурсы Интернет, предусмотрена работа с поисковыми системами, открытыми мультимедийными энциклопедиями, базами данных);обработки информации (анализ поисковой задачи, определение необходимых источников, проверка достоверности (валидности) полученного материала, преобразование форматов.) Нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций. Можно выделить следующие виды деятельности: Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.), Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.). Технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. Преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.) Владение навыками работы с различными носителями информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.) Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.) Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что применение метода проектов помогает в полной мере осуществлять формирование информационной компетентности учащихся.Спасибо за внимание!