Конспект урока по истории на тему Дворцовые перевороты (7 класс)


Тема: «Значение эпохи дворцовых переворотов»
Тип урока: комбинированный (расширение и углубление знаний, полученных при изучении дворцовых переворотов XVIII века, сочетаются с элементами повторения пройденного материала)
Форма проведения: урок – мастерская
Образовательные технологии, применяемые при изучении темы:
Технология проблемного обучения: в начале урока перед учащимися ставится проблемный вопрос, ответ на который они ищут в течение всего урока.
Технология сотрудничества: работа в группах. Учащиеся объединены в 2 исследовательские группы, в 1 группу для слабоуспевающих.
Технология критического мышления: анализ текстовой информации
Задачи изучения темы
Расширить представления учащихся о дворцовых переворотах XVIII столетия, углубив их знания
Продолжить формирование у учеников аналитических навыков
Пробудить интерес у учащихся к изучению исторической личности
Планируемые результаты
Предметные: умение изучать и систематизировать информацию, полученную из различных исторических источников (исследовательская работа творческих групп); овладение целостным представлением об особенности эпохи дворцовых переворотов; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личности; знание хронологии.
Метапредметные: уметь формулировать собственную позицию по вопросу; осуществлять анализ исследуемой информации; умение строить логическое рассуждение и делать вывод; осознанно использовать речевые средства; умение работать индивидуально и в группе.
Личностные: постепенное формирование чувства уважения к истории своего народа; усвоение гуманистических ценностей; осознание моральных норм общества и ориентация в поведении на эти нормы.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Оргмомент Приветствие. Ребята, я предлагаю принять соглашение, которое будет помогать нам всем на этом уроке.
Итак, если вы со мной согласны прошу сделать три хлопка. Мы работать будем:
Дружно; (три хлопка)
Активно; (три хлопка)
Творчески; (три хлопка)
Интересно (три хлопка)
Ну что же, мне нравится ваше настроение, я желаю нам творческой и интересной работы. Приветствие.
Постановка учебной задачи. Целеполагание. Обратите внимание. На ваших столах есть маленькие листочки, посмотрите, что на них написано, познакомьтесь с надписями друг у друга, найдите общий признак и объединитесь в группы.
Итак, у нас получилось 3 группы. По какому принципу вы объединились?
Значит темой нашего разговора будет…..эпоха дворцовых переворотов.
Ребята, обратите внимание на экран (показывает картинки-ассоциации). Кто что увидел?
Ребята, все посмотрели и каждый увидел что то своё. Так и в истории, одно и тоже событие или одна и та же личность вызывает разные оценки и толкования. Я предлагаю вам по новому посмотреть на знакомую тему.
Оцените в листе самооценки уровень своих знаний на начало урока по теме: «Дворцовые перевороты» Знакомятся с информацией. Поиск общего признака и объединение в группы.
Отвечают: 1 гр. – имена правителей эпохи дворцовых переворотов; 2 гр.- причины дворцовых переворотов.3гр- выполнить интерактивное задание
Внимательно смотрят на экран, называют ассоциации.
Оценивают в листе самооценки уровень своих знаний на начало урока
Усвоение новых знаний и способов действий Ребята, а какие слова вы подобрали бы для характеристики данной темы?
В истории существует много разных оценок которые дали этой эпохе известные историки.
В.О. Ключевский «Россия «отдыхает» от Петра»
С.М.Соловьёв «Дворцовые перевороты – шаг назад в российской государственности»
Н.П. Ерошкин «Приемниками Петра 1 оказались слабовольные и малообразованные люди, проявлявшие подчас больше заботы о личных удовольствиях, чем о делах государства»
А.Б. Каменский (историк к 20в.), преподаватель Российского гос. Гуманит универс.: «дворцовые перевороты- период модернизации русского общества и государства»
С.О. Шмидт: «период дворцовых переворотов – период интенсивного государственного и культурного строительства, направленного на модернизацию российских порядков в новых условиях.
Смысл высказываний всем понятен. Какие задачи вы перед собой поставите?
Вам также необходимо подумать кто будет представлять результаты вашей работы. Составить синквейн.
Даёт задание для 3 группы (слабоуспевающие учащиеся) Называют слова-ассоциации
Называют задачи.
Работают в группах, работают с учебником, с дополнительными текстами, анализируют и обобщают информацию. Записывают аргументы на листах А4.
(во время презентации работы группы листы прикрепляются к магнитной доске)
Закрепление знаний и способов действий Сделайте вывод, о какой характерной черте дворцовых переворотов говорит нам судьба этого императора?
Допустимо ли беззаконие и насилие над личностью во имя высших государственных целей? Представляют результаты работы в группах.
Еграшина Е. – сообщение о Иоанне Антоновиче
Главные мысли учащихся: право на жизнь – священное право для всех; благородная цель не может достигаться бесчестными средствами и т.п.
Подведение итогов Ребята, мы выслушали аргументы обоих групп. Сформулируйте, к какому общему выводу мы пришли?
Эпоха дворцовых переворотов оказала большое влияние на дальнейший ход истории, определила некоторые направления ее развития: в частности, наметились тенденции к дальнейшему укреплению самодержавия и усилению позиций дворянства.
Историки не дают однозначной оценки, отмечая как позитивные, прогрессивные моменты в развитии страны, так и отрицательные явления. Присоединимся и мы к данной точке зрения.
Завершите работу в листе самооценки. Оцените свою работу на уроке, в группе, уровень знаний в итоге урока.
Делают выводы по уроку.
Самооценка в раб.листеРефлексия Ребята, я сложу листок и расправлю, у меня останется след. Так и наша встреча оставила след. Для меня вы оставили сегодня хорошее впечатление. Порадовали меня своими ответами. Хочется отметить…….А какой след остался у вас от этого урока? Делятся своими впечатлениями об уроке.
Инф. о д/з Вопросы и задания на стр.189 Записывают д/з
Приложение
1 группа
Усиление роли гвардии в государственных делах (так как гвардия была дворянской по своему составу).
Указ Петра I 1722года о престолонаследии, в котором оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого сам выберет.
Появление дворянских группировок, борющихся за власть.
2 группа
Екатерина I Алексеевна
Петр II Алексеевич
Анна Иоанновна
Иоанн IV Антонович
Елизавета Петровна
Пётр III Фёдорович
Екатерина II Алексеевна
3 группа
Интерактивные задания
Выполни задание по теме «Дворцовые перевороты» (параграфы 20-21, 22), следуя алгоритму:
Восстанови последовательность прихода к власти монархов.
Укажи их имена, годы правления, степень родства с Петром I (жена, внук, дочь, внучатый племянник, супруга внука)
Подбери для каждого монарха портрет, наклей в первую колонку таблицы.
Подбери из перечня для каждого монарха ключевое слово, характерное для его правления. Впиши слова в таблицу.
Ключевые слова:
- Анна Леопольдовна
- Продолжение политики Петра I
-Меншиков и Долгорукие
- Кондиции, Бирон
- Верховный тайный Совет
- «Манифест о вольности дворянской»
- Великая
Дворцовые перевороты
Монарх (имя, портрет) Годы правления Степень родства с Петром I Ключевые слова
Правило составления синквейна:
1 строка – одно существительное (тема)
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней
5 строка – одно слово, ассоциация к теме.
Пример синквейна: Война. Беспощадная, кровавая. Убивают, разрушают, страдают. Война приносит горе в каждый дом. Жестокость.
Оцени свою работу на уроке по 5-ти балльной системе:
ФИ ученика Мои знания по теме
(начало урока) Моя работа на уроке Моя работа в группе Мои знания по теме
( итог урока)
Работа с тестом по теме «Дворцовые перевороты»
Критерии оценивания:
До40% – оценка «2»
40%-60% - оценка «3»
61% - 80% - оценка «4»
81% - 100% - оценка «5»
ФИ ученика % выполнения заданий Оценка