Музейная педагогика одна из форм современных образовательных технологий


Музейная педагогика одна из форм
современных образовательных технологий
Сыровацкая Ольга Викторовна,
учитель географии , МБОУ "СОШ №13"
город Братск, Иркутская область

В настоящее время в обществе и в образовании происходят большие изменения. Речь идет о модернизации образовательного процесса. Новое должно органично сочетаться с хорошо проверенным старым. Тема, которую мы сегодня затрагиваем далеко не новая , но играет большую роль в образовательно-воспитательном процессе. Дело в том, что возможности музейной педагогики используются по разным причинам в школе недостаточно. Можно подумать, что у нас все благополучно и с нравственностью, и с патриотизмом, и с образованием.
Тему эту нельзя назвать неисследованной, по ней имеется много публикаций.  Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. Первоначально оно трактовалось, как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися. В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 г. И постепенно получало все большее распространение. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности и важнейшим институтом социализации детей и подростков .
Мы рассматриваем музейную педагогику, как одну из форм современных образовательных технологий и возможности использования в современном образовательно-воспитательном процессе школы.
Суть музейной педагогики – системное использование в учебно-педагогическом процессе созданной в образовательном учреждении культурно-исторической среды.
Образовательная система, в которой взаимосвязаны различные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса: экспедиции, экскурсии, походы, встречи, поисково-исследовательские конференции, литературно-исторические вечера, открытые уроки, викторины, конкурсы детского творчества (сочинений, стихов, рассказов, сценариев, поделок, рисунков), где совершенно обоснованным и закономерным является использование современных педагогических технологий: проектных, игровых, информационно-коммуникативных, поисково-исследовательских - это и есть современная школа. В программе основного общего образования сказано , что это "один из тех путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность".
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре традициям,  истории следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытий. Будущее определяют сегодняшние ученики и от того, какими они вырастут, какие приоритеты выберут, будет зависеть состояние общества и его дальнейшее развитие, поэтому  гражданское, духовно – нравственное   воспитание в изменившемся мире и обществе выступают на первый план и становятся приоритетными и в этом деле музеи играют не последнюю роль.
Актуальным является и то, каким будет человек 21 века: жестким прагматиком, отрицающим принципы морали и нравственности, не признающим ничего кроме собственного благополучия и не принимающим никаких ценностей кроме материальных, не говоря уже о долге защиты Отечества, о патриотизме и национальной гордости,   или человеком  способным понимать и принимать  другую веру, другую культуру, помнящим и уважающим традиции своего народа, способным стать на защиту Отечества?
    Особенности музейной педагогики:
музейная деятельность является одной из ведущих направлений деятельности образовательного учреждения, включается в план учебно-воспитательной работы школы и выходит за рамки школьной жизни, т.о. музей становится центром просветительской деятельности как в школе, так и вне ее;
многогранность интересов учащихся определяет необходимость создания на базе школы музея, который располагает большими возможностями для активного участия школьников в познавательной, поисково-исследовательской, творческой, трудовой, экскурсоводческой деятельности;
музейная деятельность способствует расширению форм организации учебно-воспитательного процесса на базе музейного комплекса: проведение уроков, в т.ч. по теме экспозиции, экскурсии, внеклассных мероприятий, лекционных встреч, тематических вечеров;
направленность деятельности музейной педагогики: культурно-просветительская, методическая, информационная, обучающая;
активизация методов деятельности современного образовательного учреждения способствует воспитанию у учащихся интереса к исследованиям, социально значимой деятельности, расширяет возможности школы в расширении сфер деятельности, включающей в образовательную практику таких форм и методов как экспедиции, встречи, экскурсии, вечера, конференции, разнообразную проектную деятельность;
школьный музей – центр углубленного изучения истории родного края.
Принцип личностной ориентации, в его основе лежит знание личностных качеств субъекта, его ценностных ориентацией, духовных потребностей, мотивов поведения и деятельности.
 Принцип учета индивидуальных и возрастных способностей;
 Принцип развития личности, который исходит из понимания необходимости активного участия учащихся в музейном образовательном процессе;
В основе музейно-педагогического процесса лежат исторически сформированные принципы:
- интерактивность, ибо человек запоминает только то, что делает;
- комплексность, означающее включение всех  каналов восприятия (чувственный,  логико-аналитический, психомоторный),
- программность, которая обеспечивает усвоение информации и
приобретение умений на основе специально разработанных программ.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране практическое применение музейной педагогики в современном воспитательно-образовательном процессе явно недостаточно для более полной реализации возможностей музейной педагогики, но это вопрос времени, так как роль самих школ и музеев неуклонно возрастает, а, следовательно, возрастает и роль музейного педагога как посредника между школой и музеем.
Однако для приобретения методических навыков в музейно - педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия
Организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Деятельность в рамках музейной педагогике включает в себя:

·        Поисково-исследовательскую деятельность: палеонтологические находки Братского водохранилища; походы на шлюпах.

·       Информационно-познавательную: презентации по углеводородному сырью иркутской области; исследовательские работы по темам "Металлургия: мифы и реальность", "Церкви Приангарья", «Создание реабилитационного центра для детей инвалидов и лечение с помощью иппотерапии в городе Братске», «Пляжи Братского водохранилища», «Уличный спорт - в Братске», «Туристические базы Байкала», "Лечебные свойства минеральных источников Иркутской области, Бурятии и Китая"

·       Экскурсионную: "Полезные ископаемые Иркутской области"
Различные формы , которые используются в образовательном учреждении стали основой музейно - педагогических программ. Рассмотрим основные направления:
1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию .
2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно - педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов - подлинников.
Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке.
3) Развитие творческих способностей - третья ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. Можно предложить такие формы, как творческая лаборатория, фестиваль, сопровождающиеся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп .
4) Общение - установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.
5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде.
Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума. Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея со школой, интеграции школьной и музейной педагогики.
В настоящее время культурно - образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего, с детской и подростковой аудиторией.
Тенденция последних лет - внимание к культурно-образовательной среде, которая становится одним из приоритетных направлений деятельности школы и главная их цель - образование человека культурой.
 
Литература
Кузнецова С.А. Воспитание эстетического восприятия школьников. Сб. научных статей. Выпуск 1 СГПИ, 2000г.
Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование.
едведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. творческой лаборатории. Музейная педагогика. Кафедра музейного дела. М. 1997.
Гогиберидзе Г.М., Чесняк Г.М. Формирование музейной педагогики. Преподавание истории в школе. №8. 2007.
Косова И.М., Медведева Е.Б. Отечественное музейное дело в русле международных тенденций. Музей для всех. М.2003
Морозова И.А. Музейная педагогика в Сети. Преподавание истории в школе. №8. 2007.
Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
Пузиков А.В. Школьные музеи. Сб. научных статей. Выпуск 1.