Рабочая программа по курсу культура добрососедства 1 класс

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей
начальных классов
__________/Миронова Е.Н./

Протокол №____
от «__» августа 2015г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР
______________________________



« ___»августа 2015г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Медведевская школа»
_________ Н. Н. Васильев
Приказ № ____ от 2015 г.




РЕСПУБЛИКА КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕДВЕДЕВСКАЯ ШКОЛА» ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА

296121, Российская Федерация, Джанкойский район, с. Медведевка , ул. Ленина, 8
телефон: (06564) 5-24-54, e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Культура добрососедства»
для 1 класса

Количество часов: 33 часа в год
1 час в неделю (33 недели).



Составитель: Асецкая О.Г.
учитель начальных классов






с. Медведевка, 2015 г.

Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Опенко Н.Ю., учебного плана и программы НОО МОУ «Медведевская школа» Джанкойского района Республики Крым на 2015-2016 учебный год.
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Автономной Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной школы;
приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.
Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Программа составлена с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.
Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.
Учебно-воспитательные цели курса:
воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
воспитание толерантности как основного принципа демократии;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
Практические цели курса:
формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.
Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:
1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.
2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.
3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.
4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.
5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).
6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.
7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.
Особенностями данного курса являются:
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем; 
возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
единство изучения России и Крыма как субъекта России;
приоритетность воспитательных задач;
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
Наполняемость группы – 15-20 человек.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.
Общая характеристика курса «Культура добрососедства».
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.
Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы.
Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.
При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о  материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой – показывается общность этих культур.
Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни.
Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.
В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.
В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Культура добрососедства» изучается с 1 по 4 класс по 1 академическому часу – 35-40 мин (33-34 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Объем учебной нагрузки установлен СанПиНом.
Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 33-34  учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы.
Формы организации внеурочной деятельности
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный. В первом классе имеет место лишь вербальное оценивание. Формы его могут быть разнообразные. 
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:
- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,
- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,
- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).

Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.
При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся должны знать:
названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
5-6 названий национальных блюд;
несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
«словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
должны иметь представление:
об экологии, о роли природы в жизни человека;
об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
о ремеслах, мастерах Крыма; 
о национальной одежде и кухне народов Крыма;
о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
о семейных святынях;
о ценностях, которые объединяют все народы;
должны уметь:
рассказать, как готовится его любимое блюдо;
одеть куклу в элементы национального костюма;
вести диалог с товарищами; 
сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
Тематическое планирование для 1 класса
«Я, моя семья и мои соседи»


п\п

Дата по плану
Дата по факту
Тема
заня тия
Тип занятия
Технологии
Кол-во часов
Планируемые результаты (предметные)
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности

Дата







1








2





3
Содержание занятия
(Ученик должен знать)

4
Личностные УУД



5
Познавательные УУД



6
Коммуникативные
УУД



7
Регулятивные
УУД



8





9








1
17.09.
Вводный урок. Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Учимся жить в добром соседстве 
Комбинированное занятие/ Проблемно -диалогическая (1ч.)
Цели и задачи курса «Культура добрососедства».
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.
Формирование установки на здоровый образ жизни.
Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем»
Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.
Учитывать выде- ленные учителем ориентиры дейст- вия в новом материале в сотрудничестве с учителем.




Географическая среда- 5 ч

2
24.09.
Крым на карте России. Представление о Крыме, как о полуострове. 
Занятие-игра
(1ч)
Учиться находить Крым на карте России.
Оценивать конкретные выступления одноклассни-ков.
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности
Иметь представление о месте расположения Крыма на карте России.
Обсуждать в группах и находить Крым на карте.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.
Контролировать действия партнёра.
Получит возмож- ность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



3-4
01.10.
08.10
Природная зона ,в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова.Рельеф.Водоемы. «Зеленые острова»(сады, лесопарки, скверы, бульвары).
Занятие-игра
(1ч)
Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова, названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов на местности, где расположен населенный пункт.
Развитие готовности к сотрудничест-ву и дружбе.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Иметь представление о природных зонах Крыма.
Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.

Планировать своё действие. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



5
15.
·10.
Почему надо беречь природу.
Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека.Помощь животным и птицам зимой.

Знать, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным.
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познаватель-ный интерес к новому материалу.
Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным.
Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.
В сотрудничестве с учителем ставить новые задачи



6












22.10.













Что такое Экология.Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связь между живой и неживой природой, связь между природой и человеком. 
Комбинированное занятие
(2ч)
Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека.
Оценивать конкретные примеры добрых слов
Формирование ориентации на понимание причин успеха деятельности.
Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека.

Обсуждать в группах и объяснять различные ситуации, описанные в стихотворении. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.
Контролировать действия партнёра.
Строить диалог с товарищами. Сотрудничать в группах, выслушивать мнения одноклассников, высказывать своё мнение.


Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве




История- 5 ч



7-9
05.11.
12.11
19.11
Названия вокруг нас. Мое родословное дерево. Откуда родом мои предки.
История имен и фамилий.История названия села, улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей.

Знать названия культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего села.
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.
Формировать учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу.
Знать и уметь рассказывть о своей семье, о предках.
Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи



10-11
26.11
03.12
Кто такие «крымчане».Мои соседи.Как мы стали соседями. Национальные краски полуострова.Что такое добрососедство.

Знать, кого называют «крымчанами», иметь представление о разнообразном этническом составе населения Крыма. Знать, кого называют соседями и уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое «добрососедство».
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.
Формировать учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу.
Знать и уметь рассказать о «крымчанах».
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.
Контролировать действия партнёра.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
















Традиционная культура (6 часов)


12-13
10.12-17.12
Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. Одежда мужска и женская, повседневная и праздничная.
Уникальность культуры каждого народа.

Иметь представление о том, что такое национальная одежда .Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную .Уметь одеть куклу в национальный костюм.
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничест-ву и дружбе.

Иметь представление о национальной одежде.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.
Работа в группах и самостоятельно с источником информации об окружающем мире.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



14
24.12.
Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства.

Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др.
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничест-ву и дружбе.

Иметь представление о различных ремесленных специальностях.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.
Работа в группах и самостоятельно выделять названия ремесленных специальностей из рассказов и стихов.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



15

Традиционные занятия населения региона. Современ ные сельскохо зяйствен ные и промыш ленные предприя тия.

Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг.
Формирование установки на здоровый образ жизни.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Знать современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района, когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.
Умение договариваться, находить общее решение.
Адекватно оценивать своих одноклассников
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.



15
11.12
Традиции приобще ния детей к труду в старину и сегодня.

Распределение обязанностей в семье в старину. Зачем приобщали детей к труду? Какую работу выполняли дети. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Формировать учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу.
Знать свои обязанности в семье, уметь рассказать о том, какую работу ты можешь выполнять.
Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем



16
18.12.
Традиции соседской взаимопо мощи

Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. Значение слов «талаха» – «толока».
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.
Формировать учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу.
Понимать необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ. Испытывать радость от совместного труда и его результатов.
Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи



17
25.12.
Великие учителя и великие книги человечества.

История появления и общая характеристика книг: Библии, Ветхого Завета, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и другие исторические личности.
Формирование установки на здоровый образ жизни.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.



Знать несколько великих учителей и великих книг человечества.
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.
Умение договариваться, находить общее решение
Адекватно оценивать своих одноклассников
Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.



18
15.01.
Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину.

Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек
Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.
Формирование адекватной и позитивной самооценки.
Знать и уметь играть в несколько игр наших бабушек и дедушек.
Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Формировать собственное мнение и позицию.
Формировать способности адекватно воспринимать оценку учителя.



19
22.01.
Праздники, которые мы отмечаем вместе. 

История возникновения праздников. Традиции твоей семьи, связанные с празднованиями Нового года, 8 Марта и др. Меню праздничного стола. Подарки. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа
Оценивать конкретные выступления одноклассни-ков.
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности
Знать основные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников
Обсуждать в группах и объяснять значение праздников, которые мы отмечаем. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.
Контролировать действия партнёра.
Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве



20
29.01.
Правила поведения во время религиоз ного праздника или ритуала.

События, на которые приглашают, и события, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю.
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Знать правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Варианты приветствия (поздравления, соболезнования) на родном языке и на языке соседа. Знать основные правила поведения во время религиозного ритуала. Особенности застольного этикета. Уметь правильно попрощаться и уйти.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.
Работа в группах и самостоятельно с источником информации о религиозных праздниках и ритуалах.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



21
















22
05.02.

















12.02.
Узнай ме ня лучше: пригла шаю дру зей на праздник моего народа.










Делаем сами подарки к праздни кам.
Комбинированное занятие/ Проблемно – диалогичес-кая, групповая, здоровье-сберегающая
(1ч)











Комбинированное занятие/ Проблемно – диалогичес-кая, групповая, здоровье-сберегающая
(1ч)
Какие бывают праздники. Праздники, на которые приглашают, и праздники, на которые можно прийти без приглашения. Одежда и подарки, которые соответствуют празднику.







Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.










Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Формула поздравления с праздником на родном языке и на языке соседа. Особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольный этикет. Прощание и уход.
Знать методику изготовления некоторых подарков своими руками.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.
Работа в группах и самостоятельно при разгадывании кроссвордов.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



23
19.02.
Традиции отдыха в наших семьях 
Комбинированное занятие/ Проблемно –диалогичес-кая, групповая, здоровье-сберегающая
(1ч)
Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Понимать необходимость отдыха для человека. Уметь рассказать, как отдыхают в твоей семье.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.
Работа в группах и самостоятельно при разгадывании шарад и логогрифов, связанных с праздниками в наших семьях.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.




Язык соседа (2 часа)


24
26.02.
Способы передачи информа ции.
Комбинированное занятие/ Проблемно –диалогичес-кая, групповая, здоровье-сберегающая
(1ч)
Жесты и взгляды – немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов». Танец – понятный всем язык, который нас объединяет


Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Знать несколько способов передачи информации. Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.
Работа в группах и самостоятельно с источником информации о способах её передачи.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



25
04.03.
Мои любимые песни. 
Рефлексия/ Работа в группах, здоровье-сберегающая

(1ч)
Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Формирование установки на здоровый образ жизни.

Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о труде, об учении на языке своих соседей.
Работать в группах по составлению правил поведения во время исполнения песен. Обсуждать в группах необходимость знания песен, сказок, загадок на языке соседа.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.




Аксиология (5 часов)



26-27
11.03.


18.03.
Всех ли мы называем друзьями?

Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Обсуждение пословицы: «Раздели радость с другим – она станет вдвое больше. Раздели горе с другим – оно станет вдвое меньше».
Оценивать конкретные выступления одноклассни-ков.
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности
Знать и понимать какие качества ценны для человека, которого называю своим другом. Роль дружбы в жизни человека.
Обсуждать в группах и объяснять данные задания. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.
Контролировать действия партнёра.
Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве




28-29
25.03.



08.04.
Ценности, которые объединяют всех. 

Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Формирование установки на здоровый образ жизни.

Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.
Работа в группах и самостоятельно при определении ценностей, которые объединяют всех.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



30
15.04.
Отноше ние моей семьи к знанию, грамотности и трудо любию. 

Нужны ли они в жизни современ-ного человека. Как моя семья и мои соседи относятся к знающим, образо-ванным и трудолю-бивым людям. Фольклор народов Крыма о трудолю-бии и прилежании
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Формирование установки на здоровый образ жизни.
Знать что такое «знание», «грамотность», «трудолюбие» и «прилежание». Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен народов Крыма о трудолю-бии и прилежании.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.




Конфликтология (4 часа)



31-32
22.04.


29.04.
Что такое «любовь»? Почему она нужна людям

«Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не оппонент, а «союзник». 
Оценивать конкретные выступления одноклассни-ков.
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности
Знать, что каждый человек по-своему интересен и уника-лен. Иметь пред-ставление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, прожива-ющих рядом
Работать в группах по составлению правил поведения во время исполнения песен. Обсуждать в группах необходимость понимания слова «любовь».
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



33-34
06.05.
13.05.
25.05.
Конструк тивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. 

Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен. 
Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Иметь представле-ние о необходимос-ти сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности пред-отвращения конф-ликтных ситуаций и о позитивных прие-мах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конст-руктивному взаимо-действию в коллек-тиве; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций
Обсуждать в группах и объяснять данные задания. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания.
Контролировать действия партнёра.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ
Календарного планирования
«КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА» - «Культура добрососедства» Араджиони М. А., ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011 - «Культура добрососедства : программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Автономной Республики Крым» : М. А. Араджиони Редакторы: И. С. Гладкая, И. А. Андрющенко ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011 - «Культура добрососедства : программа» (Араджиони М. А., Яковлева Т. Э.) Программа «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе» для 3-го класса (Кравцова Л. Ф., Араджиони М. А., Алмазникова Е. В., Наумова Л. В., Опенко Н. Ю.) ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011 - «.Календарное планирование учебных занятий по «Культуре добрососедства» в 1-4-х классах» по Араджиони М. А., Кравцовой Л. Ф. ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011





15