Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности Рюкзачок


Раздел 4 Календарно – тематическое планирование
№занятия Тема занятий Количество часов Сроки проведен-ияПримеча- нияТеорети-ческие Внеауди -торная 1. Введение. 1 - 1.1 Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) для оздоровления организма человека. Виды туризма.
Роль краеведения в познании окружающего мира и самого себя.
Оздоровительный эффект чистого воздуха лесов, разнотравных лугов
и полей. Оздоровительный эффект от водных процедур.
1 - 2. Правила поведения юных путешественников. 4 - 2.1 Правила поведения юных путешественников на занятиях (во вне-урочной деятельности) в учебном классе, спортивном зале, на учебно-
тренировочном полигоне, в парке (лесу).
Требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями. 1 - 2.2 Порядок хранения туристского снаряжения, оборудования и инвентаря. Обязанности завхоза по снаряжению.
Правила обращения с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами.
1 - 2.3 Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях в школе, на территории школы, дома и на природе.
Телефоны аварийных служб.
1 - 2.4 «Кодекс чести юного путешественника».
Правила поведения участников физкультурно-туристских состязаний,
соревнований и игр.
1 - 3. Азбука туристско-бытовых навыков. 3 1 3.1 Общественно полезные и личностно значимые дела юных путешественников на экскурсиях и туристских прогулках. Должностно-ролевая система самоуправления в группе, взаимопо-
мощь в туристской группе. Распределение обязанностей (ролей) юных
путешественников в группе. Смена дежурных должностей в течение года. 1 - 3.2 Правила поведения на туристской прогулке, экскурсии в парке(лесу). Правила поведения во время различных природных явлений(грозы, сильного ливня, тумана и пр.). Правила безопасности при встрече
с дикими и домашними животными. Личное снаряжение юного путешественника для участия в туристской прогулке или экскурсии. Рюкзачок юного путешественника и требования к нему. - 1 3.3 Требования к упаковке продуктов для приёма пищи на прогулке или
экскурсии. Укладка и регулировка рюкзачка. Организация приёма пищи (приготовление пищи) во время турист-
ской прогулки в однодневном походе (летом, осенью, весной и зимой).
Перекус и его организация. Техника безопасности при приготовлении
пищи.
1 - 3.4 Организация биваков и охрана природы. Основные туристские узлы: прямой, проводник простой и ткацкий.
Их свойства, назначение и использование 1 - 4. Я, моё тело и моё здоровье. 2 - 4.1 Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации чаепития и перекусов. Личная гигиена на занятиях физкультурой и туризмом. Зарядка. Дневник самонаблюдений за состоянием здоровья и самочувствия.
Роль родителей и обучающегося в ведении дневника. Общая физическая подготовка и оздоровление организма. Комплекс физических упражнений и подвижные игры для развития общей
и специальной выносливости. 1 - 4.2 Оказание первой доврачебной помощи при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм. Способы обработки. Профилактика. Выносливость и сила воли, их формирование в туризме. Требования по соблюдению питьевого режима во время занятий фи-
зическими упражнениями, туристской прогулки, экскурсии. Способы
обеззараживания воды для питья и приготовления пищи. 1 - 5. Азбука туристского ориентирования. 1 2 5.1 Я и мой дом, моя школа, школьный двор.
1 - 5.2 Ориентирование по сторонам горизонта. Понятия: горизонт, стороны
горизонта, ориентирование. Туристское ориентирование. Компас и его устройство. Компас — прибор для определения сторон
горизонта. Устройство компаса и его работа. История компаса. Обязанности штурмана группы. -

1


5.3 Ориентирование по компасу и плану. Чтение плана местности (школьного двора). - 1 6. В гостях у путешественников — героев сказок. 3 - 6.1 Русские народные сказки и сказки народов мира о путешественни-
ках: «Лягушка-путешественница», «Маугли», «Снежная королева», «Кот
в сапогах» и др.
1 - 6.2 Способы, которые использовали для путешествий сказочные герои:
пешком (сапоги-скороходы, туфельки), на лыжах, на плав- средствах
(лодки, корабли), летательных аппаратах (ковёр-самолёт, корабли, ступаи метла), на оленях или лошадях и т. п. 1 - 6.3 Личностные качества сказочных героев, необходимые им в путешествиях. Предметы ориентирования на местности, которые использовали сказочные герои. «Проводники» — путеводители сказочных героев: клубок ниток,
перья птиц, сказочные герои и животные.
Способы преодоления естественных препятствий сказочными героями.
1 - 7. Путешествие во времена года. 1 4 7.1 Снаряжение юного путешественника, необходимое для наблюдений
за явлениями в природной среде и выполнения краеведческих, исследовательских заданий.
- 1 7.2 Ведение совместно с родителями дневников наблюдений и впечатлений. 1 - 7.3 Экскурсия. - 1 7.4 Наблюдение за природной (растительный и животный мир; живаяи неживая природа) и искусственной средой. - 1 7.5 Природное наследие. Изменения в природе. Растения и животные
родного края. - 1 8. Путешествие в мир моей школы. 4 - 8.1 Знакомство детей с учебным классом, спортивным залом, школьнойбиблиотекой, столовой. 1 - 8.2 Правила поведения на экскурсии
в школьном музее. Правила осмотра экспозиций и экспонатов.. 1 - 8.3 Экскурсия в школьный краеведческий музей. 1 - 8.4 Экскурсия в библиотеку. 1 - 9. Загадки школьного двора. 1 2 9.1 Школа и школьный двор: местоположение в населённом пункте. План
школьного двора (территории). Назначение сооружений школьногодвора. Стадион и спортивная площадка школьного двора - 1 9.2 Виды растений (флора) и животных (фауна) обитателей школьного
двора. Школьный сад. - 1 9.3 Экология школьного двора: охрана природы, загрязнение. 1 - 10 Азбука путешественника. - 4 10.1 Способы передвижения юных путешественников. Преодоление простейших естественных препятствий. Обход естественных препятствий. Прокладка маршрута движения. - 1 10.2.
Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении препятствий. Гимнастическая самостраховка при преодолении препятствий. - 1 10.3 Строй туристской группы. Интервал движения, ритм движения. При-
валы и их продолжительность. Ходовое время. Преодоление склонов (спуск и подъём). Подъём, траверс и спуск по склонам с использованием альпенштоков. - 1 10.4 Туристская эстафета и её технические этапы. Организация взаимодействия в команде юных путешественников, взаимовыручка. 1 Зачётное мероприятие.